Уважаемые коллеги!
Наше очередное заседание посвящено актуальной теме: формированию бюджетов муниципальных образований на 2006 год. Предваряя выступления коллег, хотелось бы отметить несколько, на мой взгляд, принципиальных моментов.
Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что принятие в сентябре этого года поправок в Федеральный закон № 131-ФЗ, в бюджетное и налоговое законодательство ни в коем случае не приостанавливает реформу местного самоуправления. Я бы сказал, что эти поправки могут потребовать дополнительных усилий от тех субъектов Российской Федерации, которые решат воспользоваться предоставленными им правами по перераспределению полномочий между муниципалитетами двух уровней.
Принятие такого решения будет означать необходимость создания собственной нормативной правовой базы по регулированию вопросов ведения, бюджетных и имущественных прав муниципалитетов двух уровней. Может быть, придется принимать временный пакет законов о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Причем такая нормативная правовая база должна быть создана не только в короткий срок, но ее действие будет ограничено определенными временными рамками. По закону этот срок определен в три года.
Каждый из субъектов Российской Федерации должен сам принять решение, стоит ли идти на такой шаг, исходя из конкретной ситуации. Однако все последствия такого решения - положительные и отрицательные будут целиком в сфере ответственности принявших его субъектов Российской Федерации.
В любом случае бюджеты муниципалитетов и субъектов Российской Федерации в 2006 году должны быть сформированы на новой основе, с учетом требований Федерального закона № 131-ФЗ и с учетом последних изменений.
К таким требованиям относятся:
– принятие законов субъектов Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований двух уровней отдельными государственными полномочиями;
– формирование точных реестров расходных и бюджетных обязательств с учетом требований как базовых, так и всей совокупности отраслевых федеральных законов;
– формирование соответствующих фондов для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований на основе единых методик.
О фондах межбюджетного выравнивания необходимо сказать особо. Уже сейчас становится очевидным, что во многих случаях применение фондов для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований может привести к зависимости местных бюджетов от вышестоящих органов власти. Более того, создание «справедливых» методик для формирования фондов и распределения из них дотаций и субсидий является на практике довольно трудной задачей.
Полагаю, что стратегическая цель должна заключаться в создании таких правовых условий, чтобы местные бюджеты в максимально возможной степени формировались за счет налоговых отчислений на долговременной основе, а не за счет дотаций и субсидий.
Не все специалисты разделяют эту точку зрения. Вместе с тем, в Европейской хартии местного самоуправления принцип приоритетного формирования доходной части местных бюджетов на основе налоговых поступлений закреплен однозначно.
Знаю, что на федеральном уровне необходимо разрешить еще много вопросов для того, чтобы субъекты Российской Федерации могли реализовать этот принцип. Но, несмотря на возможные тактические отступления, эту стратегическую линию мы не должны терять из виду. Думаю, что такой же принцип в будущем должен применяться и в межбюджетных отношениях федерального центра и регионов.
Хотел бы также обратить Ваше внимание, что, после завершения выборов в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, перед депутатами, главами муниципальных образований и главами администраций встанут непростые вопросы организации их деятельности. Организационные сложности дополнятся проблемами, связанными с принятием уставов и местных бюджетов. Оказать действенную помощь муниципалитетам в их становлении как органов местной власти – прямая обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральный закон позволяет субъектам Российской Федерации оказывать им методическую поддержку вплоть до подготовки проектов местных бюджетов исполнительными органами государственной власти.
Итак, уважаемые коллеги, прошу Вас высказаться по эти важнейшим проблемам формирования местных бюджетов. От их успешного решения во многом будут зависеть темпы реального становления местного самоуправления в Российской Федерации.