1. Вопрос о том, нужно ли России вступать во Всемирную торговую организацию, перед нами не стоит. Этот вопрос давно решен. В стремлении руководства нашей страны ускорить процесс вхождения России в ВТО нет никакой конъюнктуры.
Напомню, что еще в начале 70-х годов СССР подавал заявку на присоединение к Генеральному соглашению по тарифам и торговле. А это и было ядром, из которого позже выросла ВТО.
Если бы это вопрос был решен 30 лет назад, возможно, необходимые стране экономические реформы пошли бы другим, менее болезненным, путем. И чем дольше сегодня будет затягиваться процесс переговоров России с ВТО, тем большими проблемами будет сопровождаться и неизбежное включение нашей страны в сферу ВТО, и связанные с этим последствия для экономической и социальной жизни в нашей стране.
2. Часто ставится вопрос, выиграет или проиграет Россия от вступления в ВТО? Это в принципе неправильно. Совершенно точно, что многие отрасли, регионы, слои населения от этого выиграют. И так же точно, что многие другие проиграют.
Это означает, что, интенсифицируя переговоры о вступлении нашей страны в ВТО, мы должны, с одной стороны, сделать все, чтобы максимизировать выигрыш там, где он будет. А, с другой стороны, государство обязано выявить те сферы российской экономики, которые понесут потери, и создать механизмы, которые сведут ущерб к минимуму.
Чтобы добиться этого, необходимы не только убедительные аргументы и настойчивость официальных переговорщиков, но и внятно выраженная позиция российского бизнеса, прежде всего крупного бизнеса, мнение которого могло бы быть услышано за рубежом, в том числе деловыми партнерами российских компаний.
В конце концов, именно вам и вашим партнерам, а не чиновникам, предстоит на практике работать в новых экономических условиях. Поэтому согласование позиций и интересов должно идти не только на официальном уровне неформальных бизнес-контактов, согласованного цивилизованного лоббистского давления на правительство. В этом крупный российский бизнес может значительно помочь государству, сделав более аргументированными и весомыми его позиции на переговорах о вступлении в ВТО.
3. Сегодня мы должны обсудить, какими должны быть оптимальные и реалистичные условия вступления России в ВТО применительно к такой важнейшей отрасли народного хозяйства, как агропромышленный комплекс. Ситуация здесь неоднозначна и требует точных и взвешенных решений.
Россия не только является крупным импортером продовольствия, но и все более наращивает экспорт сельхозпродуктов и сельскохозяйственного сырья. Поэтому вступление в ВТО является критически важным шагом для дальнейшего развития российского села, всего российского агропродовольственного рынка.
Мы должны понять, какие выгоды и какие опасности таят изменения правил конкуренции, с которым столкнутся после вступления в ВТО российские производители на внешнем и на внутреннем рынках.
Мы должны быть готовы к новым вызовам, которые диктуются более жесткими условиями конкуренции. Если мы выдержим этот экзамен, то с учетом колоссального аграрного потенциала России возможности, открываемые ВТО, могут привести в перспективе к значительному усилению, а, возможно, и доминированию российских предприятий в ряде важных секторов мирового агропродовольственного рынка.
Вот почему уже сегодня, на этапе переговоров с ВТО, нам нужно заложить такие позиции, которые бы обеспечили реализацию этого потенциала.
4. Говоря о вступлении в ВТО, необходимо исходить из интересов не только российского производителя, но и российского потребителя.
Наши граждане имеют законное право получать качественные и доступные по цене продукты питания. Мы должны понять, что необходимо сделать на уровне государства, чтобы такие продукты в условиях ужесточившейся конкуренции смогли предоставить российскому покупателю отечественные предприятия.
Именно на этом направлении нужно искать и находить возможности для сочетания интересов производителя и потребителя.
В этом вопросе есть и другая сторона. Каждый производитель является в то же время и потребителем - сырья, техники, технологий.
Безусловно, вступление в ВТО изменит возможности для внедрения в российское производство, в том числе агропромышленное производство, новой техники и новых технологий, ускорит процесс производственной модернизации российского села.
Но при этом мы должны избежать попадания в неприемлемую технологическую и техническую зависимость от зарубежных партнеров. Какие для этого должны быть приняты управленческие решения - тоже большой вопрос.
Думаю, что наша встреча пройдет с пользой, если мы придем к согласованной позиции хотя бы по некоторым из проблем, связанных с последствиями для агропромышленного комплекса предстоящего вступления нашей страны в ВТО.