Уважаемые участники совещания, коллеги!
Наше сегодняшнее совещание является новой формой работы Совета Федерации в решении принципиальных для страны вопросов. Сегодня нам предстоит высказать свое мнение, какими путями будет идти социально-экономическое развитие на юге России, как обеспечить безопасность проживающих здесь граждан, найти эффективные меры для противодействия террористическим угрозам, их предупреждению.
Актуальность нашего собрания связана с поиском ответов на вопросы, поставленные жизнью в особой акватории России. Мы договорились с руководством Южного федерального округа привлечь к дискуссии по самым животрепещущим вопросам регионов Юга России членов Совета Федерации.
Для решения сложных проблем субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, сегодня необходимо использовать все имеющиеся институты представительной власти и парламентские структуры, от органов местного самоуправления и до Совета Федерации, который по праву называют палатой российских регионов. Каждый уровень власти располагает своими определенными инструментами, способными реально влиять на сложившееся в регионах Южного округа положение.
Такими инструментами располагает и Совет Федерации. С целью получения постоянной, беспристрастной, объективной информации о положении дел в Северо-Кавказском регионе в прошлом году в Совете Федерации была создана Комиссия по анализу ситуации на Северном Кавказе. Мы рассматриваем деятельность Комиссии как особую форму совместной работы исполнительной и законодательной ветвей власти с целью выработки эффективной государственной политики на Северном Кавказе. Год назад приступила к работе Временная Комиссия по подготовке законодательных предложений по противодействию терроризму. Ее задача — создание правовых основ противодействия терроризму и экстремизму. При Председателе палаты успешно работает Совет по федеральным и региональным программам.
В ближайшее время Совет Федерации приступит к рассмотрению внесенного Президентом законопроекта «О парламентских расследованиях». Думаю, что в этом контексте необходимо будет учитывать накопленный опыт работы Парламентской Комиссии по расследованию трагических событий в Беслане. Выявить что удалось, а также проблемы, с которыми она столкнулась в своей деятельности. Со своей стороны, считаю, что главная задача парламентских комиссий должна состоять в обеспечении гласности расследования, информировании общественности о его результатах, исключении возможности под разными предлогами положить дело «под сукно» или извратить истину. Эта задача полностью соответствует функциям парламента.
Уверен, многие из накопившихся проблем можно решить за счет внутренних ресурсов. Прежде всего, за счет укрепления взаимосвязей между регионами округа. Хозяйственный комплекс на юге России изначально создавался на основе широкой производственной кооперации, которую сейчас необходимо восстанавливать. Однако подчас мы еще не умеем решать проблемы сообща, и очень часто делаем вид, что проблемы соседей нас не касаются.
В этом смысле значительным потенциалом обладают межрегиональные парламентские ассоциации. В частности, достаточно активно развиваются межпарламентские связи в рамках работы Южно-Российской парламентской ассоциации. На ее заседания выносятся наиболее актуальные вопросы развития регионов, требующие законодательного обеспечения. Совету Федерации, его членам необходим более тесный контакт с этими образованиями.
Хочу также напомнить, что федеральные округа создавались не только для повышения эффективности управления, но и для организации перспективного планирования развития регионов. Призываю вас объединять усилия в разработке совместных программ по созданию рабочих мест, а также общих социальных проектов. Эта работа должна проводиться во взаимодействии с органами исполнительной власти регионов
Одной из ключевых проблем является отсутствие четкого разграничения полномочий и дублирование в работе служб и ведомств, действующих на территории округа и регионов. Это, в конечном счете, размывает ответственность как руководителей, так и служб в целом. Необходимо создание механизмов политической и юридической ответственности региональных и местных властей за результаты их работы.
Юг России — это регионы, социально-экономический потенциал которых открывает большие возможности для их жителей. Для качественного улучшения социальной ситуации в Южном федеральном округе должны быть в полной мере использованы национальные проекты, обозначенные Президентом России в области образования, здравоохранения, жилищного строительства и развития села. Полагаю, они могут стать опорной точкой социально-экономического развития округа.
Считаю необходимым также доработать федеральную целевую программу «Юг России» в соответствии с обозначенными национальными проектами.
В настоящее время законодательные и исполнительные органы власти субъектов Федерации становятся ключевым звеном в реализации муниципальной реформы. От их работы по разграничению и финансовому обеспечению передаваемых на местный уровень полномочий зависит эффективность работы органов местного самоуправления, а, значит, и качество жизни каждого человека.
Полным ходом в эти дни идет работа над проектами бюджетов всех уровней на 2006 год. Поэтому в ходе бюджетного процесса этого года вопросы финансового обеспечения реформы местного самоуправления должны быть приоритетами как для Государственной Думы и Совета Федерации, так и для законодательных органов власти субъектов Российской Федерации.
Основную цель нашего совещания я вижу в выработке алгоритма совместной работы Совета Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в решении наиболее важных проблем южных регионов России. Необходимо сделать так, чтобы результаты нашего совещания стали ориентирами в работе законодательных собраний регионов Южного федерального округа. Они также должны помочь в выработке целостной стратегии по стабилизации обстановки в регионах Юга России как в социально-экономической сфере, так и на поприще обеспечения безопасной жизни наших граждан.
В заключение считаю нужным подчеркнуть: от корректности наших оценок, эффективности и точности политических решений, умения четко и адресно работать с людьми во многом зависит престиж власти в регионах и страны в целом.