МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Выступление на заседании Совета законодателей, посвященного реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации на 2005 год28 июня 2005 года

28 июня 2005

Уважаемые члены Совета законодателей,  уважаемые участники заседания!

Сегодня мы обсуждаем один из наиболее актуальных и значимых вопросов государственного строительства. Речь идет о политическом курсе и фундаментальных принципах развития страны, определенных Президентом Российской Федерации на долгосрочную перспективу, а также о приоритетах и программе конкретных действий по созданию правовой базы для реализации этого курса.

Послание Президента России Федеральному Собранию – это не только политическая позиция главы государства и национального лидера. В соответствии с Конституцией Российской Федерации именно этот документ наряду с федеральными законами является главным источником государственной политики в ее стратегическом измерении.

Послание Президента Российской Федерации 2005 года имеет особое, поистине историческое значение. В нем глава государства заявляет об исчерпанности антикризисной по своей сути политики реагирования на сиюминутные проблемы и о переходе к принципиально новой политике. Политике, устремленной в будущее и сохраняющей вместе с тем преемственность стратегических ориентиров и целей развития страны.

Все мы хорошо понимаем, что такая политика требует совершенно иных методов и механизмов ее осуществления. Прежде всего, это программно-целевой подход к формированию конкретных мер по реализации политики и эффективное взаимодействие всех ветвей и уровней власти при их выполнении.

С учетом федеративного устройства России важно, чтобы цели и задачи общенациональной политики разворачивались в согласованные стратегии и программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.Если в эти программно-политические документы будут включены разделы о законодательном обеспечении их реализации, то мы осуществим наконец идею государственной программы законопроектных работ, которая получила сегодня достаточно широкое распространение. Не следует при этом, конечно, забывать и об извечной российской проблеме проведения намеченных планов в реальную действительность.

Другими словами, в новых условиях у каждого органа государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации есть свое место в наполнении общей стратегии развития страны конкретным содержанием, есть свои инструменты по ее реализации. Но вся эта система должна быть выстроена так, чтобы в принципе исключить печально знакомые нам ситуации. Имею в виду те случаи, когда благие намерения по проведению той или иной реформы оборачиваются результатами, прямо противоположными конечным целям и базовым ориентирам, поставленным Президентом страны.

Надо сказать, что работа по выстраиванию такой системы активно разворачивается и на федеральном, и на региональном уровнях.

Хочу сказать несколько слов о координации взаимодействия федеральных органов законодательной и исполнительной власти. И палаты Федерального Собрания, и Правительство России поставили на плановую основу свою деятельность по реализации объявленных главой государства приоритетов государственной политики. Так, например, в Совете Федерации практически завершена подготовка и до конца весенней сессии будет принята Программа действий палаты по реализации посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию (развернутая характеристика этого документа будет представлена в докладе председателя Комиссии Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации Г.Э. Бурбулиса). Соответствующие документы есть и в Правительстве, и в Государственной Думе.

Каждый из упомянутых органов действует строго в рамках своей компетенции. Вместе с тем, все они имеют общую задачу - это создание законодательного обеспечения приоритетов государственной политики. Поэтому буквально на днях мы договорились с руководством Правительства о формах конкретного участия комитетов и комиссий Совета Федерации в совместной с федеральными органами исполнительной власти работе над законопроектами.

Кроме того, мы нашли взаимопонимание с Правительством еще по одному очень важному вопросу – о взаимодействии Совета Федерации с Министерством юстиции России при создании единой системы мониторинга состояния российского законодательства и правоприменительной практики. Совет Федерации и Совет законодателей уже более трех лет работают над этой проблемой. Мы неоднократно ставили на самом высоком уровне вопрос о создании федерального центра мониторинга законодательства и высоко ценим инициативу Минюста, предложившего организовать такой центр на своей базе. В настоящее время Совет Федерации совместно с Министерством юстиции готовят проект указа Президента России по данному вопросу.

Как говорится, в хорошие руки не грех отдать даже дорогую тебе идею. Тем более, что в будущем работы хватит на всех. Ведь правовые аспекты качества нормативных актов, которые призван контролировать Минюст, это необходимое, но не достаточное условие для решения общей задачи. Мы продолжим нашу совместную работу с тем, чтобы в поле постоянного внимания находились не только юридические, но и политические, социально-экономические и другие важные содержательные аспекты действующего законодательства.

По опыту своего регулярного пребывания в различных регионах страны могу смело утверждать, что в абсолютном большинстве случаев исполнительная и законодательная ветви власти субъектов РФ также демонстрируют конструктивное сотрудничество и способность совместными усилиями формировать и проводить в жизнь современную эффективную политику. Политику, основанную на глубоком осмыслении перспективного облика региона, стратегическом расчете, увязке долгосрочных и текущих задач.

В свете обсуждаемого сегодня вопроса особенно важно, чтобы эта работа была акцентирована на согласовании концепций и программ развития регионов с положениями посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Готовясь к нашему заседанию, Совет Федерации запросил у вас соответствующую информацию, и могу сказать с удовлетворением, что результаты превзошли наши ожидания. О конкретном и интересном опыте Тюменской области в данной области сегодня доложит председатель Тюменской областной Думы С.Е. Корепанов.

Таким образом субъекты Российской Федерации вносят неоценимый вклад в общие усилия по выводу на траекторию стабильного социально-экономического развития всей России.

Все мы хорошо понимаем, что для решения тех масштабных и сложных задач, которые сегодня стоят перед Россией в целом и каждым из ее регионов, ключевое значение имеет правовая основа. Ибо в демократическом государстве закон и только закон – главный инструмент для определения и рамок политики, и механизмов ее реализации. А соблюдение режима общей и конституционной законности – одно из важнейших условий для гражданского согласия и стабильного развития страны.

Вместе с тем, мы должны признать, что существующая организация законотворчества пока не соответствует требованиям сегодняшнего и, тем более, завтрашнего дня. При подготовке с вашим участием Доклада Совета Федерации о состоянии законодательства в Российской Федерации был проведен анализ новых задач и сложившейся практики законодательной деятельности. Вывод был однозначным: период фрагментарного, несистемного законотворчества себя исчерпал. Настало время приступить к формированию качественно новой, научно обоснованной и взаимосвязанной правовой системы.

Поэтому у федеральных и региональных законодателей огромное поле совместной и напряженной работы. И именно поэтому такое значение сегодня придается усилению роли законодательной (представительной) власти.

По инициативе главы государства был подготовлен и в значительной части уже принят ряд федеральных законов, направленных на укрепление и развитие институтов демократии: повышение роли политических партий, расширение кадровых и контрольных полномочий законодательных органов, создание площадки для выражения общественного мнения по важнейшим вопросам жизни страны.

Естественно, что повышение статуса и усиление полномочий представительных органов будет оправдано лишь тогда, когда их деятельность будет наполнена новым содержанием, а все мы начнем ощущать всю полноту ответственности за конечные результаты нашей работы.

Уверен, что сегодняшнее обсуждение позволит нам существенно продвинуться в понимании как существа этих насущных вопросов, так и подходов к их практическому решению.

Благодарю вас за внимание.

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International