Уважаемые члены Совета законодателей, уважаемые участники заседания!
Сегодня мы обсуждаем один из наиболее актуальных и значимых вопросов государственного строительства. Речь идет о политическом курсе и фундаментальных принципах развития страны, определенных Президентом Российской Федерации на долгосрочную перспективу, а также о приоритетах и программе конкретных действий по созданию правовой базы для реализации этого курса.
Послание Президента России Федеральному Собранию – это не только политическая позиция главы государства и национального лидера. В соответствии с Конституцией Российской Федерации именно этот документ наряду с федеральными законами является главным источником государственной политики в ее стратегическом измерении.
Послание Президента Российской Федерации 2005 года имеет особое, поистине историческое значение. В нем глава государства заявляет об исчерпанности антикризисной по своей сути политики реагирования на сиюминутные проблемы и о переходе к принципиально новой политике. Политике, устремленной в будущее и сохраняющей вместе с тем преемственность стратегических ориентиров и целей развития страны.
Все мы хорошо понимаем, что такая политика требует совершенно иных методов и механизмов ее осуществления. Прежде всего, это программно-целевой подход к формированию конкретных мер по реализации политики и эффективное взаимодействие всех ветвей и уровней власти при их выполнении.
С учетом федеративного устройства России важно, чтобы цели и задачи общенациональной политики разворачивались в согласованные стратегии и программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.Если в эти программно-политические документы будут включены разделы о законодательном обеспечении их реализации, то мы осуществим наконец идею государственной программы законопроектных работ, которая получила сегодня достаточно широкое распространение. Не следует при этом, конечно, забывать и об извечной российской проблеме проведения намеченных планов в реальную действительность.
Другими словами, в новых условиях у каждого органа государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации есть свое место в наполнении общей стратегии развития страны конкретным содержанием, есть свои инструменты по ее реализации. Но вся эта система должна быть выстроена так, чтобы в принципе исключить печально знакомые нам ситуации. Имею в виду те случаи, когда благие намерения по проведению той или иной реформы оборачиваются результатами, прямо противоположными конечным целям и базовым ориентирам, поставленным Президентом страны.
Надо сказать, что работа по выстраиванию такой системы активно разворачивается и на федеральном, и на региональном уровнях.
Хочу сказать несколько слов о координации взаимодействия федеральных органов законодательной и исполнительной власти. И палаты Федерального Собрания, и Правительство России поставили на плановую основу свою деятельность по реализации объявленных главой государства приоритетов государственной политики. Так, например, в Совете Федерации практически завершена подготовка и до конца весенней сессии будет принята Программа действий палаты по реализации посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию (развернутая характеристика этого документа будет представлена в докладе председателя Комиссии Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации Г.Э. Бурбулиса). Соответствующие документы есть и в Правительстве, и в Государственной Думе.
Каждый из упомянутых органов действует строго в рамках своей компетенции. Вместе с тем, все они имеют общую задачу - это создание законодательного обеспечения приоритетов государственной политики. Поэтому буквально на днях мы договорились с руководством Правительства о формах конкретного участия комитетов и комиссий Совета Федерации в совместной с федеральными органами исполнительной власти работе над законопроектами.
Кроме того, мы нашли взаимопонимание с Правительством еще по одному очень важному вопросу – о взаимодействии Совета Федерации с Министерством юстиции России при создании единой системы мониторинга состояния российского законодательства и правоприменительной практики. Совет Федерации и Совет законодателей уже более трех лет работают над этой проблемой. Мы неоднократно ставили на самом высоком уровне вопрос о создании федерального центра мониторинга законодательства и высоко ценим инициативу Минюста, предложившего организовать такой центр на своей базе. В настоящее время Совет Федерации совместно с Министерством юстиции готовят проект указа Президента России по данному вопросу.
Как говорится, в хорошие руки не грех отдать даже дорогую тебе идею. Тем более, что в будущем работы хватит на всех. Ведь правовые аспекты качества нормативных актов, которые призван контролировать Минюст, это необходимое, но не достаточное условие для решения общей задачи. Мы продолжим нашу совместную работу с тем, чтобы в поле постоянного внимания находились не только юридические, но и политические, социально-экономические и другие важные содержательные аспекты действующего законодательства.
По опыту своего регулярного пребывания в различных регионах страны могу смело утверждать, что в абсолютном большинстве случаев исполнительная и законодательная ветви власти субъектов РФ также демонстрируют конструктивное сотрудничество и способность совместными усилиями формировать и проводить в жизнь современную эффективную политику. Политику, основанную на глубоком осмыслении перспективного облика региона, стратегическом расчете, увязке долгосрочных и текущих задач.
В свете обсуждаемого сегодня вопроса особенно важно, чтобы эта работа была акцентирована на согласовании концепций и программ развития регионов с положениями посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Готовясь к нашему заседанию, Совет Федерации запросил у вас соответствующую информацию, и могу сказать с удовлетворением, что результаты превзошли наши ожидания. О конкретном и интересном опыте Тюменской области в данной области сегодня доложит председатель Тюменской областной Думы С.Е. Корепанов.
Таким образом субъекты Российской Федерации вносят неоценимый вклад в общие усилия по выводу на траекторию стабильного социально-экономического развития всей России.
Все мы хорошо понимаем, что для решения тех масштабных и сложных задач, которые сегодня стоят перед Россией в целом и каждым из ее регионов, ключевое значение имеет правовая основа. Ибо в демократическом государстве закон и только закон – главный инструмент для определения и рамок политики, и механизмов ее реализации. А соблюдение режима общей и конституционной законности – одно из важнейших условий для гражданского согласия и стабильного развития страны.
Вместе с тем, мы должны признать, что существующая организация законотворчества пока не соответствует требованиям сегодняшнего и, тем более, завтрашнего дня. При подготовке с вашим участием Доклада Совета Федерации о состоянии законодательства в Российской Федерации был проведен анализ новых задач и сложившейся практики законодательной деятельности. Вывод был однозначным: период фрагментарного, несистемного законотворчества себя исчерпал. Настало время приступить к формированию качественно новой, научно обоснованной и взаимосвязанной правовой системы.
Поэтому у федеральных и региональных законодателей огромное поле совместной и напряженной работы. И именно поэтому такое значение сегодня придается усилению роли законодательной (представительной) власти.
По инициативе главы государства был подготовлен и в значительной части уже принят ряд федеральных законов, направленных на укрепление и развитие институтов демократии: повышение роли политических партий, расширение кадровых и контрольных полномочий законодательных органов, создание площадки для выражения общественного мнения по важнейшим вопросам жизни страны.
Естественно, что повышение статуса и усиление полномочий представительных органов будет оправдано лишь тогда, когда их деятельность будет наполнена новым содержанием, а все мы начнем ощущать всю полноту ответственности за конечные результаты нашей работы.
Уверен, что сегодняшнее обсуждение позволит нам существенно продвинуться в понимании как существа этих насущных вопросов, так и подходов к их практическому решению.
Благодарю вас за внимание.