Добрый день, уважаемые коллеги!
На сегодняшний день с начала нового года Совет Федерации провел 2 пленарных заседания.
Было рассмотрено 11 федеральных законов.
Из них 2 федеральных закона были отклонены Советом Федерации с предложением Государственной Думе создать согласительную комиссию.
Примечание:
1.Федеральный закон «О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», предлагавший расширить перечень лиц, которые вправе составлять протоколы об административных правонарушениях за неуплату в срок административного штрафа.
Предлагалось установить, что протоколы за указанное правонарушение вправе составлять, не только должностные лица органов внутренних дел, но и должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с КоАП.
Данный закон был отклонен ввиду наличия в нем серьезной юридико-технической ошибки, вследствие чего изменения вносились фактически в несуществующий закон.
8 февраля 2006 года Государственная Дума одобрила указанный закон в редакции, предложенной согласительной комиссией.
2. «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», предлагавший внести ряд изменений в порядок уплаты налога на добавленную стоимость.
В частности, данным законом предлагалось ввести норму, согласно которой к вычету подлежат суммы НДС только по тем операциям, по которым уже были осуществлены расчеты. Такое изменение предлагалось распространить на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года, что придало бы норме, ухудшающей положение налогоплательщиков, обратную силу.
Советом Федерации в редакции согласительных комиссий были одобрены 2 федеральных закона из числа ранее отклоненных.
Примечание:
1. «О внесении изменения в статью 52 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», установивший, что для производства судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы порядок определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью, устанавливается Правительством РФ.
Правительством РФ был представлен проект соответствующего подзаконного акта, который согласовывался при рассмотрении закона согласительной комиссией.
2. Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В редакции, принятой согласительной комиссией, были учтены практически все поправки Совета Федерации.
Кроме того, Советом Федерации рассмотрен и одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 7 и 9 Федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год», уточняющий отдельные нормы в части необходимости начисления районных коэффициентов на денежные выплаты участковым врачам-терапевтам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей практики (семейным врачам), а также соответствующим медицинским сестрам.
Этот закон фактически исправил ошибки, допущенные в конце прошлого года, когда о необходимости начисления районных коэффициентов Правительство просто забыло.
Хотелось бы отметить одобренный Советом Федерации Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Примечание:
Закон установил, что не распространяются на лиц, избранных на муниципальных выборах, назначенных до 1 февраля 2006 года, ограничения, согласно которым:
- выборное должностное лицо местного самоуправления не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования;
- депутат представительного органа муниципального образования, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования.
Также ранее устанавливалось, что на постоянной основе могут работать не более 10% депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования.
Данный закон установил, что это ограничение в отношении депутатов, избранных на муниципальных выборах, назначенных до официального опубликования ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (до 6 октября 2003 года), будет применяться только по истечении срока полномочий, на который они были избраны в соответствии с уставами муниципальных образований.
Кроме того, исключены нормы, согласно которым:
- депутаты представительного органа муниципального образования не могут одновременно исполнять полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления, замещать должности руководителей муниципальных органов, муниципальных учреждений и предприятий;
- выборные должностные лица местного самоуправления не могут одновременно замещать должности руководителей муниципальных органов, муниципальных учреждений и предприятий.
В рамках рассмотрения федеральных законов о ратификации международных договоров Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О принятии Российской Федерацией Устава Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций».
Цель принятия данного закона - вступление РФ в Продовольственную и сельскохозяйственную организацию Объединенных Наций.
Убежден, что полноправное членство позволит РФ создать в рамках данной организации группу из стран СНГ для проведения скоординированной работы в интересах государств Содружества.
Кроме того, 25 января 2006 года на 168 заседании Совета Федерации мной был представлен доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2005 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации».
В ходе обсуждения доклада выступили Председатель Конституционного Суда РФ Зорькин Валерий Дмитриевич, Председатель Счетной палаты РФ Степашин Сергей Вадимович, Министр юстиции РФ Чайка Юрий Яковлевич, Секретарь Общественной палаты РФ Велихов Евгений Павлович, заместитель Генерального прокурора РФ Колесников Владимир Ильич, Председатель Государственной Думы Ставропольского края Гонтарь Юрий Афанасьевич, судья, секретарь Пленума Верховного Суда РФ Демидов Владимир Венедиктович, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Хабриева Талия Ярулловна.
Доклад стал ежегодной формой подведения Советом Федерации итогов деятельности по мониторингу законодательного обеспечения основных направлений внутренней и внешней политики РФ, определенных посланиями Президента РФ Федеральному Собранию.
В представленном в этом году докладе мы предлагаем определенный алгоритм непрерывного мониторинга законодательства в виде такой формы, как досье закона.
Создание досье закона позволит отслеживать вопросы правового регулирования с момента зарождения идеи законодательной инициативы, далее сопровождать ее на всех этапах обсуждения в Госдуме и Совете Федерации, фиксировать все экспертные мнения и рекомендации и в рамках этого же досье сопровождать закон в процессе его применения.
8 февраля 2006 года на 169 заседании Совета Федерации доклад был принят в целом. В ближайшее время он будет издан и представлен Президенту РФ, а также направлен в Общественную палату РФ и органы государственной власти.
Я знаю, что от вас уже были обращения с просьбой направить доклад. Как только он будет издан, я сразу его вам направлю.
В рамках “правительственного часа” Совет Федерации заслушал 2 вопроса:
- о полноте финансирования и эффективности использования средств федерального бюджета, выделяемых Министерству внутренних дел Российской Федерации на правоохранительную деятельность (закрытый режим);
- об основных направлениях государственной молодежной политики и о мерах по ее реализации, по итогам рассмотрения которого принято обращение Совета Федерации к Правительству Российской Федерации.
В рамках исполнения Советом Федерации полномочий по решению кадровых вопросов были:
- утверждены 2 члена Президиума Верховного Суда РФ;
- утвержден член Кассационной коллегии Верховного Суда РФ;
- назначены на должность 2 судьи Верховного Суда РФ.
Кроме того, в связи с выходом на пенсию за выслугу лет от должности заместителя Генерального прокурора Российской Федерации был освобожден Чайка Константин Леонтьевич, на должность заместителя Генерального прокурора Российской Федерации был назначен Бондар Анатолий Владимирович.
С начала весенней сессии подготовлено и проведено 2 заседания «круглых столов» по вопросам:
- о налоге на недвижимость: результаты эксперимента в Великом Новгороде и Твери (выездное заседание в городе Великий Новгород – Комитет СФ по бюджету);
- о государственной политике в области промышленной безопасности топливно-энергетического комплекса (Комитет СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды).
Кроме того, комитеты и комиссии Совета Федерации, члены Совета Федерации приняли участие еще в более чем 40 мероприятиях.
В частности, Комитет Совета Федерации по бюджету провел расширенное заседание на тему: «Перспективы изменения бюджетного законодательства в части регулирования бюджетного процесса в РФ».
Члены Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления приняли участие в работе конференции на тему: «Вопросы практической реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Рекомендации, принятые по итогам проведенных мероприятий и содержащие конкретные предложения, направлены в адрес Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
В рамках международной деятельности состоялось следующие мои визиты:
1. С 15 по 19 января 2006 года состоялся официальный визит делегации Совета Федерации в Республику Индонезия.
Делегация Совета Федерации приняла участие в работе 14-ой сессии Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума (город Джакарта).
Участники сессии обсудили, в частности, меры по либерализации международной торговли и инвестиций, вопросы укрепления межпарламентского взаимодействия в борьбе с международным терроризмом и транснациональной преступностью.
В ходе своего выступления я заявил о готовности принять следующую сессию форума в России. Мое предложение было единогласно поддержано. Это стало одним из важнейших итогов работы нашей делегации.
Принято решение о председательстве России на 15-ой сессии Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума, заседания которой пройдут под моим председательством в городе Москве в 20-ых числах января 2007 года.
2. Также в период работы 14-ой сессии Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума с 17 по 18 января 2006 года я во главе делегации Совета Федерации посетил с официальным визитом Республику Сингапур. В ходе визита я провел ряд официальных встреч, а также выступил в Национальном университете Сингапура с лекцией на тему: «Развитие парламентаризма и процессов демократизации общества в современной России».
3. 7 февраля 2006 года я по поручению Президента РФ принял участие в государственной траурной церемонии прощания с бывшим Президентом Федеративной Республики Германия Йоханнесом Рау, состоявшейся в городе Берлине.
4. С 9 по 11 февраля 2006 года я во главе официальной делегации принял участие в проведении выездного заседания Совета Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств в Верховной Раде Украины (город Киев).
В ходе заседания Совета были обсуждены вопросы законодательного обеспечения предупреждения техногенных катастроф и социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции. Кроме того, состоялось мое выступление в рамках участия делегаций стран СНГ в пленарном заседании Верховной Рады Украины.
Коллеги, хотелось бы обратить ваше внимание на следующее.
В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится подготовленный в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга проект федерального закона, предусматривающий распространение статуса участника Великой Отечественной войны на лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
Распространение такого статуса совершенно справедливо позволит данной категории лиц получать меры социальной защиты, предусмотренные для участников Великой Отечественной войны.
Вместе с тем, в заключении профильного комитета Государственной Думы (Комитет ГД по делам ветеранов) указывается, что установление статуса участника войны лицам, имеющим знак «Жителю блокадного Ленинграда», противоречит концепции Федерального закона «О ветеранах», согласно которой к участникам войны отнесены только лица, непосредственно принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества, или в обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий.
Кроме того, в мой адрес поступают обращения ветеранских организаций. Они выражают мнение, что подобное приравнивание будет существенно умалять статус участника Великой Отечественной войны, с оружием в руках защищавшего свое Отечество.
Однако, несмотря на это, я считаю, что повышение уровня социальной защиты жителей блокадного Ленинграда является обязательной мерой. С этой целью мною подготовлен и, в случае, если вы поддержите, то в ближайшее время в Государственную Думу будет внесен законопроект, предусматривающий для жителей блокадного Ленинграда такие же меры социальной защиты, которые установлены для участников Великой Отечественной войны. Но юридический статус этих категорий граждан в законопроекте будет предусмотрен различный.
Кроме того, мне известно, что в Законодательном Собрании готовится проект вашего обращения ко мне по вопросу возможного изменения порядка избрания ректоров высших учебных заведений.
Информирую вас, что в настоящее время на рассмотрении Государственной Думы по данному вопросу находятся 2 законопроекта (изменения в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании).
Один из них предлагает учредить должность президента высшего учебного заведения. С подобным предложением, на мой взгляд, можно согласиться.
Что касается процедуры избрания ректора высшего учебного заведения, то, по моему мнению, здесь можно предложить следующую процедуру.
Во-первых, кандидатуру на должность ректора должен выдвигать ученый совет ВУЗа, а не Аттестационная комиссия.
Ученый совет вносит эту кандидатуру на рассмотрение Аттестационной комиссии, которая после согласования вносит указанную кандидатуру обратно в ученый совет.
И только в случае, когда ученый совет дважды внес кандидатуру, не получившую поддержки Аттестационной комиссии, она получает право самостоятельно предложить ученому совету кандидатуру ректора.
Но окончательное решение все равно должен принимать ученый совет.
Коллеги, хотелось бы уделить внимание еще одному вопросу.
В мой адрес обратилась губернатор Санкт-Петербурга Валентина Ивановна Матвиенко по вопросу реализации Программы дополнительного лекарственного обеспечения.
В Санкт-Петербурге сложилась серьезная ситуация по обеспечению лекарственными препаратами льготных категорий граждан, отказавшихся от социального пакета на 2006 год. Так, число жителей Санкт-Петербурга, страдающих тяжелыми заболеваниями, отказавшихся от бесплатного лекарственного обеспечения составило более 85 тыс. человек.
Многие из них, не имея возможности обеспечить себя жизненно необходимыми лекарствами, обращаются с просьбой вернуться в 2006 году к получению набора социальных услуг.
Мной дано поручение аналитической службе Совета Федерации детально изучить эту ситуацию.
После этого будет направлено соответствующее обращение в Правительство Российской Федерации.
Спасибо.