Уважаемые коллеги!
Рад приветствовать вас на первом заседании экспертного совета в наступившем году.
Сразу хочу сказать, что 2006 год обещает быть еще более значимым в законотворческой деятельности Совета Федерации. Связано это, прежде всего, с активным участием верхней палаты в реализации приоритетных национальных проектов.
Однако проблемы ОПК Совет Федерации и я лично по-прежнему рассматриваем как проблемы, требующие безотлагательного и незамедлительного решения, так как они напрямую связаны с национальной безопасностью страны.
Сегодня на повестке дня вопрос законодательного обеспечения реформирования и развития гражданского авиастроения и авиационного лизинга.
Эта тема была предложена вице-президентом Российской академии наук, членом Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации, академиком Некипеловым Александром Дмитриевичем. Как вы понимаете, инициатива наказуема, поэтому с основным докладом сегодня выступит сам Александр Дмитриевич. Несколько слов относительно организации заседания.
Прежде всего, прошу всех выступающих соблюдать временной режим: 5 -7 минут, не более. Тексты выступлений и материалы, подготовленные к заседанию совета, просьба передавать ответственному секретарю экспертного совета Кривову Виктору Дмитриевичу для их последующей публикации.
Последнее замечание. У вас на руках проект рекомендаций сегодняшнего заседания. Прошу внимательно с ним ознакомиться и в ходе обсуждения темы вносить свои предложения, которые обязательно будут учтены при его доработке.
Уважаемые коллеги!
В прошлом году на заседаниях экспертного совета мы рассмотрели широкий круг проблем, связанных с оборонно-промышленным комплексом.
Коротко о том, что стало результатом нашей с вами работы.
Во-первых, рекомендации, принятые на заседаниях совета, были доведены до Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Во-вторых, Правительство России дало соответствующие поручения Министерству экономического развития и торговли, Министерству промышленности и энергетики для принятия конкретных мер по решению проблем оборонно-промышленного комплекса.
В-третьих, на основании материалов, полученных от вышеназванных министерств, секретариат нашего экспертного совета, подготовил информацию. В ней систематизированы предложения министерств, которые могут лечь в основу совершенствования законодательного обеспечения ОПК.
Цель понятна - выработка законодательных инициатив Совета Федерации и внесение их на рассмотрение в Государственную Думу.
Уважаемые коллеги!
На сегодняшнем заседании наше внимание сосредоточено на проблемах гражданского авиастроения и авиационного лизинга.
Что касается авиастроения, то положение здесь весьма сложное. Авиационная промышленность России гражданского назначения находится в глубоком кризисе.Как всегда бывает, если вовремя не принять мер, то последствия кризиса уже через несколько лет могут стать необратимыми. Россия может потерять статус авиационной державы.
В последние годы произошло резкое сокращение бюджетного финансирования закупок гражданской авиационной техники.
Из-за низкой платежеспособности заказчиков, ограниченной государственной поддержки и практического отсутствия иностранных покупателей, заказы на отечественную гражданскую авиатехнику носят единичный характер.
Производственные мощности авиационных предприятий загружены менее чем на 30%. И это при том, что парк гражданской авиации в России является на сегодня одним из самых устаревших среди развитых стран мира. Несмотря на предпринимаемые меры Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Федеральным Собранием, разработчиками и производителями авиационной техники положение остается тяжелым.
Сегодня очевидно, что, не сохранив гражданскую авиационную промышленность, мы неизбежно потеряем и военную.
Однако, по мнению специалистов, гражданское авиастроение при необходимой государственной поддержке способно сегодня стать локомотивом структурных изменений в российском ВВП. Убежден, что даже в тяжелых современных условиях, но при необходимой поддержке со стороны государства, позитивные изменения все-таки возможны.
Успех возможен в случае преодоления инертности в выполнении ранее принятых нормативных актов и внесения радикальных изменений в основополагающие федеральные законы.
Прежде всего, это касается воздушного кодекса Российской Федерации и федеральных законов: «О государственном регулировании развития авиации», «О государственном оборонном заказе», «Об обороне», «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».
Вопрос назрел, сделать это необходимо, а наша сегодняшняя встреча, не сомневаюсь, придаст дополнительный импульс для подъема авиационной промышленности.
Уважаемые коллеги!
Общеизвестно, что одной из форм финансовой поддержки гражданского авиастроения могло бы стать развитие лизинга гражданской авиации. О законодательном обеспечении лизинга гражданской авиации говорится более 10 лет, но по существу вопрос не находит, пока, своего решения.
Лизинговые схемы широко применяются за рубежом. Подавляющее большинство крупных авиакомпаний США и Европы эксплуатируют самолеты, приобретенные в рассрочку или взятые в аренду.
В России лизинг авиационной техники развит недостаточно. Как правило, это объясняется экономическими и юридическими проблемами.
Ограничения в применении лизинговых схем в отечественной авиации зависит, во-первых, от относительно небольшого объема капитала национальной банковской системы и, во-вторых, большой стоимости банковских кредитов.
Думаю, необходимо создать условия для активного привлечения в авиационный лизинг отечественного и иностранного частного капитала, а также определить сферу государственной ответственности.
Вместе с тем, также представляется целесообразным проведение анализа российского законодательства в области финансовой аренды.
И, в первую очередь, Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" с внесением в него соответствующих изменений и дополнений.
Это необходимо сделать для того, чтобы уточнить нормы, регулирующие производственные отношения в сфере применения лизинга.