МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Из выступления "Россия и диалог цивилизаций" в Академии Государственного и общественного строительства при Президенте Республики Узбекистан10 апреля 2006 года

10 апреля 2006

Почему я решил выступить перед вами с такой, на первый взгляд, необычной темой? Думаю, сидящих в зале не надо убеждать в том, что сегодня человечество сталкивается с реальной угрозой межцивилизационного раскола. С одной стороны его провоцируют террористы. Им на руку играют экстремисты с другой стороны. За примерами далеко ходить не надо. Это и опасные проявления идеологизированного подхода к международным проблемам, рецидивы политики двойных стандартов в области демократического развития и защиты прав человека, грубый натиск на национальную самобытность и культурно-цивилизационное многообразие мира.

Такая "силовая", кризисная логика в международных делах прямо противостоит императивам глобализации, поскольку глобализуются не только возможности развития народов. Глобализуются угрозы и вызовы всему человечеству и каждому человеку.

Вывод один. Противостоять новым опасностям можно только сообща, коллективными усилиями мирового сообщества, через обеспечение международной безопасности, через налаживание диалога людей, диалога народов, диалога цивилизаций.

Наша страна имеет многовековой опыт сохранения культур разных народов и цивилизаций. В России уже несколько столетий сосуществуют несколько мировых религий: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Давний диалог связывает нас с европейской, тюркской, китайской, индийской, арабской и другими цивилизациями, кардинально повлиявшими на историю человечества.

Опыт России говорит: межцивилизационный диалог – это целостность, из которой нельзя вырвать отдельные части. Это должен быть диалог политиков, парламентариев, дипломатов, общественных деятелей, людей науки и культуры, представителей различных конфессий и национальностей. Словом, всех, кто может и должен содействовать предотвращению и решению конфликтов на основе международного права, в рамках переговорного процесса.

Наш принципиальный подход к этому вопросу неоднократно излагал Президент России Владимир Владимирович Путин. Он совершенно справедливо заявлял, что "при решении любых, даже самых острых вопросов мировой политики, мы неизменно и последовательно придерживаемся линии на их урегулирование политико-дипломатическими методами и средствами, на поиск компромиссов и согласия".

Исходя из этой целевой установки, Россия не даст поссорить себя с другими цивилизациями, в том числе с исламским миром, как бы не пытались это спровоцировать некоторые наши "доброхоты".

Россия не желает и не будет играть роль "прифронтового государства" в конфликте между цивилизациями, как это было в эпоху "холодной войны". Мы не намерены исполнять роль защитника чуждых нам интересов. У России есть свои национальные интересы, и они заключаются в том, чтобы жить в мире и дружбе с нашими историческими соседями, строя с ними равноправные, взаимовыгодные отношения.

Межцивилизационный диалог для нас важен не только в международных отношениях, но и внутри страны. Страны многонациональной и многоконфессиональной.

Россия с учетом ее географического положения, многовековой истории и культуры издавна играла роль своеобразного "межцивилизационного моста". Представители всех национальностей и религий в России в соответствии с нашей Конституцией имеют равные права и защиту.

Защита духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров являются важными составными частями Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

Мы выступаем против любых форм экстремизма, национальной розни, шовинизма и фашизма. Когда в моем родном городе Санкт-Петербурге нападают на таджикскую девочку или в Москве происходит резня в синагоге, эти случаи встречают резкое осуждение у наших граждан, не говоря уже о том, что за эти преступления у нас предусмотрены суровые уголовные наказания.

Важную роль в диалоге призваны играть парламенты. Отношения между парламентариями, когда они развиваются на регулярной, профессиональной основе, создают необходимый правовой фундамент межцивилизационного диалога. Они позволяют преодолеть те шероховатости и противоречия, которые возникают в таком диалоге, развивают взаимопонимание.

Правильному выстраиванию межнациональных и межконфессиональных отношений мы в Совете Федерации – палате регионов - придаем особое значение. Так, например, у нас специально создан постоянно действующий консультативный орган – Объединенная комиссия по национальной политике и отношениям государства и религиозных объединений.

В последние годы руководство Российской Федерации уделяет большое внимание развитию гражданского общества в стране. А какое же гражданское общество может быть без влиятельных массовых общественных организаций? Это, конечно, риторический вопрос. Развитое гражданское общество должно опираться на мощные общественные структуры, через которые проявляется активность граждан, желающих сделать жизнь страны и свою собственную лучше и достойнее.

Недавно Федеральное Собрание России приняло специальный закон о деятельности неправительственных организаций. В ноябре 2005 года в Санкт-Петербурге под эгидой Совета Федерации прошла международная конференция, где руководители неправительственных организаций России, стран СНГ и Балтии говорили о проблемах восстановления и развития традиционных взаимообогащающих связей в сфере науки, культуры, образования, изучения русского языка – языка межнационального общения. Разговор получился заинтересованный и полезный для всех, потому что все мы вышли из одного исторического прошлого, у нас много общих проблем.

В связи с темой общественных объединений, их роли в жизни страны, не могу не отметить, что у вашей Академии очень хорошее название, включающее в себя слова "государственное и общественное строительство". Это – очень верная задача. Диалог с неправительственными организациями – важнейшая цель для государственных органов, которые хотят увидеть свою деятельность в зеркале общественного мнения.

Все сказанное выше имеет прямое отношение к сотрудничеству России и Узбекистана.

Отношения народов России и Узбекистана неразрывно связаны годами общей истории и проникнуты уважением к культуре, истории друг друга. Во время Великой Отечественной войны в Ленинграде, когда фашисты стояли в нескольких километрах от города, в Эрмитаже собрались крупнейшие ученые и представители общественности, чтобы отметить пятисотлетие Алишера Навои. Тогда же во время войны многие люди, целые заводы и другие организации эвакуировались в Узбекистан, который стал для них родным домом. В 1966 году, когда беда пришла на вашу землю, люди со всех уголков нашей родины вместе ликвидировали последствия ташкентского землетрясения. Эти страницы совместной истории невозможно стереть из памяти наших народов.

Сегодня в новых исторических условиях мы по-новому выстраиваем наши отношения. Мы высоко ценим динамичное развитие политического взаимодействия с Узбекистаном, дорожим подлинно дружественными связями между нашими народами.

Подписание российско-узбекского Договора о стратегическом партнерстве и Договора о союзнических отношениях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан упрочили политико-правовую базу российско-узбекских отношений. Эти договоры стали хорошим примером новой модели межгосударственных отношений в Центрально-азиатском регионе, основанной на принципах суверенитета, равноправия и взаимовыгодного сотрудничества.

Большую роль в качественном улучшении российско-узбекских отношений сыграли наши президенты: их встречи приобрели регулярный и доверительный характер.

В последние годы с нарастающей динамикой развивается сотрудничество между законодательными органами России и Узбекистана. Оно приобретает все более конкретный, деловой характер. Наши связи нацелены на решение практических задач, стоящих перед двумя странами. Российские законодатели заинтересованы в успехах своих узбекских коллег. Мы готовы делиться востребованным в Узбекистане законодательным опытом. Думаю, что полезным для наших узбекских коллег может быть опыт работы Совета Федерации с законодательными органами субъектов Российской Федерации. Мы выступаем с инициативой организации поездок узбекских сенаторов в регионы России, а также стажировок сотрудников аппарата Олий Мажлиса в Совете Федерации. В свою очередь мы готовы взять на вооружение все полезное из опыта наших узбекских коллег.

Надежным экономическим фундаментом российско-узбекского диалога являются интеграционные процессы. Поэтому мы приветствуем недавнее присоединение Узбекистана к Евразийскому экономическому сообществу (ЕврАзЭС). Евразийское экономическое пространство – это огромный выигрыш для экономики, это решение социальных проблем, повышение качества жизни людей.

Со своей стороны мы готовы оказать узбекским парламентариям экспертную поддержку для приведения национального законодательства в соответствие с нормами ЕврАзЭС. Мы хотели бы также видеть узбекскую сторону в качестве активного участника Межпарламентской Ассамблеи стран-членов ЕврАзЭС. Ведь именно там прорабатываются вопросы гармонизации законодательства государств, входящих в это интеграционное объединение. Интересен опыт и МПА СНГ, где создаются модельные законопроекты по важнейшим проблемам общественно-политического и экономического развития наших государств.

Наше сотрудничество становится еще прочнее, поскольку расширяются прямые экономические и культурно-гуманитарные связи на уровне регионов России и Узбекистана. Лидирующие позиции в таких межрегиональных связях с нашей стороны занимают Москва, Алтайский край, Свердловская, Ивановская, Оренбургская и Челябинская области.

Растет интерес российских фирм к инвестированию в экономику Узбекистана. В Узбекистане сейчас действуют 411 предприятий, созданных с участием российского капитала. В России насчитывается 267 предприятий, созданных совместно с узбекскими партнерами. Все это – реальные нити нашего диалога, которые создают ему долговременную опору на будущее.

В свете основной темы моего выступления хотел бы вернуться к проблеме русского языка. Диалог предполагает взаимопонимание. И такое взаимопонимание в течение многих десятилетий достигалось с помощью русского языка. Конечно, в последнее время у нас все больше людей начинают говорить на английском, немецком, арабском и других языках. Но не в наших общих интересах утратить преимущества, которое всем нам давало и дает знание русского языка. Методы поддержания этих знаний известны. Это изучение языка в русскоязычных школах и других учебных заведениях, через печатные средства массовой информации, теле- и радиопередачи на русском языке.

Языковой аспект – это лишь часть исторически сложившихся связей России с Узбекистаном в области образования и науки. Вам в Академии, конечно, известно о недавно подписанном Президентом И.А.Каримовым Указе "Об организации деятельности филиала МГУ имени М.В.Ломоносова в г.Ташкент". Это станет важным шагом в развитии двустороннего взаимодействия в образовательной сфере.

Со своей стороны мы, в России, готовы к интенсификации связей на этом важном направлении, обеспечивающем подлинный прорыв наших народов в будущее. Добавлю, что сейчас в нашей стране разворачивается работа по четырем приоритетным национальным проектам. Причем, проект, связанный с развитием образования, занимает особое место.

Мне всегда интересно встречаться со слушателями и преподавателями высших учебных заведений. Ведь ВУЗ – это не только учебное заведение, но и интеллектуальная среда, где формируется круг общения, взгляд на мир, образ мыслей. Высшие учебные заведения традиционно были и остаются оплотом интеллекта и культуры, очагами мира, межкультурного и межнационального общения. В этом зале я вижу много молодых людей. Думаю, что молодежь может сыграть немалую роль в развитии межцивилизационного диалога.

Мир сегодня меняется с небывалой скоростью. Мы движемся к обществу знаний. Знания, информация стали ныне самым большим капиталом каждого человека. Поэтому от состояния системы высшего образования, уровня развития науки напрямую зависят перспективы любой страны. Мне известно, что в Узбекистане много делается для того, чтобы молодежь получала современное, качественное образование. И это совершенно оправдано.

Насколько я знаю, в Академии государственного и общественного строительства при Президенте Республики Узбекистан обучаются ведущие государственные служащие и менеджеры государственных компаний. Комплексный подход к обучению позволяет Вам готовить специалистов, способных эффективно работать в сферах государственного и общественного строительства, межгосударственных отношений и бизнеса, в том числе на российском направлении.

Это очень важно, потому что любые прорывы – и в политике, и в экономике – требуют серьезных инвестиций в человеческий потенциал.

Ведь именно нынешние молодые люди, обучающиеся в ВУЗах, завтра составят интеллектуальную элиту. Именно им придется выстраивать отношения между нашими государствами и отвечать на глобальные вызовы XXI века.

Не сомневаюсь в том, что равноправный, всеобъемлющий диалог между Россией и Узбекистаном будет успешно развиваться, а испытанная веками дружба наших народов и стран станет его прочным фундаментом.

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International