МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Выступление на VIII встрече Ассоциации европейских сенатов на тему: "Вклад сенатов в укрепление связи политики с интересами избирателей"21 апреля 2006 года, г.Берн

21 апреля 2006

Уважаемые коллеги!

Я рад новой встрече с вами. Вижу знакомые лица в зале. Хочу всех поприветствовать от имени Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и поблагодарить организаторов нашей встречи - Совет кантонов Швейцарской Конфедерации и его Председателя Рольфа Бютикера.

Тема сегодняшней встречи очень актуальна. И я с удовольствием расскажу о том, как интересы избирателей учитываются в работе нашей палаты.

Прежде всего, хочу отметить, что российский парламент изначально был нацелен на учет интересов различных слоев населения России.

Через несколько дней в Санкт-Петербурге будет отмечаться знаменательная для нашей истории дата -100-летие российского парламентаризма. Уже первый российский парламент состоял из двух палат - Государственного Совета и Государственной Думы. При этом Государственный Совет был наделен полномочиями, в целом соответствующими традиционным функциям сенатов.

В наши дни функцию представительства интересов российских регионов выполняет Совет Федерации. С момента его учреждения в 1993 году он прошел в своем развитии три способа формирования своего состава, в том числе, из руководителей субъектов Российской Федерации и путем избрания депутатов от субъектов прямым голосованием. В настоящее время наша палата формируется на основе представительства от исполнительных и законодательных органов власти российских регионов.

Изменение порядка формирования фактически являлось результатом поиска взаимодействия с избирателями, с исполнительной и законодательной властью на местах. Сегодняшний порядок формирования палаты дает основание для действенного решения поставленных перед ней задач с учетом политических и социально-экономических реалий.

Однако, такая модель формирования не является единственно возможной. Жизнь не стоит на месте. Я считаю необходимым вернуться к избранию членов Совета Федерации по мере прохождения в регионах выборов депутатов местных законодательных органов.

В этой связи хочу подчеркнуть, что взаимодействие с российскими гражданами, а не только избирателями, считаю чрезвычайно важным для нашей палаты. Приоритетное место в работе Совета Федерации всегда занимали и сейчас занимают вопросы обеспечения прав человека и гражданина. Главную цель своей деятельности Совет Федерации видит в том, чтобы принимаемые законы способствовали наиболее полной реализации и развитию этих прав.Чтобы оценить степень эффективности существующих законов в деле реализации указанных задач, Совет Федерации ежегодно готовит доклад «О состоянии законодательства в Российской Федерации».Важным преимуществом Совета Федерации является его политическая неангажированность. Отсутствие фракций политических партий в Совете Федерации позволяет нам сосредоточиться на реализации государственных и общенародных приоритетов и целей, точнее учитывать интересы различных слоев общества.

К числу таких приоритетов принадлежит поддержание межнационального и межконфессионального согласия в обществе. Думаю, что недавние события в Европе показывают, что эта задача выдвигается в разряд приоритетных во всех наших странах. И мы, сенаторы, обязаны всячески содействовать развитию межцивилизационного, межконфессионального и межнационального диалога.

Для более тесной связи палаты с гражданами и институтами гражданского общества при Совете Федерации действуют различные структуры. В частности, недавно, по нашей инициативе, поддержанной Президентом Владимиром Владимировичем Путиным, была образована Объединенная комиссия по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений.В ее состав вошли не только члены Совета Федерации, но и Совета законодателей. Поясню, что этот орган является ассоциацией региональных парламентов России. В комиссию входят представители разных национальностей и вероисповеданий.

Объединенная Комиссия призвана вырабатывать предложения позаконодательному регулированию национальной политики Российской Федерации и взаимоотношений государства с религиозными объединениями.К приоритетным направлениям ее работы относится участие в совершенствовании законодательного обеспечения гарантий свободы совести и свободы вероисповедания в Российской Федерации, национально-культурного развития народов России, в том числе малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, деятельности общественных объединений, предупреждениядискриминации, национальной, расовой, религиозной нетерпимости или вражды.

То, что такая Комиссия создана при Совете Федерации, подтверждает важную роль нашей палаты в поддержании стабильности в стране. Эта роль Совета Федерации определяется статусом палаты, в соответствии с которым, в отличие от Государственной Думы, она не подлежит роспуску ни по каким основаниям. Совет Федерации уделяет большое внимание вопросам взаимодействия с неправительственными организациями. В ноябре прошлого года в Санкт-Петербурге под эгидой Совета Федерации состоялся первый Конгресс неправительственных организаций государств СНГ и стран Балтии по вопросам сотрудничества в сфере науки, культуры и образования. Участники Конгресса в своей Декларации подчеркнули "важность укрепления институтов гражданского общества и налаживания регулярных контактов, диалога и взаимодействия по линии неправительственных организаций".Конгресс вызвал необычайный интерес. Мы и дальше готовы работать в диалоге с неправительственными организациями.

Большую роль в этом диалоге призвана сыграть созданная в прошлом году в России Общественная палата.

Для повышения эффективности сотрудничества с НПО при Совете Федерации был недавно создан специальный Совет по неправительственным организациям. Мы исходим из того, что неправительственные организации составляют надежную основу гражданского общества России.

С особым вниманием Совет Федерации, который неслучайно называют «палатой российских регионов», относится к региональным проблемам и интересам. Одной из его главных функций является консолидация региональных и федеральных интересов в целях укрепления российской государственности. Наши взаимоотношения с регионами строятся не на основе администрирования, а на выработке общего понимания целей общественного развития и законотворческой деятельности.

Большую роль в достижении общего понимания играет уже упомянутый мной Совет законодателей. Регулярная работа совета дает возможность выработки и реализации консолидированной позиции регионов в федеральном законодательстве.

Приоритетное внимание Совет Федерации уделяет развитию прямых связей с общественностью. Именно через такие постоянные контакты с российскими гражданами развивается реальная демократия в нашей стране.Руководство палаты, члены Совета Федерации регулярно проводят прием граждан, рассматривают их жалобы и предложения. Так, за прошлый год в Совет Федерации поступило около 17 тысяч письменных и устных обращенийроссийских граждан (точно 16686 обращений). Большая часть таких обращений (36%) поступает напрямую членам Совета Федерации, 16% - в Секретариат Председателя Совета Федерации, многие обращения граждан поступают в Комитеты Совета Федерации, особенно, в Комитет по социальной политике.

Интересна основная направленность таких обращений. Большая часть связана с политикой государства (17%). Потом идут жалобы на работу правоохранительной системы (15%), вопросы социальной защиты населения (15%), общегуманитарные проблемы (культуры, науки, информации, религии) - 9%.

Все заявления, жалобы и отклики, поступившие в Совет Федерации, были рассмотрены, значительная часть из них была учтена в деятельности Совета Федерации.

Для более тесных постоянных контактов с гражданами также активно используются различные интерактивные мероприятия с участием членов Совета Федерации: интернет-интервью и интернет-конференции. Пресс-служба палаты приступила к реализации Интернет-проекта «Прямой диалог», ориентированного на формирование механизма обратной связи с общественностью и средствами массовой информации в регионах.

Члены Совета Федерации активно выступают в средствах массовой информации, разъясняя читателям, зрителям и слушателям основные направления деятельности Совета Федерации.

Интенсивность появления материалов о Совете Федерации на страницах только центральных газет и журналов составляет в среднем более 300 публикаций в месяц. Еще около 500 материалов в месяц передается ведущими информационными агентствами и интернет-ресурсами.Наша палата открыта для посещения граждан. Например, в прошлом году в ходе экскурсий в здании Совета Федерации, с деятельностью палаты познакомились около пяти тысяч человек, представляющих все социальные группы общества. Часть из них посетила пленарные заседания Совета Федерации.

И в заключение хочу коснуться еще одной темы. Сегодня можно услышать много спекуляций на тему свертывания в России свобод и, даже, отказа от демократии. Считаю, что подобные заявления делаются либо из-за недостатка информации о российских реалиях, либо преднамеренно, с целью навязать нам свои стандарты демократии и прав человека. Хочу ответственно заявить: Россия, ни при каких обстоятельствах не собирается отходить от реализации важнейшего принципа государственного строительства демократического развития гражданского общества. Практические дела Совета Федерации - живое тому свидетельство. Благодарю за внимание.

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International