Уважаемые коллеги!
Искренне приветствую участников расширенного заседания Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, посвященного важнейшей сфере обеспечения национальной безопасности государства – нормативному правовому сопровождению деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Символично, что мы проводим мероприятие в городе Красноармейске, где расположено одно из крупнейших предприятий оборонно-промышленного комплекса страны – Государственное научно-производственное предприятие «Базальт».
«Базальт» - это заслуженное предприятие нашего оборонного комплекса. Оно организовано почти 70 лет назад (в 1938 г.) и успешно решает задачи укрепления обороны нашей страны. «Базальт» служит достойным примером реальных, очень больших достижений российской оборонной промышленности.
И, в то же время, здесь мы можем воочию увидеть и, надеюсь, лучше понять ее проблемы. Тем более, что в подотрасли производства боеприпасов, кроме общих для всего ОПК есть и свои особые непростые вопросы.
Уважаемые коллеги!
Рыночная экономика у нас в стране развивается уже около 15 лет. Седьмой год подряд отмечается устойчивый рост производства. И он затронул не только сырьевой сектор. Оборонная промышленность стала главным экспортером российской высокотехнологичной продукции, доказала свою конкурентоспособность на мировом рынке. То есть многие предприятия научились не только выживать в рыночной среде, но и решать свои задачи.
И все-таки если говорить об оборонном комплексе в целом, то процесс развития предприятий в рыночных условиях и сегодня идет трудно, неравномерно, болезненно. Во многом сегодняшние успехи достигаются за счет резервов, накопленных в прошлые десятилетия – научных, производственных кадровых. О нормальном воспроизводстве этого потенциала пока говорить сложно. Такая ситуация не может устраивать ни в плане развития важнейшей высокотехнологичной отрасли нашей экономики, ни с точки зрения обеспечения надежной современной обороноспособности в обозримой перспективе.
Во многом такое положение определяется недостатками нормативно-правового обеспечения. Эти проблемы и пути их решения мы должны системно и комплексно обсудить.
Оборонные предприятия по самой своей сущности должны иметь иной правовой статус, нежели предприятия других отраслей. Государство не может отпустить их в свободное плавание под лозунгом «Обогащайтесь!».
Основной заказчик военной продукции – это либо само государство, либо те партнеры, которых оно определяет. Коммерческая деятельность оборонных предприятий контролируется и ограничивается государством. Каждый директор знает примеры. И это понятно.
Допустим, часть денег дает производство непрофильной, гражданской продукции. Но основная деятельность не может вестись факультативно, она тоже должна себя окупать. А это значит, что те ограничения экономической свободы, которые обусловлены характером оборонного производства, предприятиям необходимо компенсировать.
Государство должно создать условия и предоставить ресурсы для нормальной работы, для роста, для научно-технологического развития. Нужен благоприятный правовой, налоговый, ценовой режим. Есть своя специфика в вопросах управления, банкротства, кредитования и привлечения инвесторов. Нужны условия, чтобы привлекать и удерживать квалифицированных специалистов.
Короче говоря, производственный потенциал оборонки должен не проедаться, а постоянно расширяться и обновляться. И основы для этого необходимо заложить в правовом режиме предприятий ОПК, в тех нормативных актах, которые определяют их работу и отношения с государством.
Уважаемые коллеги!
Наше обсуждение имеет вполне конкретную, прикладную цель. Мы должны определить те меры и решения, которые будет отстаивать и проводить в жизнь Совет Федерации в своей работе. Наша палата, как законодательный орган, имеет собственный круг полномочий в сфере развития законодательства. Кроме того, мы конструктивно сотрудничаем с Правительством, с органами власти субъектов Федерации. Это позволяет не просто ставить проблемы, но и доводить их до этапа реализации.
Хочу отметить большую работу по этим вопросам Комитета по обороне и безопасности. Его предложения сочетают государственный подход и понимание интересов предприятий, проблем и задач, стоящих перед ними.
Переходя непосредственно к анализу заявленной проблемы, хотелось бы акцентировать Ваше внимание на ряде конструктивных мер, которые были приняты за последние годы руководством страны в сфере оборонно-промышленного комплекса.
В первую очередь, это - организационные и кадровые решения Президента Российской Федерации, как никогда своевременно отвечающие назревшим проблемам «оборонки». Среди важнейших:
- создание Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации.
- введение должности вице-премьера Правительства Российской Федерации, отвечающего за реализацию государственной военно-промышленной политики, вопросы военно-технического обеспечения обороны и безопасности государства.
В настоящее время Советом Федерации подготовлены и направлены в Правительство Российской Федерации конкретные предложения, предусматривающие при составлении проекта федерального бюджета на 2007 год:
первое - полную компенсацию затрат по уплате налога на имущество организаций и земельного налога в федеральные органы государственной власти и учреждениям, находящимся в их ведении, а также организациям, участвующим в мобилизационной подготовке экономики, в связи с изменением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с 1 января 2006 года;
второе - гарантии под кредиты государственным предприятиям оборонно-промышленного комплекса на модернизацию оборудования для производства специальной продукции и продукции гражданского назначения.
В реализации данных предложений мы рассчитываем на взаимопонимание с высшим исполнительным органом страны.
Вместе с тем, следует констатировать, что Правительством уже реализуются предложения Совета Федерации по подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в части продажи или сдачи в аренду недвижимого имущества унитарных предприятий на основании аукциона или конкурса на право заключения договора аренды.
Вырученные средства от реализации не задействованного в основной деятельности и не использованного имущества унитарных предприятий будут направляться на развитие этих предприятий.
Вместе с тем, следует отметить результаты проведенной совестной работы органов законодательной и исполнительной власти по отмене взимания налога на добавленную стоимость с авансовых платежей, урегулированной Федеральным законом №119-ФЗ от 22 июля 2005 г.
Он направлен на совершенствование действующего порядка применения налога на добавленную стоимость в целях «сокращения отвлечения» финансовых ресурсов налогоплательщиков, упрощения действующего порядка исчисления налоговых платежей, стимулирования инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, поддержки экспортеров, а также повышения уровня администрирования налога.
Разработаны и находятся на согласовании проекты:
федерального закона «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, касающихся участия иностранных инвесторов в капитале российских стратегических организаций»;
федерального закона «О порядке осуществления в Российской Федерации прямых инвестиций в уставные капиталы коммерческих организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации»;
федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»;
постановления Правительства Российской Федерации «О реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий».
Не менее важным направлением деятельности Совета Федерации является реализация нашего права как субъекта законодательной инициативы в совершенствовании законодательного обеспечения функционирования оборонно-промышленного комплекса.
В рамках данной работы внесены поправки в федеральные законы: «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», «О государственном оборонном заказе».
Уважаемые коллеги!
Нет необходимости убеждать участников заседания в том, что оборонно-промышленный комплекс по-прежнему остается одной из основ научно-технического и производственного потенциала нашего государства.
Оборонно-промышленный комплекс - сфера экономики, в которой государство должно занимать более активную позицию, а не ожидать, когда время и рынок все расставят по своим местам.
Следствием этого, на мой взгляд, неоспоримого тезиса является объективный вывод о том, что государственное участие в развитии оборонно-промышленный комплекса должно осуществляться в форме создания благоприятных условий по финансовому оздоровлению предприятий и организаций «оборонки».
Здесь необходим глубокий анализ и разрешение целого комплекса проблем, в том числе:
механизма уплаты оборонными предприятиями налога на имущество;
недостаточного задействования производственных фондов из-за низких объемов государственного оборонного заказа;
осложнения ситуации для предприятий и организаций оборонно-промышленный комплекса в связи с изменением Земельного кодекса Российской Федерации (потребуется переоформление права постоянного бессрочного пользования земельными участками, которыми обладает большинство организаций, на право аренды этих участков или приобретения их в собственность).
Здесь же нельзя обойти проблему содержания мобилизационных мощностей предприятий и их площадей по мобилизационному заданию, которые по существу не финансируются, а их содержание ложится на бюджет оборонных предприятий.
Хотелось бы отметить еще один немаловажный пробел законодательного обеспечения функционирования предприятий оборонно-промышленного комплекса.
В частности, наше законодательство не учитывает факта существования и деятельности холдинговых компаний. Жесткая технологическая взаимосвязь предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса практически не принимается во внимание при приватизации, применении процедур несостоятельности (банкротства), управлением государственным имуществом и государственной собственностью. Не учитывает оно и действующую систему размещения государственного оборонного заказа.
Нельзя обойти вниманием и такую острую проблему как привлечение на предприятия оборонно-промышленного комплекса молодых специалистов. Старение кадрового состава оборонных предприятий идет значительно быстрее, чем в основных отраслях промышленности.
Уважаемые коллеги!
Сегодня Вашему вниманию предложен проект решения нашего заседания, который содержит еще целый ряд рекомендаций, направленных на решение проблем предприятий ОПК, на создание нормальных, хороших условий для их работы и развития.
Сегодня мы работаем в расширенном, усиленном и, можно сказать, ударном составе. В работе нашего заседания участвуют депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, представители силовых структур, ведущих предприятий и научно-исследовательских организаций всех отраслей оборонно-промышленного комплекса, члены Экспертного совета по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса.
Рассчитываю, что такой состав участников позволит провести всестороннее, содержательное и, главное, конструктивное обсуждение проблем оборонно-промышленного комплекса с выходом на конкретные предложения по совершенствованию законодательства.
Прошу всех выступающих высказывать свои предложения и замечания по проекту Решения заседания Комитета. Это важно для той работы по реализации наших общих позиций и предложений, которая начнется буквально завтра по этому документу.
Но прошу не забывать и о перспективном видении проблем оборонного комплекса. Потому что кроме завтрашнего дня мы должны думать и о качественном долгосрочном развитии.
Благодарю за внимание.