Уважаемые коллеги!
Демографическая ситуация, сложившаяся в стране, находится сейчас в центре внимания российской общественности. Низкая рождаемость и высокая смертность представляет, пожалуй, самую серьезную угрозу нашему народу и нашей культуре. Поэтому я благодарен собравшимся здесь представителям научного сообщества, общественных организаций, политических партий, за активное участие в обсуждении государственной демографической политики.
Демография – приоритет социально-экономической политики государства
Так уж сложилось, что архиважными вопросами нашей жизни до сих пор были темпы экономического роста, уровень инфляции, цены на нефть и курс доллара. Демографические проблемы оставались на периферии общественного внимания. Между тем последствия демографического провала проявятся уже довольно скоро, на протяжении жизни нынешнего поколения. За последние 10 лет страна потеряла почти 9 миллионов человек, что уже само по себе является подлинной социальной драмой. Причем тенденция стремительного сокращения населения России грозит стать необратимой. Мы просто не имеем исторического и морального права оставлять необходимые решения в области демографии "на потом"!
Конечно, можно по-разному оценивать те или иные аспекты демографической ситуации в стране. Но в одном мнения совпадут: без ясно выраженной политической воли со стороны власти, без активной позиции политических и общественных сил, демографические проблемы не решить. Только объединенными усилиями всего гражданского общества можно сохранить будущее страны.
Приведу всего лишь несколько цифр. За последние пять лет количество школьников уменьшилось на 25%, и этот спад будет продолжаться, поскольку рождаемость падала на протяжении двух последних десятилетий. В результате численность экономически активного населения к 2015-му году сократится по сравнению с 2000-ным годом на 10.6 млн. человек. До последнего времени экономика нашей страны не испытывала в полной мере последствия депопуляции, так как на рынок труда приходило достаточное количество людей, чтобы заменить выходящих на пенсию. В текущем – 2006-ом году впервые произошло абсолютное сокращение численности рабочей силы.
Меры по стимулированию рождаемости в стране, защите материнства и детства, которые были предложены Президентом в его Послании Федеральному Собранию, беспрецедентны. Говорю это какПредседатель Российской партии ЖИЗНИ, которая четыре года бьет тревогу, привлекая к демографическому кризису внимание общества и власти. Идея выделения не менее 250 тысяч рублей матери, родившей второго ребенка, это не благотворительность, а начало последовательной просемейной политики, которая так необходима сегодня нашему государству. Это, если хотите – государственный заказ на семью с двумя и более детьми!
Все внимание благополучию семьи
Положение российской семьи сегодня очень сложное. В стране много проблем, но, пожалуй, ни одна из них не грозит так сильно изменить лицо нации, как кризис института семьи. Этот кризис проявляется в снижении показателей брачности и рождаемости, в увеличении количества разводов, в росте числа неполных семей, родителей-одиночек, брошенных детей, в утрате воспитательной роли отцовства.
По оценкам социологов многодетность планируют только 5% опрошенных россиян. Даже второй ребенок часто оказывается "нежеланным", и, в итоге, многие беременности заканчиваются абортами.
Вместе с тем, потенциал роста рождаемости у нас есть: более 55% женщин считают идеальным вариантом семью с двумя детьми, а около 20% - хотели бы иметь троих детей. Значит, нужна такая просемейная политика, которая учитывала бы эти "настроения" и закрепляла их. Необходимо добиваться устойчивой мотивации людей на семейный образ жизни, на семью с тремя-четырьмя детьми.
Социальный капитал общества формируется в семье – человечество еще не придумало иного! Именно в семье человек обретает навыки социального общения, в ней сохраняется наша национально-культурная идентичность и передаются важнейшие нравственные устои. Поэтому семейный образ жизни должен быть безусловной социальной нормой.
Ныне действующий семейный Кодекс не решает многих проблем, которые ставит наша жизнь и вызывает справедливую критику. Думаю, в первую очередь надо расширить ту часть Кодекса, в которой речь идет о взаимоотношениях семьи и государства. Считаю, что было бы целесообразно принять отдельный Закон об основах государственной семейной политики.
Система отношений "семья – государство" очень сложна. И строить эти отношения надо, прежде всего, на основе стратегии укрепления благополучия семьи, привлекая на эти цели федеральные, региональные и муниципальные ресурсы. Речь не только о деньгах, но и об организации дела. В настоящее время ощущается острый недостаток эффективно работающих государственных служб, оказывающих квалифицированную помощь семьям, одиноким матерям и отцам, детям, а также беременным женщинам, находящимся в тяжелой жизненной ситуации.
Те регионы, которые уже приняли собственные программы повышения рождаемости и поддержки материнства и детства, имеют значительно более высокий уровень рождаемости, чем в среднем по стране. К примеру, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, в Тюменской области прирост населения значительно превышает общероссийские показатели. В Петербурге, в Липецкой области уже сейчас отдельные категории детских пособий выше, чем те, что предложил выплачивать Президент. В Ленинградской области также удалось повысить рождаемость, в том числе и за счет программ содействия специалистам, приезжающим работать в сельскую местность. Всего в регионах РФ принято более 40 программ по реализации "Концепции демографического развития РФ на период до 2015 года", принятой Правительством еще в 2001–ом году.
(Например, Концепция демографической политики в Саратовской области на период до 2015 г., Программа "Народонаселение Иркутской области" на период до 2010 г., Концепция "Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 г.", Программа улучшения демографической ситуации Ульяновской области на 2002-2004 гг., Программа улучшения демографической ситуации в Республике Мордовия на 2001-2005 гг., Программа "Улучшение демографической ситуации в Алтайском крае на 2002-2006 гг.", Программа "Государственная поддержка улучшения демографической ситуации и развития трудовых ресурсов на территории Тюменской области до 2010 г.", Семейная и демографическая политика Псковской области на 2003-2007 гг.)
Эти программы варьируются от региона к региону и нуждаются в обобщении опыта и анализе его эффективности, так как положительный результат наблюдается пока далеко не везде. Поэтому надо идти дальше, совмещать усилия федерального центра и местной власти, формировать программы защиты и поддержания семьи под потребности и возможности конкретных территорий.
В этой связи Российская партия ЖИЗНИ открыла программу "Демографический патруль", цель которой определить причины убыли населения в каждом регионе, в каждом городе и поселке, выявить главные "точки риска": состояние роддомов и поликлиник, школ и детских садов, безопасность движения, экологические условия проживания, масштабы алкоголизации и наркотизации населения, состояние спортивно-оздоровительной работы, организация досуга детей и молодежи, перспективы решения проблем жилья.
Нам сегодня необходим настоящий "бэби-бум". Поэтому рождаемость, смертность, другие демографические показатели, по моему глубокому убеждению, должны стать критериями оценки работы государственной, региональной и местной власти. В конце концов надо добиться таких общественных настроений, чтобы органы местного самоуправления гордились количеством и качеством родителей и детей на своей территории.
Экономика семьи
Менять социальное поведение людей в области семьи и рождаемости надо с двух сторон: как со стороны экономики, так и со стороны общественного сознания.
Сначала об экономике. В большинстве регионов рождение детей может резко понизить материальный и, как следствие, социальный статус семьи. По оценкам экспертов, при рождении ребенка расходы семьи увеличиваются на 50% по сравнению с бездетной парой.
Семьи с детьми – самая массовая группа бедного населения в России. Я уже не говорю о многодетных семьях, которые являются чуть ли не синонимом бедности.
Конечно, 250 тысяч рублей материнского капитала, которые можно потратить на целевые нужды в будущем – это замечательно. Но родителям приходится постоянно ломать голову над тем, как накормить, во что одеть-обуть детей, как их лечить и учить сегодня.
Для решения этих и других проблем развития института семьи, надо принять и реализовать три принципиальные установки.
Первое. За основу всех социальных и экономических расчетов наши экономисты должны брать полную семью с несколькими детьми, а не отдельного работника, как это делается сейчас. Экономика эксплуатирует ресурсы семьи, поэтому государство и частное предпринимательство обязаны отдать семье все, что необходимо для ее жизни и роста.
Наша страна ратифицировала Конвенцию Международной Организации Труда о правах работников с семейными обязанностями. Теперь важно претворить идеи этой международной Конвенции в нашу российскую жизнь, вплоть до создания социально-демографических программ на отдельных предприятиях. Для этого, в первую очередь, необходима комплексная фамилистическая экспертиза законодательных нормативных актов, разрабатываемых на всех уровнях власти – от федерального до муниципального.
Особую роль в решении всего комплекса демографических проблем должны сыграть корпоративные структуры и профессиональные союзы, объективно заинтересованные в воспроизводстве высококвалифицированных кадров. Некоторые наши крупные компании уже сегодня имеют горизонты производственного планирования до 30 лет. И для них чрезвычайно важно, что будет происходить в стране через 10-20 лет.
Второе. Необходимо уровнять родительский труд с профессиональным внесемейным трудом и для этого ввести "семейную зарплату", т.е. платить женщине, воспитывающей детей, минимальную заработную плату, установленную с учетом прожиточного минимума и в зависимости от числа детей в семье. Иными словами, надо реализовать право человека на семейную карьеру.
Труд родителей необходим обществу. Он должен оплачиваться, и притом достойно, чтобы рождение и правильное воспитание нескольких детей могло рассматриваться как полноценная альтернатива работе вне дома.
Необходимо подумать и о дополнительном пособии для родителей- одиночек.
Замечу также, что новая пенсионная система не учитывает интересов неработающей, ухаживающей за ребенком женщины. Если до 2002 г. уход за детьми включался в трудовой стаж, то теперь отчисления в пенсионный фонд ведутся работодателем, и значит, за неработающую женщину никто не производит отчислений в Пенсионный фонд, если только кто-то из членов семьи не выступит таким добровольным страхователем. Считаю, что государство должно быть страхователем для матерей, воспитывающих троих и более детей, обеспечивая их пенсионный капитал.
Необходимо внесение поправок в пенсионное законодательство, учитывающие труд родителей по воспитанию детей как социально значимый с соответствующим пенсионным обеспечением.
Семье с детьми необходимы и налоговые преференции. С нашей точки зрения, подоходный налог надо уплачивать с семьи с учетом количества ее членов. То есть он должен быть меньше для многодетных семей.
Третье. Одним из основных направлений в семейной политике должны стать меры по улучшению жилищных условий. Пока ипотека на общих основаниях доступна лишь для очень ограниченного числа наших сограждан, а Федеральная программа "Жилье для молодой семьи" не может учесть интересов всех желающих.
Поэтому можно только приветствовать некоторые региональные инициативы, которые вводят дополнительные условия к этой программе, например, повышают возраст членов семей, участвующих в ней, увеличивают размер субсидии, списывают часть долга при рождении ребенка в большем объеме, чем это предусмотрено федеральным законодательством.
Все эти три положения последовательно отстаивает Российская партия ЖИЗНИ.
Важнейшей задачей мы считаем также восстановление сети детских дошкольных учреждений. Сегодня записывать туда ребенка надо еще до рождения, а оплата за детский сад растет иногда в геометрической прогрессии.
Некоторые регионы решают часть возникающих здесь проблем. В Петербурге за содержание ребенка в обыкновенном детском саду родители платят не более 14% от реальной стоимости, а за содержание в коррекционных детских садах — не более 10%. Аналогичные программы приняты в Москве и в некоторых других регионах Российской Федерации.
Необходимо восстановить в полном объеме и всю инфраструктуру детства: детские музыкальные и художественные школы, спортивные секции, различные дома творчества, детские библиотеки. Все это должно быть доступно каждой семье и каждому ребенку, чтобы не было выброшенных на улицу детей.
Уменьшение числа детских внешкольных учреждений в области культуры и спорта, перевод их на платную основу нивелируют любые усилия государства вырастить здоровых и достойных граждан. Поэтому финансирование сети дополнительного образования должно быть предусмотрено в Национальном проекте "Образование".
Устранить социальное сиротство
Безусловно, повышение рождаемости в семье – основной и главный шаг на пути преодоления демографического кризиса. Но мы не должны забывать о тех детях, которых судьба лишила нормальной семейной жизни.
В стране растет социальное сиротство, безнадзорность, впервые за много лет появились неграмотные подростки.Правоохранительные органы ежегодно задерживают до 1 млн. детей. Из них 260 тысяч нигде не учатся, а примерно 24 тысячи – вообще никогда не учились. Многие из этих детей имеют родителей, которые наверняка получали какие-то пособия. Растет число детей, убегающих из семей, в том числе вследствие жестокого обращения с ними. В прошлом году на поруки государства было отдано 132 тысячи детей сирот и детей, лишенных родительского попечения.
Наше государство и гражданское общество должны поддержать людей, которые могут и хотят спасти хотя бы часть этих детей от бесперспективного будущего. Для этого нам необходимо принять дополнительные меры, стимулирующие усыновление детей российскими гражданами.
Обратите внимание, многие зарубежные актеры, политические и общественные деятели (вспомните Шредера) усыновляют детей, гордятся этим, и окружающие поддерживают их в этих начинаниях. Общественное мнение должно формироваться в пользу усыновителей и процедуры усыновления. Это – совместная задача государства и институтов гражданского общества.
Надо поощрять ответственное родительство, вплоть до надбавок к пенсии людям, успешно воспитавшим более 2 детей. А также поддерживать практику создания так называемых семейных детских домов, которые уже доказали свою эффективность и востребованность.
Здоровье матери и ребенка
Говоря о демографической и семейной политике, нельзя не сказать и о качестве нашего здравоохранения, особенно в области материнства и детства.
Значительная часть родов в настоящее время осложнена каким-либо заболеванием. И хотя материнская и перинатальная смертность в течение последние 15 лет снижались, параллельно шел рост числа детей, родившихся больными или заболевших (с 1991 по 2003 – в 2,3 раза). Вызывает тревогу частота врожденных аномалий и нарушений у новорожденных (с 18,8 до 29,9 на тысячу, или в 1,6 раза).
Около 15 % семейных пар сегодня страдают бесплодием. В целом специалисты фиксируют снижение репродуктивного потенциала населения.
Вместе с тем нельзя не отметить достижения отечественной науки в области диагностики и лечения различных нарушений репродуктивной функции человека. Как я убедился, встречаясь с коллективом Института акушерства, гинекологии и перинатологии Академии меднаук под руководством академика Кулакова, сегодня возможно излечить практически все формы бесплодия. Актуальными задачами являются распространение передового отечественного и зарубежного опыта во все регионы страны, формирование квалифицированных кадров, создание современной материально-технической базы роддомов.
Преодоление кризиса семейных ценностей
Другие проблемы семьи связаны с кризисом семейных ценностей. Это снижение авторитета семьи, нежелание вступать в брак, отказ от отцовства и материнства, рост числа разводов.
Семью и благополучие в ней раньше называли "лад". Этот лад подвергается сейчас напористой информационной агрессии: от чисто обывательских разговоров "зачем плодить нищету", до кинопроката, где на родителях неизменно лежит печать вселенской скорби, а дети воспринимаются как обуза. То, что раньше высоко почиталось, было священным для народа, позволило ему выстоять в годы тяжелых испытаний – сегодня нередко извращается и высмеивается. Семья теряет свою привлекательность среди молодых людей, которые видят в ней лишь ярмо, ограничивающее личные интересы и амбиции.
Со времен фильма "Однажды двадцать лет спустя", с Виктором Проскуриным и Натальей Гундаревой, не выпущено ни одного сколько-нибудь заметного художественного фильма, дающего положительную оценку многодетной семье.
Семейная тема не считается выигрышной. Наши продюсеры убеждены, что заработать в прокате можно только за счет похождений неженатых карьеристов в боевиках, триллерах и комедиях. Семейная тема остается для малобюджетных телевизионных фильмов. Да, семья – консервативный институт. Но это и уникальный мир. Поэтому мастерски поставленные фильмы о семейной жизни любят и помнят долгие годы.
Целесообразно рассмотреть вопрос о повышении налогов на рекламу и информационную продукцию, отрицательно влияющую на семейно-демографические установки (алкоголь, табачные изделия, игровые автоматы) с целевым перераспределением этих средств на пропаганду здорового образа жизни.
Семью надо возрождать, сохранять и защищать. Тот, кто считает, что сегодня российская семья просто освобождается от груза условностей, предрассудков и "пережитков прошлого", глубоко ошибается. Накопленные данные позволяют утверждать со всей определенностью, что в смысле преуспевания, люди, состоящие в браке, намного опережают одиночек.
Что сегодня действительно является бедой, так это эгоизм, в своих самых пошлых проявлениях. В большинстве развитых стран не без оснований считают, что институт семьи находится под угрозой именно из-за воинствующего индивидуализма, стремления жить «в свое удовольствие». Поэтому ежегодно выделяются сотни миллионов долларов на то, чтобы, активно влиять на жизненные установки людей, чтобы не дать институту традиционной семьи рухнуть под натиском внесемейного образа жизни, всякого рода нетрадиционных семей, наркомании, алкоголизма и порнобизнеса.
Отдельно хотелось бы остановиться на роли отца и института отцовства в современной России. Заметим, что социально-экономические проблемы российского общества 90-х годов ударили, в первую очередь, по мужчинам, главам семейств, к которым стали предъявлять повышенные требования. С одной стороны, считалось, что мужчина должен быть кормильцем и добытчиком, нести главную ответственность по материальному обеспечению семьи и при этом соответствовать растиражированному СМИ образу "успешного" человека. С другой – от него ждали помощи по хозяйству, участия в воспитании детей. Невозможность соответствовать этим требованиям, кстати, сказалась и на резком сокращении продолжительности жизни у мужчин. Однако какие бы социально-экономические изменения не происходили в обществе, основная нагрузка по социальной адаптации ребенка будет лежать на внутрисемейном общении, которое не может быть полноценным при отсутствующем отце. Поэтому гражданское общество должно обратить внимание на повышение социальной роли не только материнства, но и отцовства, на ответственность обоих родителей за воспитание ребенка.
* * *
От благополучия каждой отдельной семьи зависит благополучие всего общества, наше будущее. Счастливые люди формируют счастливое общество, а счастливые дети становятся в будущем любящими и счастливыми родителями. Таков закон жизни! И этот закон надо соблюдать, уважать и поддерживать.