МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Выступление на совещании "О мерах по реализации Бюджетного послания Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2007 году" 22 июня 2006 года

22 июня 2006

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы возвращаемся к многолет­ней традиции проводить летом большое бюджетное совещание в Совете Федерации. И на него пригласили из регионов тех, кто непосредственно занимается бюджетом каж­дого субъекта Российской Федерации: вице-губернаторов, начальников бюджетных и финансовых управлений. Здесь представлено несколько десятков регионов, подавляю­щее большинство, практически вся Россия.

Наша главная задача - сверить позиции перед началом парламентской работы над проектом федерального бюджета. Потому что если Дума - это палата партий, различных политических платформ, то Совет Феде­рации - это палата регионов. И позиция Совета Федерации в тех предложениях, кото­рые он вносит, в том, как он голосует - это обязательно должна быть обобщенная, сум­марная позиция регионов. Для этого нам ее надо четко понимать. Такая работа ведется круглый год, а сегодня у нас итоговая сверка. Но, кроме того, я считаю, что очень по­лезно для дела напрямую свести в одном зале финансовых руководителей из регионов и представителей экономического блока Правительства. Слово парламент, как из­вестно, происходит от слова говорить. Это место, где люди договариваются об общих интересах, о взаимных уступках, о совмест­ных действиях. Здесь важен прямой диалог.

Уважаемые коллеги!

У нашей сегодняшней встречи есть це­лый ряд особенностей по сравнению с по­добными совещаниями прошлых лет. Преж­де всего, она проходит заметно раньше, на полтора-два месяца, в июне, а не в августе.

Вы знаете, что Президент России В.В.Путин поставил задачу передвинуть при­нятие бюджета в 2007 и в 2008 годах на бо­лее ранние сроки. В Бюджетном послании по ряду позиций тоже подчеркивается важность заблаговременной подготовки и принятия финансовых решений. И первые шаги в этом направлении уже делаются.

Благодаря этому изменился сам формат нашего обсуждения. Мы говорим не о прак­тически готовом проекте федерального бюд­жета, а о реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации. С одной стороны, это означает, что регионы подклю­чаются к федеральному бюджетному про­цессу на более ранней стадии. Это дает го­раздо больше возможностей, чтобы их прин­ципиальные позиции нашли отражение в бюджете. С другой стороны, у самих регио­нов больше времени, чтобы учесть намечен­ные на федеральном уровне меры в своих собственных бюджетах.

Это первая важная особенность, кото­рую я хочу подчеркнуть. А вторая заключает­ся в том, что кроме бюджета на следующий год мы обсуждаем прогнозные параметры социально-экономического развития России на период до 2009 г. То есть бюджетное пла­нирование на перспективу становится ре­альностью. В этом механизме регионы тоже должны занять ясное и достойное место.

Вот это, я считаю, принципиальное от­личие современного подхода к формирова­нию государственной политики. В годы кри­зиса поневоле приходилось думать о сиюми­нутном выживании. Но сейчас экономика России устойчиво растет уже седьмой год. В этих условиях не просто можно, а необходи­мо планировать развитие страны в целом и каждого региона.

В тех документах, которые принимаются за последнее время, ставятся задачи, выхо­дящие за временные рамки полномочий поч­ти всех ныне действующих органов государ­ственной власти. В том числе это относится и к бюджетному планированию до 2009 года. Почти - потому что остается Совет Федера­ции. Он постоянно обновляется, но никогда не прекращает своих полномочий в целом.

И Послание Президента Федеральному Собранию, и Бюджетное послание намечают цели общенационального масштаба на достаточно длительную перспективу.

В этой связи нам необходимо и на уров­не регионов создавать механизмы, которые обеспечат устойчивое развитие, решение долгосрочных задач. Нельзя ограничивать горизонт планирования следующими выбо­рами, после которых хоть трава не расти. И как эта проблема сейчас решается на феде­ральном уровне, так ее необходимо решать и на уровне каждого региона.

Считаю, что одним из главных инстру­ментов при этом должен стать как раз бюджетный план. Потому что бюджет - это кон­центрированное выражение государственной политики через финансы. То скользящее среднесрочное планирование основных па­раметров развития, которое сейчас приме­няется на федеральном уровне, надо дове­сти до уровня регионов. Надо распростра­нить его с федерального, на весь консолиди­рованный бюджет Российской Федерации.

Для этого должна быть сформирована необходимая правовая база - как федераль­ная, так и региональная.

Через свои механизмы постоянного взаимодействия с регионами, через Совет законодателей, через разработку модельных законов субъектов Федерации наша палата может и должна сыграть роль координатора в создании системы бюджетного планирова­ния в регионах, в необходимом развитии за­конодательства, в согласовании региональ­ных норм и механизмов с федеральными. И то прямое взаимодействие с финансистами субъектов Федерации, которое мы выстраи­ваем - это еще один важный инструмент ко­ординации, необходимой для решения по­ставленных задач.

* * *

Уважаемые коллеги!

Бюджетное послание Президента Рос­сийской Федерации намечает целый ком­плекс мер по реформированию всей бюджетной системы, на всех ее уровнях, на по­вышение эффективности и результативности бюджетной политики. Я хочу с удовлетворе­нием отметить, что в этой системе мер про­блемы регионов занимают достойное место.

На протяжении последних лет Совет Федерации и представители субъектов Рос­сийской Федерации неоднократно высказы­вали конкретные предложения, направлен­ные на исправление многих диспропорций в бюджетной системе. Сокращалась собствен­ная налоговая база регионов и их доля в до­ходах консолидированного бюджета. Отме­чалось явное несоответствие между объе­мом передаваемых на региональный уровень функций и их финансовым обеспечением. А ведь это прямо сказывалось на качестве вы­полнения обязательств государства перед гражданами. Неоправданно ограничивалась самостоятельность регионов в бюджетной сфере. И действовала совершенно ненор­мальная система, которая «наказывала» со­кращением поступающих федеральных де­нег тех, кто успешно развивал собственную доходную базу.

В Бюджетном послании на 2007 год, а оно фактически затрагивает и дальнейшую перспективу, учтены многие предложения, которые вносились регионами и Советом Федерации, обсуждались в этих стенах. При­веду лишь несколько примеров.

Прямо указано на важнейшую для мно­гих проблему: что федеральные субвенции должны обеспечивать исполнение субъекта­ми Федерации переданных им дополнитель­ных расходных обязательств. Это даже не надо комментировать, потому что все финансисты прекрасно знают цену вопроса для своих регионов.

Еще одна постоянная проблема - это нехватка средств на развитие дорожного хо­зяйства. На эти цели, о чем мы говорили чуть ли не при каждой встрече с министрами финансов и транспорта, должно быть выде­лено не менее 35 млрд. руб., которые будут распределены между регионами с учетом не только численности населения, но и бюджет­ной обеспеченности.

Новая методика распределения средств федеральной поддержки должна стимулиро­вать развитие собственной доходной базы. Это то, о чем Совет Федерации говорил мно­го лет. Вводится материальное стимулиро­вание регионов и муниципалитетов за реали­зацию приоритетных государственных про­грамм и проектов. Услышано наше предложение о том, чтобы значительную часть средств Федеральной адресной инвестици­онной программы передать регионам, чтобы они сами могли определять приоритетность важных для них объектов. Мы полгода назад обсуждали эту идею на слушаниях в Совете Федерации с участием Министерства эконо­мического развития и торговли.

И вообще Бюджетное послание говорит о том, чтобы предоставить регионам гораздо больше самостоятельности в реализации их полномочий, и чтобы за это они несли ре­альную ответственность. Самостоятельность в принятии решений и ответственность за результат - это наиболее эффективная сис­тема управления. Она стала возможной бла­годаря прошедшей реформе формирования власти на местах. Сегодня есть все предпосылки для того, чтобы регионы успешно решали поставленные перед ними задачи.

Но я хотел бы подчеркнуть, что эти принципиальные установки станут реально­стью лишь тогда, когда воплотятся в текст законов, прежде всего, важнейшего закона о федеральном бюджете. И наша общая зада­ча сегодня - определить те критически важ­ные точки, где необходимо объединить уси­лия органов власти разных уровней, те во­просы, по которым есть неопределенность, а порой и разногласие.

Например, очень важно для регионов, какой именно будет новая методика распре­деления федеральных средств. В том числе и тех, которые передаются за счет Феде­ральной адресной инвестиционной програм­мы. Президент России, выступая на заседа­нии Президиума Государственного совета 7 июня, отметил, что "бюджетная обеспе­ченность десяти наиболее "богатых регио­нов страны в три раза превышает уровень бюджетной обеспеченности других десяти наиболее "бедных" субъектов Российской Федерации. И на местах, для людей, это не­изменно оборачивается фактическим нера­венством в уровне бюджетных услуг".

Считаю, что Совет Федерации и пред­ставители регионов должны обязательно участвовать в самой разработке тех новых методик распределения средств, о которых говорится в Бюджетном послании, а не толь­ко в обсуждении уже разработанных проек­тов, которые плохо поддаются изменению.

Вызывает озабоченность сокращение собственной налоговой базы субъектов Рос­сийской Федерации. Она в 2005 г. уменьши­лась уже до 12 процентов налоговых и неналоговых доходов. То есть 88% денег соби­рает федеральный центр и даже в тех сред­ствах, которые получают в свое распоряже­ние регионы, их собственные доходы играют меньшую роль, чем поступающие из центра субсидии, субвенции и дотации. Это ненор­мальное положение и мы также хотели бы иметь право голоса при обсуждении этой проблемы с Минфином и Минэкономразви­тия, при самой разработке конкретных мер ее решения.

Имеются вопросы по реализации госу­дарственных инвестиционных программ. На­пример, по предложениям Минфина и МЭРТ, до 2009 г. практически не видно тенденции к росту расходов инвестиционного характера. В 2007 г. на это планируется 634 млрд. руб., в 2008 г. только 574 млрд., в 2009 г. 580 млрд. Мы выступаем за более активную инвестиционную политику, направленную на решение принципиальных задач экономиче­ского развития и технологической модерни­зации нашей страны.

Не буду перечислять проблемы. Не со­мневаюсь, что их профессионально раскроют представители регионов. Эти вопросы не имеют какого-то рокового характера. Их ре­шить можно и их решать нужно. Но для этого требуется то открытое заинтересованное об­суждение, которое мы сегодня и проводим.

Рассчитываю, что его результатом бу­дет не просто лучшее понимание, но что это воплотится в конкретных государственных решениях. Главное - в федеральном бюдже­те и в бюджетах субъектов Федерации.

А сейчас с удовольствием передаю сло­во основному докладчику, Министру финан­сов Российской Федерации А.Л.Кудрину.

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International