Уважаемые участники заседания!
Одна из главных задач в работе нашего совета – это выработка конкретных предложений по развитию банковского законодательства. И я хочу с большим удовлетворением отметить, что практически каждое из прошедших обсуждений – это не просто светский разговор, после которого ничего не остается, и не просто сетование на проблемы. А каждый раз у нас появляются совершенно четкие предложения, ориентиры для дальнейшей проработки специалистами, для подготовки законопроектов.
Сегодня на наше рассмотрение, по инициативе банков, также вынесен ряд конкретных вопросов, связанных с упорядочением и развитием банковского законодательства. Их объединяет одна тема: законодательное обеспечение взаимодействия банков с надзорными и правоохранительными органами.
Вы знаете, что Президент России В.В.Путин постоянно ставит перед всеми органами власти задачи повышения эффективности государственного управления. И, кстати, он сам постоянно их решает по многим направлениям. Это совершенно понятно. Без эффективного государства, которое умеет понимать и отстаивать свои интересы, интересы всей страны, ни о какой осмысленной политике развития и речи быть не может.
Но эффективность государства в его взаимодействии с бизнесом имеет два измерения. С одной стороны, государственный интерес должен соблюдаться неукоснительно. Но с другой стороны, бизнес при этом должен чувствовать себя в экономике России комфортно и уверенно. Нужны ясные и прозрачные правила игры, которые исключают произвол чиновника, давление на бизнес, волокиту или, как говорится, «подвешивание» в неопределенном положении. Должен действовать на деле известный принцип: что не запрещено, то разрешено.
За последнее время накопился большой опыт применения законов, связанных с государственным контролем различных аспектов деятельности банков. Это, в частности, закон о страховании вкладов физических лиц и закон о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
Огромное государственное значение этих законов не вызывает сомнения. Но в то же время практика выявила целый ряд проблем их применения, когда ни государство не может достаточно эффективно отстоять свои позиции, ни банки не имеют необходимых им гарантий ясности и прозрачности действий государства.
Вы знаете, что ряд банков обращались в суды по поводу отказа во включении в систему страхования вкладов. И были судебные решения в пользу таких банков. Получается, что функции регулирующего органа, функции Центробанка взял на себя суд. Но в то же время и банки не удовлетворены таким положением дел, потому что суд может разрешить им работать с частными вкладчиками, но не может обязать Центральный банк включить их в систему страхования вкладов. Это, конечно, ненормально и говорит о недостатках законодательства.
Нужно вместе думать как исключить такие коллизии, сделать прозрачной всю процедуру решения вопросов по страхованию вкладов. Чтобы такие ситуации не превращались в тупик, а находили решение в соответствии с законом. У банкиров есть ряд предложений по необходимой корректировке законодательства. И я рассчитываю, что они послужат началом полезного диалога. В этой работе должны участвовать и законодательные органы, и ЦБ с Агентством по страхованию вкладов, и представители банков.
То же относится и ко второму упомянутому мною закону - о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма. В октябре 2005 года мы провели расширенное заседание, в котором приняли участие представители всех правоохранительных органов. И я знаю, что по его результатам была проделана большая совместная работа, которая позволила сверить позиции и предложить конкретные решения для многих больных вопросов.
Мы заслушаем ту позицию, которую выработали представители банков. Это уже реальная основа, чтобы сделать второй шаг навстречу друг другу, начать новый этап диалога, в ходе которого будут выработаны те законодательные инициативы, которые будут устраивать и банковское сообщество, и государственные органы.
Уверен, что в ходе сегодняшнего обсуждения, а также и после него, будут высказаны конкретные предложения по проблемам развития банковского законодательства, которые мы сможем реализовать в работе Совета Федерации.
Уважаемые коллеги!
По вопросам повестки дня у нас есть ряд докладов. Я прошу докладчиков не выходить за пределы 10 минут. На выступления в прениях предлагаю отвести до 5 минут и строго придерживаться этого лимита. Более подробные предложения можно передать в письменном виде.
У вас на руках проект рекомендаций. Прошу высказывать по нему предложения.
И последнее. За годы работы Межрегионального банковского совета его состав неоднократно пополнялся, так как эта работа вызывает большой интерес во всех регионах России. Но не все члены совета одинаково активно в нем работают. Я думаю, что до конца года мы дадим время каждому определить, нужно ли ему участие в этом совете. А после Нового года утвердим обновленный состав с учетом реального участия в работе.