Я хочу остановиться на некоторых проблемах, которые могут возникнуть при реализации уже намеченных мер демографической политики и решения которых на мой взгляд, следует отразить в разрабатываемых нормативных документах.
Первое. О пособиях по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Планируется, что впервые это пособие будет выплачиваться не только работающим и учащимся матерям, но и неработающим женщинам. При этом вводятся ограничения на размер пособия работающим женщинам с высокой зарплатой - не более 6 тыс. рублей.
В этой связи возникает опасность стимулирования рождения детей в неблагополучных семьях, которые более чувствительны к вопросам материальной поддержки. Следует отчетливо понимать, что среди неработающих матерей, помимо женщин из материально благополучных семей и занятых в «теневой» и «семой» экономике, будут находиться и женщины из социально и материально неблагополучных семей. Часть из них может заинтересоваться рождением детей как средством получения временных доходов, а потом, по истечении полутора лет, передать своего ребенка (возможно больного или инвалида) на государственное содержание.
Эта угроза вполне реальна. Например, подобная ситуация наблюдалась в Болгарии в 60-е годы прошлого века в связи с введением пособий на детей, дифференцированных в зависимости от очередности их рождения.
Кроме того, нельзя забывать, что Россия - это страна, в которой представлены все режимы воспроизводства населения: от депопуляции до высоких темпов естественного прироста. Причем высокий прирост характерен, как правило, для регионов с низким уровнем социально-экономического развития. С ростом рождаемости в этих регионах обострится проблема демографических инвестиций на социализацию детей, их трудоустройство в условиях трудоизбыточности экономики.
Другая проблема пособий по уходу за детьми - это небольшая продолжительность их выплат.
Какова может быть дальнейшая жизненная стратегия женщин? Если это возвращение на работу, то возникает проблема ухода за полуторалетним ребенком. Яслей почти не сохранилось, услуги нянь очень дороги, «институт бабушек» постепенно отмирает.
А если женщина не работает, то каковы будут источники ее доходов? Сегодня мы можем предложить только ежемесячное пособие на детей в размере от 70 до 140 рублей малообеспеченным семьям. Без адекватных ответов на эти вопросы стимулирующая роль пособий может не сработать для нормальной, социально благополучной семьи, думающей о завтрашнем дне.
Второе. О компенсационных выплатах родителям за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Следует понимать, что их введение обострит проблему доступности детских садов и ясель. Ведь повысится рождаемость, снизится родительская плата и вырастет спрос на места в детсадах. Причем, уже сегодня имеется очередь на устройство детей - свыше 900 тыс. человек.
В обсуждаемых материалах мы предлагаем субъектам Российской Федерации разработать программу развития сети детских дошкольных учреждений. А справятся ли они с этой задачей? Ведь все компенсации у нас предназначены родителям, а финансовые возможности регионов нам известны. Думаю, здесь потребуется федеральная поддержка и субвенции отдельным регионам.
Третье. О "материнском капитале". Наверняка мы столкнемся с желанием семей потратить этот "капитал" не только на жилье, образование детей и пенсии матерям, но и на иные, но очень важные для семьи цели. Например, - на дополнительное лечение детей или матерей. Однако, следует расширить перечень возможных расходов "материнского капитала".
Четвертое. Об устройстве детей-сирот на воспитание в семьи. Здесь, помимо выплаты единовременных пособий замещающим семьям, пособий на содержание детей в опекунских и приемных семьях, оплаты труда приемных родителей, которые уже предусмотрены за счет федерального бюджета, возникает не менее важная проблема.
Это квалифицированный отбор усыновителей, опекунов и приемных родителей, их обучение, контроль за положением детей и защита их прав в новых семьях. Причем именно от решения этой проблемы, возложенной на субъекты Российской Федерации, зависит счастье и благополучие детей. А это также весьма затратное дело, требующее специально обученных, высококвалифицированных кадров. Нужна методическая и иная помощь федерального центра.
Пятое направление. Снижение смертности от предотвратимых причин: ДТП, острых отравлений, сосудистых заболеваний. По данному направлению Минздравсоцразвитием России разработан комплекс мер исключительно медицинского характера.
Предлагается дополнить их социальными мерами. В том числе мерами по профилактике смертности от неестественных причин на основе санитарного просвещения, формирования здорового образа жизни, борьбы с курением, алкоголизмом, профилактики суицида, которые сегодня остались без всякого внимания.
Кстати, в Сводном плане мероприятий по реализации основных положений Послания Президента России 2006 года указанные выше профилактические меры в качестве специальной задачи не предусмотрены. Полагаю, что это упущение. Спасение уже пострадавших медицинскими средствами – это "битье по хвостам". Нужны также меры профилактики смертности от социальных причин.
Шестое. Проведение эффективной миграционной политики. Это направление в представленном материале практически не проработано. Обозначены лишь задачи разработки Программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников.
Сказано также о запланированной разработке Концепции демографической политики и Плана первоочередных мероприятий по улучшению демографической ситуации, а также региональных демографических программ. Между тем, представляется, что без разработки стратегии и тактики демографической и семейной политики на длительную перспективу работа над национальным "мега" проектом по демографии не может быть успешной.
Причем, эту работу следует существенно активизировать прежде всего на федеральном уровне. Именно Концепция федеральной демографической политики должна задать вектор для разработки региональных демографических программ. В том числе в части миграционной политики. Помимо переселения соотечественников необходимо сформулировать внятную государственную позицию в отношении иммиграции, в том числе трудовой, которая сегодня имеет нарастающие масштабы с непредсказуемыми последствиями.
И, наконец, мое самое главное предложение - обсуждаемый сегодня материал носит узко ведомственный характер. В нем не предусмотрена реализация важнейшей идеи демографического раздела Послания 2006 года.
Это идея повышения престижа семьи, возрождения и укрепления семейных ценностей, позитивного отношения к многодетности. Без изменения менталитета наших граждан, властных структур и институтов гражданского общества
демографический кризис не преодолеть.
Эту задачу не решить только усилиями министерств и ведомств. Хотя считаю, что необходимо более широкое подключение к решению демографических проблем
Минобрнауки России, Минрегиона России, МВД России, Минобороны России, всех федеральных министерств и ведомств, которые должны разработать свои программы по повышению престижа многодетной семьи. Очень важно подключение к этой работе экспертного сообщества, СМИ, религиозных конфессий, партий и общественных движений, Общественной палаты при Президенте Российской Федерации и всех общественных комиссий Федерального Собрания.
Нашему Совету следует подумать, как организационно решить эту задачу. Только тогда, когда мы сумеем это сделать, нам удастся вывести страну из демографического тупика.
Благодарю за внимание.