Дорогие коллеги! Уважаемые гости!
Искренне рад приветствовать вас на II Ассамблее Всемирного Форума "Интеллектуальная Россия".
Выражаю глубокую благодарность Брянскому государственному университету им. академика Петровского и Брянскому государственному техническому университету за гостеприимство. Вы сохранили и продолжаете лучшие традиции российского высшего образования и науки.
Цель нашего Форума - создать единое интеллектуальное пространство, содействовать эффективному использованию инновационных ресурсов в интересах развития страны. И, в конечном счете, добиться интеллектуального лидерства России. Именно поэтому мы работаем с регионами. Как многие из вас помнят, прошли плодотворные дискуссии на безе таких вузов, как Тамбовский государственный технический университет, Поморский, Ставропольский, Якутский, Санкт-Петербургский, Московский государственные университеты.
Полтора года назад, в подмосковной Дубне, на I Ассамблее Форума был четко обоснован вывод, что развитие интеллектуального потенциала и достижение интеллектуального лидерства - это сфера ответственности всего гражданского общества. И наш Форум практически стал общественной площадкой, на которой происходит неформальное согласование интересов интеллектуального сообщества, власти и бизнеса по переводу экономики на инновационный путь развития.
Отклики на инициативы Форума превзошли все ожидания. За полтора года многие ученые и научные коллективы, как маститые, имеющие мировое имя, так и молодые, только начинающие свой путь в науке подписали разработанную на Форуме Хартию Интеллектуальной России. Обсуждение и отбор продуктивных идей и перспективных инновационных проектов заметно активизировался. Позиция интеллектуального сообщества страны начинает влиять на принятие управленческих решений в области улучшения организации научной деятельности и модернизации образования.
Центральную тему нашей сегодняшней встречи предложили три университета страны: МГУ им. Ломоносова, Санкт-Петербургский и Брянский государственные университеты. Речь пойдет о модернизации и долгосрочной стратегии российского образования.
По сути, мы говорим об обеспечении интеллектуальной конкурентоспособности страны. Мы надеемся, что Ассамблея обсудит все основные аспекты информатизации образования, подходы к изучению и использованию русского языка, математическое и биологическое образование, формирующие объективное представление об окружающем нас мире и возможностях его познания. Этим вопросам будет посвящено два круглых стола и четыре всероссийских конференций, проводимых в рамках форума.
Прежде, чем мы начнем обсуждать проблемы образования, хочу обратить ваше внимание на два обстоятельства.
Первое. Сегодня как никогда ощутима потребность в четко сформулированной общенациональной стратегии. 20 июня нынешнего года на заседании Совета Безопасности Российской Федерации Президент Российской Федерации В.В. Путин прямо сказал, что "...практически вплоть до сегодняшнего дня мы в основном занимались латанием дыр и выживанием. У нас сейчас есть все возможности заглянуть в завтрашний день и сформулировать долгосрочную стратегию развития страны по всем критическим направлениям".
Это прямая постановка задачи для всех нас. Научное сообщество - часть гражданского общества, пусть небольшая, но именно оно несет львиную долю исторической ответственности за выбор путей развития страны. Страны-лидеры стали таковыми именно потому, что интеллектуальная элита осознала всю полноту своей ответственности перед обществом.
Подчеркну, речь идет не о народнохозяйственном плане, не о спускаемых сверху директивных показателях, отживших свой век.
Речь идет о стратегии, определении объективных целей развития страны и общества с учетом имеющихся материальных и интеллектуальных ресурсов, а также культурного и духовного потенциала.
Образ будущего создается не для того, чтобы все рукоплескали ему. Надо, чтобы он был понятен всем и принят народом. Образ завтрашнего дня всегда основан на общественном согласии.
В отсутствие общей национальной стратегии, те направления текущего развития, которые разрабатывают министерства и ведомства, нередко не сплачивают, а раскалывают и парализуют общество. Уже пятнадцать лет продолжаются вялотекущие споры о судьбах рыночной экономики, итогах приватизации, природной ренте. Уже три года мы не можем разобраться со Стабилизационным фондом. Создали Инвестиционный фонд, но похоже в текущем году не сумеем его полностью потратить.
Из всех этих споров не возникает ничего путного: ни положительного проекта, ни даже общего мнения. Мы пока не можем даже договориться о том "что должно быть обязательно" и "чего не должно быть, ни при каких обстоятельствах".
Вспомним хотя бы нынешнюю дискуссию о монополии государства на производство и оборот этилового спирта. Кто во что горазд! Создается впечатление, что приемлемое решение в принципе невозможно. И это по очень важному, хотя сугубо частному вопросу.
Я не считаю, что интеллектуальная элита страны пассивна, что она не ставит трудных вопросов, и не пытается на них ответить. Проблема в другом. У научной общественности нет своего места в публичной дискуссии. Во многих странах, прежде чем принимается какой-либо основополагающий закон, его проект более года обсуждают все заинтересованные стороны, а научная общественность управляет этой дискуссией. Наука обязана выходить в публичное пространство.
В нашей стране за все эти непростые годы накоплен огромный интеллектуальный и культурный капитал, который надо систематизировать и осмыслить, для того, чтобы на этой основе российское общество получило, наконец, ответы на свои многочисленные вопросы.
Несколько дней назад я участвовал в работе конференции "Дни Петербургской философии". Там также шла речь о позициях интеллектуалов в российском обществе. Именно философия создает язык, необходимый интеллектуальному сообществу, язык межкультурных коммуникаций, и она не должна замыкаться в своем узкопрофессиональном мире.
Одним словом, вопрос о том, как разрушить барьеры между властью, обществом и интеллектуальным сообществом страны с целью выработки национальной стратегии, сейчас обсуждается на многих научных встречах. Думаю, что наш Форум может стать лидером в решении этой задачи.
Второе. Конкурентоспособность страны во многом определяется конкурентоспособностью его граждан. Это, в первую очередь, знания. Причем важна именно мотивация на приобретение знаний - личная нацеленность на развитие, которая превращает информационные возможности в качественное и востребованное обществом образование. Как поднять статус образования? Как научить человека учиться? Информационное поле становится все более доступным, человек все более свободен в принятии решений. Но какую реальную пользу он может принести обществу, отсидев за компьютером значительный срок?
Замечу, что широкое информационное пространство - еще не гарантия прогресса в образовании, и оно нередко превращается в тесное пространство мысли. Как и во имя чего используются современные компьютерные сети?
Иными словами, если мы говорим о ресурсах, об информационных ресурсах общества, то стремление к образованию и личностному развитию — это также ресурс, причем наиважнейший.
По мере информатизации всё очевиднее становится истина, что без научного мировоззрения, без освоения богатства национальной культуры и нравственных основ жизни народа дорога в будущее страны и мира проложена быть не может.
Вот почему на нашем Форуме мы выделили те отрасли образования, от благополучия которых зависит развитие всей нашей российской цивилизации. Это базовое математическое и биологическое образование, и решение проблемы сохранения и развития русского языка.
Такой подход не случаен. Как говорят сами математики, "цифры ум в порядок приводят". Изучая математику, мы учимся понимать специфический язык природы, который не менее важен, чем язык общения людей.
Недостаточное внимание к биологии уже приводило к катастрофическому отставанию России от промышленно развитых стран в таких наиважнейших областях знаний как генетика, микробиология, биотехнологии, медицина, фармакология, охрана окружающей среды. Нельзя же наступать на одни и те же грабли во второй раз. Необходимо улучшать преподавание биологии, причем не только в школе, но и во многих непрофильных вузах. Биологическая неграмотность это уже невежественность, поскольку "на дворе век биологии".
Язык - это основное средство передачи опыта поколений. Русский язык переживает нелегкие времена. Жаргонная лексика и так называемый «низкий стиль» разъедает нашу культуру, снижает уровень интеллекта человека и нации.
Трудно ожидать высоких результатов в освоении и применении русского языка, если радио и телевидение ежесекундно обрушивает на нас потоки исковерканой русской речи, низкопробного жаргона, иностранного сленга. Теряя язык, мы теряем свою культуру, основу национального суверенитета и мощный ресурс развития. Многообразная российская культура - это наше бесспорное конкурентное преимущество на мировой арене, которое мы обязаны использовать в полной мере.
Одним словом, математика, биология и язык задают интеллектуальную матрицу образовательного цикла: школа, вуз и последующая учеба на протяжении всей жизни. Именно эти направления научной мысли и образования определяют, как будут развиваться экономика, социальные отношения и культура нашей страны сегодня, завтра и в будущем.
Надеюсь, что организационные возможности Форума будут использованы в полной мере. В условиях, когда ни Академия Наук, ни российские университеты не имеют собственных общероссийских общественных площадок для защиты своих интересов и продвижения идей, Форум и создавший его Национальный Комитет «Интеллектуальные ресурсы России» являются сегодня практически единственным консолидированным пиар-ресурсом научного и образовательного сообщества России. И он уже доказал свою эффективность Мы обладаем возможностью не только обсуждать проблемы, но и предложить новую повестку дня для всей страны.
Желаю вам плодотворной работы.