Уважаемые коллеги!
Сегодняшнее заседание Координационного совета посвящено чрезвычайно важным, социально значимым и весьма болезненным проблемам пенсионного обеспечения ветеранов военной службы и нормативно-правового регулирования системы жилищного обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и их семей.
Мы исходим из того, что люди, связавшие свою судьбу с военной службой, должны иметь достойный общественный и материальный статус, прочные социальные гарантии.
Это - аксиома. Она базируется на ясном понимании ключевой роли людей в погонах в обеспечении независимости, суверенитета, территориальной целостности нашей страны. И, конечно, на осознании военной службы как особого вида государственной службы, сопряженного с существенными ограничениями конституционных прав и свобод, с преодолением многих тягот и лишений, с риском для жизни.
Следовательно, и забота государства о военнослужащих на всем протяжении службы и после ее завершения должна быть особой.
Этого требует социальная справедливость. Это вытекает из общемировой практики. Это диктует наша российская национальная традиция.
К сожалению, на сегодняшний день такой заботы у нас в стране фактически нет.
Ветераны военной службы отнесены известным законом к категории так называемых «региональных льготников» и приравнены к ветеранам труда. Это привело к ощутимому ухудшению их социального положения.
Действительно, получается этакая «особая забота» с обратным знаком!
Думаю, надо тщательно разобраться, почему, по чьей вине так затянулся процесс создания механизма индексации, кем и как используются деньги, отчисляемые в Пенсионный фонд работодателями при продолжении трудовой деятельности военных пенсионеров?
Пристального внимания требует и, мягко говоря, парадоксальное, не имеющее ничего общего с социальной справедливостью положение, когда в уровне пенсионного обеспечения представителей различных ведомств существует значительный разрыв.
Считаю, что здесь должен быть наведен жесткий законодательный порядок. Представляется необходимым оптимизировать существующую структуру денежного довольствия военнослужащих. Сегодня она такова, что объективно девальвирует значение воинского звания и воинской должности.
Например, оклад по воинскому званию «лейтенант» (868 рублей) лишь на 500 рублей меньше оклада по воинскому званию «полковник».
То же и по должностным окладам. У командира полка (2875 рублей). Он всего лишь на 500 рублей выше, чем у командира роты.
Люди, знающие о военной службе не понаслышке, скажут, насколько подобная «вилка» соответствует действительному соотношению объемов должностных обязанностей и ответственности этих командиров и сколько должностных ступеней вмещает эта «вилка»!
Нельзя считать нормальным, когда, при существующей системе ежемесячных надбавок, расчетная пенсия военнослужащего будет в несколько раз меньше той суммы, которую он получал во время прохождения военной службы.
Подобного нет ни в одной стране мира. Так, в США доля окладов по должности и званию в зависимости от категории военнослужащих составляет от 68% до 88% всего их денежного довольствия. С повышением воинского звания и должности она увеличивается. При этом оклады по должности и званию увеличиваются ежегодно в законодательном порядке не менее чем на величину инфляции.
Да и в бывшем СССР действовала достаточно эффективная система денежного довольствия военнослужащих. Ее основу составляли оклады по должности и званию. Дополнительные выплаты и надбавки выплачивались лишь за классность, секретность, за службу в отдаленных местностях. Все это существенно не влияло на уровень денежного довольствия. Повышение материального уровня военнослужащих проводилось регулярно путем повышения их денежного содержания.
Пенсии начислялись из 75% сумм денежного содержания и выслуги лет, что обеспечивало военным пенсионерам достойный уровень жизни.
Это - результат того, что суммы ежемесячных надбавок существуют вне связи с окладами по воинской должности и по воинскому званию.
По мнению многих специалистов, можно было бы за счет сокращения надбавок включить высвобождающиеся суммы в оклады по должности и званию. При таком подходе в структуру денежного довольствия военнослужащих могут быть внесены качественные изменения, позволяющие поднять его и, соответственно, военные пенсии, на достойный уровень.
Не менее важно, что это позволит обеспечить реальную стимулирующую функцию денежного довольствия, когда профессиональный и служебный рост военнослужащего сопровождается существенным ростом размера окладов по должности и званию.
Прямое отношение к структуре денежного довольствия имеет и проблема так называемых «пайковых» выплат.
Напомню, что Президент России назвал ситуацию, сложившуюся вокруг этих выплат несправедливой и поручил Минфину решить этот вопрос.
Очевидно, что такое решение должно быть согласовано с Минобороны и другими «силовыми» ведомствами. Но самое главное - оно должно быть справедливым, улучшать, а не ухудшать социальное положение военнослужащих и военных пенсионеров.
По мнению общественных организаций ветеранов войны и военной службы, с которыми солидарны специалисты «силовых» структур, денежная компенсация взамен продовольственного пайка должна соответствовать его реальной стоимости.
Анализ многочисленных предложений по улучшению социального положения военных пенсионеров, поступивших в Совет Федерации из всех уголков России, позволяет следующим образом суммировать их.
Первое. Изменить принцип исчисления военных пенсий. Предлагается устанавливать их от денежного довольствия руководителей силовых структур (как это практикуется при установлении пенсии для бывших военных прокуроров и военных судей), либо законодательно изменить структуру денежного довольствия, основу которого должны составлять достойные оклады по воинской должности и воинскому званию.
Второе. Восстановить отдельную статью о ветеранах военной службы в Федеральном законе «О ветеранах». Распространить ее действие на ветеранов военной службы, ушедших на пенсию после 1 января 2006 года.
Третье. Установить (законодательно) ветеранам военной службы статус федеральных льготников.
Четверное. Законодательно закрепить за военными пенсионерами право на получение с 60-ги лет второй (трудовой) пенсии за трудовую деятельность после увольнения в запас.
Несколько слов о жилищной проблеме. В последние годы она еще больше обострилась. Треть военнослужащих не имеют квартир. Не имеют их и многие военные пенсионеры.
Как вы знаете, Президент России потребовал:
к 2010 году решить вопрос с постоянным жильем для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы,
к 2012 году - со служебным жильем для военнослужащих.
В результате принятых мер наметилась тенденция к сокращению числа военнослужащих и военных пенсионеров, нуждающихся в постоянном жилье. Важно развить и углубить ее.
Решению этой задачи должна служить четкая регламентация норм и порядка предоставления служебных жилых помещений в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской
Федерации, а также порядка обеспечения жильем в избранном постоянном месте жительства при увольнении с военной службы.
Видимо, есть необходимость скорректировать законодательство об обеспечении военнослужащих жилыми помещениями по договорам социального найма, а также по избранному месту жительства после увольнения с военной службы. Нуждается в законодательном регулировании и проблема увольняющихся военнослужащих, имеющих жилье в закрытых административных территориальных образований.
Уважаемые коллеги!
Совет Федерации постоянно держит в центре внимания проблемы социального положения военнослужащих и военных пенсионеров. Считаю эффективное разрешение этих проблем одним из важнейших общегосударственных приоритетов.
Надеюсь, что нынешнее заседание Координационного совета внесет в эту работу свою весомую лепту.
Совершенно очевидно, что от обеспечения достойного социально-политического, материального, нравственно-этического статуса военнослужащих и военных пенсионеров в огромной мере зависит возрождение и укрепление престижа военной службы, военной профессии, а в конечном счете - гарантированное выполнение задач обороны и безопасности России.
Спасибо за внимание.