Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
Сегодня в Международный день солидарности в этом зале собрались руководители органов власти и представители народов России, чтобы объединить усилия для сохранения межнационального мира и согласия в нашем обществе. Этого можно достичь только на базе равноправия народов и бережного отношения к их самобытности, чему нас учит многовековая история российского государства.
Отечественный опыт совместного проживания в рамках одного государства такого количества наций и народностей уникален. Наша общность и многообразие - это главное богатство, которое мы призваны сохранить. У нас есть много проблем, которые можно решать только сообща, если хотите, - "всем миром". К ним относятся вопросы безопасности, экологии, и, конечно же, межнационального благополучия.
Нет другой страны мира, которая, как Россия, сумела бы вобрать в себя такое множество национальных культур населяющих ее народов, причем таким образом, что для каждого из этих народов русская культура, как и его собственная, была своей. Только через такую культуру мирового уровня малый народ мог заявить о себе и быть услышанным в мире.
В этой связи приведу слова выдающегося русского мыслителя Ивана Ильина: "Сколько народов Россия приняла, столько и сохранила".
Находясь в составе России, ни один народ не утратил своего языка. Более того, около 100 народов, не имевших ранее своей письменности, получили ее вместе с национальными учебниками и школами. Иначе обстояли дела у наших нынешних западных "учителей". Ирландцы, например, находясь в составе Англии, навсегда утратили свой язык и письменность.
В России есть богатые исторические традиции дружбы народов. Наша задача - сохранить это богатейшее наследие. Это не простая, но достижимая задача. Немало сделано в последние годы для благополучия межнациональных отношений.
Вместе с тем, я убежден, что внимание со стороны государства и общественных организаций к вопросам межнациональных отношений должно повышаться. Новейшая история нашего Отечества показала, что именно уход от национального вопроса как раз и способствует разжиганию межнациональной розни.
С учетом современных реалий, Концепция государственной национальной политики, разработанная в 1996 году, устарела. С момента ее принятия прошло уже 10 лет, многое в межэтнической сфере изменилось, какие-то проблемы перестали тревожить людей, зато появились новые, требующие незамедлительной реакции государства. Кроме того, в прежней Концепции не были намечены механизмы ее практической реализации.
Другой причиной неэффективности государственной национальной политики стало отсутствие государственного органа, ответственного за ее реализацию.
В прежние годы эту задачу выполняли различные структуры, однако в течение ряда лет вопросы национальной политики передавали из одного ведомства в другое. Мы все помним, как Миннац превратился в Минфедерации, затем этими вопросами занимался уважаемый Владимир Юрьевич Зорин (он присутствует), однако его работу сильно осложнил его статус - министр "без портфеля". Потом национальную политику передали в Министерство культуры. Теперь у нас создан Минрегион. Мы должны поблагодарить Владимира Анатольевича Яковлева за то, что его ведомство уделяет серьезное внимание национальной политике. Однако многочисленные организационные перестановки в этой сфере не способствуют последовательной реализации национальной политики государства.
Особая роль в работе по развитию и совершенствованию государственной национальной политики принадлежит Совету Федерации. В палате эти вопросы являются предметом ведения специального Комитета по делам Федерации и региональной политике, что подчеркивает наше стремление рассматривать национальные вопросы через призмугосударственного устройства федерализма.
В этом году по инициативе Совета Федерации была создана Объединенная комиссия по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений.Надеюсь, с ее помощью нам удастся предпринять реальные меры по предупреждению и пресечению противоправных действий в межэтнической сфере. Одно из направлений работы Комиссии - анализ законодательства в указанной сфере и подготовка предложений по его совершенствованию. Необходимо исключить возможность ухода от ответственности тех, кто разжигает межнациональную вражду. Виновные в преступлениях на национальной почве должны нести суровое, а главное - неотвратимое наказание.
Комиссия также должна стать центром сбора информации о проявлениях экстремизма на национальной почве. В этой связи уже идет работа по созданию в составе Комиссии групп "быстрого реагирования", которые смогут выезжать в любую точку страны на место конфликтов, содействовать их разрешению. К сожалению, в последнее время участились правонарушения, которые - надо честно об этом говорить - в ряде случаев являются проявлениями национальной розни.
С другой стороны, некоторые политические деятели и общественные организации, СМИ иногда спешат огульно квалифицировать любые инциденты криминального характера как проявление расизма и ксенофобии. Но нельзя замалчивать правонарушения на национальной почве. Чем дольше правоохранительные структуры будут квалифицировать такие преступления как хулиганство, тем сложнее нам будет урегулировать уже тлеющие конфликты.
Перед нами как законодателями, и перед Вами как представителями гражданского общества стоят задачи совместно работать над совершенствованием правовой базы в национальной сфере.
Действующее законодательство Российской Федерации в целом соответствует международным стандартам прав человека. Экстремизм и разжигание национальной розни находятся в нашей стране вне закона. Российское общество остро реагирует на преступления на почве религиозной и национальной розни. А эти преступления, к сожалению, есть.
Состояние российской правоохранительной сферы, призванной первой реагировать на такого рода конфликты, далеко от идеального. Кондопога стала "лакмусовой бумажкой", показавшей, что требуются неотложные меры по повышению эффективности государственной политики в сфере, как охраны правопорядка, так и межнациональных отношений. Нельзя допустить разрушения того, что создавалось веками. Для преодоления сложившейся ситуации необходимо активнее бороться с преступностью и коррупцией, изживать политический экстремизм, особенно в преддверии выборов, поскольку в этот период отдельные радикально настроенные силы любят наживать политический капитал на призывах националистического толка. Но одни карательные методы не принесут положительного результата.
Нужно возобновить системную воспитательную и просветительскую работу. Одним из первых практических шагов в этом направлении, на мой взгляд, должно стать выделение эфирного времени на телевидении для цикла передач, посвященных культуре и истории народов России, направленных на воспитание межнационального, межконфессионального уважения.
Мы нуждаемся в сильных, влиятельных общественных организациях, которые бы могли полноценно выполнять свои функции: обеспечивать эффективные взаимоотношения государства и общества, отстаивать в органах власти интересы своих членов, в данном случае в национально-культурной сфере, и главное - обеспечивать стабильность и согласие в самом обществе. Это очень важный элемент самоорганизации. Когда мы его достигнем, то сможем говорить, что в России сформировалось зрелое гражданское общество, которое способно само решать, а лучше - не допускать национальные и конфессиональные противоречия, защищать права граждан законным способом.
В сложившейся ситуации нам нужна новая Концепция национальной политики, в которой нашли бы отражение вопросы о роли общественных организаций в гармонизации национальных отношений, регулирования миграции, помощи молодежи, защиты русского языка и сохранения самобытности и культуры народов России, недопущения распространения ксенофобии и экстремизма и многие другие актуальные проблемы. Всё это должно найти отражение в новой Концепции государственной национальной политики.
Есть и много других моментов, которые необходимо привнести в законодательство в сфере национальной политики. В частности, мы думаем над тем, как предусмотреть гражданско-правовую, в том числе имущественную ответственность за унижение национального достоинства. Это позволило бы самим гражданам, без привлечения правоохранительных органов добиваться справедливости в суде, получать компенсацию, - иными словами активнее защищать свои права в борьбе с ксенофобами, что стало бы дополнительным стимулом развития гражданского общества.
Но первостепенное значение все же имеет определение базовых подходов к национальным вопросам - определение для них достойного места в государственной политике.
Ростки национализма дают всходы в трудные для народов и государств времена. К сожалению, решение острых экономических и социальных проблем на какое-то время отодвинуло национальную политику на второй план. Однако сейчас пришло время заняться "собиранием камней", а именно - выработать четкие контуры новой национальной политики. В ее основе должны лежать такие принципы, как: равноправие народов, верховенство закона; взаимоуважение и взаимопонимание всех народов, населяющих Российское государство; свобода вероисповедания; недопустимость насилия в национально-культурной сфере.
Особая роль в реализации этих принципов, как я уже отмечал, принадлежит общественным институтам. В условиях развития демократии, гражданского общества и свободы слова их влияние на созидательные процессы в обществе должно возрастать.
В завершение своего выступления хочу обратиться ко всем присутствующим в зале руководителям общественных организаций и органов власти.
Уважаемые коллеги по России многонациональной!
Давайте объединим усилия и сделаем все, что от нас зависит для того, чтобы благополучие национальных отношений не было нарушено, и будущие поколения, наши дети и внуки, жили бы в мире и согласии, независимо от языка общения и вероисповедания.
Спасибо за внимание, желаю всем плодотворной работы!