Уважаемые коллеги!
Я искренне благодарю вас за оказанное мне высокое доверие. Вы в третий раз оказали мне доверие и избрали меня на высокий пост Председателя Совета Федерации. Я еще раз хочу заверить, что приложу все усилия для повышения качества нашей совместной работы и сделаю все, чтобы конституционные полномочия Совета Федерации исполнялись безупречно на благо российского народа, на благо процветания нашей великой Родины. И еще раз хочу сказать, что всегда буду, как и в прежние годы, открыт, доступен.
Любой член Совета Федерации вне очереди всегда может прийти ко мне по любому вопросу в любое время, и я всегда приму, выслушаю, и мы обязательно найдем необходимые решения.
Уважаемые коллеги, я хотел бы сейчас, пользуясь такой возможностью, обозначить некоторые, только некоторые направления нашей будущей совместной работы на ближайшие пять лет. Я еще раз подчеркну, что это только некоторые направления, о которых я хотел бы сказать.
Первое. Та работа, которую мы с вами в этом году проводим уже в третий раз, я имею в виду подготовку ежегодного доклада о состоянии российского законодательства, безусловно, будет продолжена. И я надеюсь и уверен, что в ближайшем будущем мы придем к реализации основных выводов наших докладов, а именно мы с вами рассмотрим и наконец-то примем три закона: закон о Федеральном Собрании Российской Федерации – парламенте Российской Федерации, закон о нормативных правовых актах Российской Федерации и закон о порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов.
Второе. Говоря о планах, конечно же, я бы хотел высказать свою точку зрения, собственно говоря, я это уже сделал, по изменению порядка формирования Совета Федерации. Еще раз хочу подчеркнуть, убежден, что только переход на прямые выборы по мере прохождения региональных выборов депутатов законодательных собраний, то есть перманентно, не в один день, всенародным голосованием регионов своих представителей от двух ветвей власти мы обеспечим по-настоящему качественный состав и по-настоящему будем палатой регионов. Еще раз хочу сказать, что, к сожалению, быстро у нас это не получится, я отдаю себе в этом отчет. Но, я надеюсь, мы вместе будем к этому стремиться и найдем необходимую и безупречную формулу.
Третье. Мы продолжим работу по практическому наполнению функций и возможностей Совета законодателей. В частности, мне видится необходимым бульшее участие наших коллег из Совета законодателей, а именно председателей законодательных собраний субъектов Российской Федерации, в рассмотрении и подготовке параметров ежегодного бюджета. И я думаю, было бы правильно, если бы и губернаторы, руководители исполнительной власти субъектов Федерации, могли влиять на параметры принимаемого ежегодно, а теперь на три года, закона о бюджете Российской Федерации. Я думаю, что мы с вами можем в рамках Совета законодателей найти соответствующую формулу их непосредственного, я еще раз подчеркиваю, участия и влияния на эти принимаемые решения.
На последней встрече членов Совета палаты с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным я затронул вопрос о возможности и необходимости создания специального консультативного совещательного органа, консультативной комиссии при Совете законодателей, куда, по нашему мнению, могли бы входить вышедшие в отставку председатели законодательных органов власти субъектов Федерации, вышедшие в отставку члены Совета Федерации, бывшие депутаты Государственной Думы, ведущие правоведы и юристы нашей страны. И я должен сказать, что, отвечая на это предложение, Президент Российской Федерации сказал, что считает возможным рассмотреть вопрос о дополнительном бюджетном финансировании подобной работы для организаций. Я думаю, что мы в ближайшее время этим займемся.
Четвертое. У нас в палате в последнее время, на самом деле практически работа и обсуждение не прекращались, но в последнее время особенно много говорят о возможности или необходимости изменения структуры нашей палаты. Речь идет о создании новых комитетов и комиссий, слиянии, распределении полномочий, объединении тех или иных комиссий и комитетов, и в том числе такие предложения звучали практически сегодня. В этой связи, уважаемые коллеги, я надеюсь, что вы правильно воспримете, если я, не откладывая в долгий ящик, в ближайшие недели апреля под своим председательством проведу большие парламентские слушания Совета Федерации по оптимизации нашей работы по всем возможным вариантам, как кому видится, с точки зрения изменения структуры нашей палаты.
Мы проработали пять лет. В свое время мы говорили о необходимости ротации. Скажу честно и самокритично, это немножко подзабылось. Но думаю, что мы можем вернуться и к данной проблеме.
А самое главное, для эффективной работы и исполнения качественно наших конституционных полномочий, я думаю, что мы такие парламентские слушания проведем. И до этого, и после я всегда буду открыт для любых предложений. Думаю, что если мы коллективно обсудим все возможные варианты, то мы выработаем какие-то приемлемые алгоритмы и, возможно, изменим нашу структуру.
И пятое по порядку, но, конечно, первое по значимости и необходимости. Я думаю, что вы согласитесь со мной, что Совет Федерации, как палата регионов, должен приложить все необходимые условия и усилия для того, чтобы жизнь нашего народа, граждан России, стала по-настоящему полноценной, качественной и обязательно долгой, долгой и счастливой в нашей богатой и прекрасной России. Я говорю о первоочередных государственных решениях по обеспечению действительной социальной защиты всего населения России без исключения. А иными словами, я говорю о необходимости сделать реальностью статью 7 Конституции Российской Федерации о социальном государстве.
Уважаемые коллеги! У меня есть еще одно важное предложение. Сегодня, когда я получил ваше доверие, доверие своих коллег, стоя на этой высокой трибуне, трибуне Совета Федерации, палаты регионов, как Председатель Совета Федерации и как гражданин Российской Федерации, я хочу поговорить о грядущем, о 2007-м и 2008 годах.
Уважаемые коллеги! Я абсолютно уверен, что во время выборов депутатов Государственной Думы пятого созыва Совет Федерации проявит свой профессионализм, стабильность и работоспособность. Собственно говоря, мы с вами это уже делали, и для нас это уже привычно. Но сегодня я хотел бы поставить вопрос о возможности, а может быть, и необходимости рассмотрения вопроса об изменении одной из статей Конституции Российской Федерации. Я говорю о части 4 статьи 81 Конституции Российской Федерации. Часть 1 этой статьи говорит о том, что Президент Российской Федерации избирается на четыре года. Я уже неоднократно говорил ранее и повторяю сейчас, что для такой страны, как Россия, это очень короткий срок. И я предлагаю подумать о возможности изменения этой части статьи 81 и увеличить срок полномочий Президента до пяти, а, может быть, даже до семи лет.
Часть 3 статьи 81 говорит о том, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. И я предлагаю подумать, не настала ли необходимость, отвечая на многочисленные, я бы сказал, многомиллионные обращения наших граждан, пересмотреть эту норму и установить, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более трех сроков подряд.
Я обращаюсь к вам, уважаемые коллеги, особенно к представителям законодательной ветви власти, но и к представителям исполнительной ветви власти субъектов Российской Федерации с предложением организовать и провести у себя в регионах в течение ближайших двух месяцев (в апреле и мае) собрания депутатов законодательных органов власти субъектов Российской Федерации. Специально подчеркиваю: не официальные заседания в соответствии с уставом и регламентами законодательных органов власти, а общие собрания депутатов законодательных органов власти. И рассмотреть эти два моих предложения о возможности, а может быть, и необходимости изменения этой статьи 81 Конституции Российской Федерации. Подчеркиваю, чтобы это было не официальное решение, а именно решение собрания депутатов законодательных органов власти. Был бы признателен, если бы в мой адрес, как председателя Совета законодателей, поступила информация о результатах такой работы.
Уважаемые коллеги, мы с вами знаем и неоднократно слышали позицию Президента Российской Федерации Владимира Путина по этому вопросу. Поэтому я предлагаю провести фактически всероссийские парламентские слушания, не принимая каких-либо решений, именно парламентские слушания, чтобы позиция законодателей, которые представляют наш многонациональный народ, была бы ясна в этот период (на начало 2007 года).
Думаю, что такая работа найдет понимание и поддержку у россиян, а окончательное решение, безусловно, будет за Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным. Может быть, он и прислушается к мнению депутатского корпуса России.
Еще раз спасибо за оказанное мне доверие. Надеюсь на плодотворную, слаженную работу в течение ближайших пяти лет. Большое спасибо, уважаемые коллеги.