Уважаемые коллеги!
Очень рад столь представительному обсуждению Киотского протокола – документа, который открыл новую страницу международного сотрудничества в борьбе за сохранение экологического равновесия планеты.
По сложности правовых механизмов и оригинальности экономических инструментов этот документ не имеет прецедентов в истории взаимоотношений государств. Надеюсь, что он действительно поможет сохранить экологический баланс и устранит нежелательные изменения окружающей среды, которые уже приводят к серьезным экономическим и социальным потерям.
Надо сказать, что обсуждение хода выполнения Киотского протокола в мире идет довольно энергично. В ноябре прошлого года в Найроби (Кения) состоялось второе совещание сторон Киотского протокола. Только что в Бонне прошел очередной раунд переговоров по Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Киотскому протоколу. В марте этого года в Копенгагене состоялась ежегодная всемирная конференция по "углеродному рынку", а в Сиднее прошел семинар "Рамочной конвенции" по проблемам сохранения лесов.
В декабре этого года в Индонезии состоится очередная Конференция ООН по климату.
Вероятно, изменение климата и энергетика станут приоритетными вопросами на очередной встрече "восьмерки".
В этом году будет подготовлен четвертый оценочный доклад межправительственной группы экспертов по проблеме изменения климата, который предстоит обсудить ученым на специальных конференциях.
За почти десятилетнее существование Протокол обрел богатую историю, а также получил армию приверженцев и критиков. Десять лет – это большой срок, но на многие вопросы все еще нет ответов. Естественнонаучные основания Протокола достаточно слабы, так как долговременное влияние выбросов парниковых газов в атмосферу на климат еще недостаточно изучено.
Примерно 15 лет назад в мире возникло новое направление в геотермии и были предприняты попытки извлечь палеоклиматическую информацию из данных по тепловому полю. Например, уральским геофизикам (Д.Ю. Демежко) удалось реконструировать обобщенную темпераментную историю земной поверхности на Среднем и Южном Урале за последние 1200 лет. Вот что она показала. Средняя температура земной поверхности на Урале в 1000-1200 г.г. н.э. была довольна высока, потом шло похолодание, и лишь в конце XX благодаря глобальному потеплению мы приблизились к температурным показателям тысячелетней давности. Однако, если тогда теплый период продолжался несколько столетий, ныне речь идет о первых десятилетиях. В историю Европы тот период вошел под названием "средневекового теплового периода", или "эпохи викингов". В отдельные десятилетия было значительно теплее, ем сейчас. Викинги основывали многочисленные поселения в Гренландии, сеяли там рожь. На Британских островах вызревал виноград. Но затем последовало похолодание, достигшее кульминации примерно в начале XVIII века, когда средняя температура земной поверхности на Урале опустились на 1,6%С ниже современной. Этот период известен как "малый ледниковый период". О суровых условиях того времени в Европе можно судить по картинам голландских художников. Современное потепление началось примерно в конце XVII века и происходило неравномерно. По характеру реконструированной кривой можно заключить, что рост температур в XX веке является финальным этапом глобального и естественного процесса потепления после окончания аномально холодного малого ледникового периода. При дальнейшем естественном ходе температур в первой половине XXI века должны быть достигнуты средние показатели тысячелетней давности, а затем наступит длительный (не менее столетия) стационарный теплый период.
Не вызывает сомнений только сам факт неблагоприятных климатических изменений в жизни ныне живущих поколений. По мнению многих компетентных ученых, выбросы СО2 вообще не влияют на климат в глобальном масштабе, а потепление обусловлено климатическими мегациклами, никак не связанными с деятельностью человека. Некоторые ученые даже считают, что в перспективе грядет глобальное похолодание.
При всей дискуссионности вопроса о степени антропогенного воздействия выбросов СО2 на климатические изменения надо признать, что ни один другой международный документ по защите окружающей среды не ставит таких долговременных и глобальных целей. Кроме того, как бы к этому не относиться, Киотский протокол заложил основы международных экономических отношений в области торговли экологическими квотами, создал, по сути, "углеродный бизнес". Никакого возврата к международно-административным мерам сохранения экологического равновесия планеты не будет. Углеродный торг медленно, но идет, и мы должны включаться в него, используя все имеющиеся у нас конкурентные преимущества. И главное из них преимущество – роль лесов России в поглощении СО2 и выработке О2 – т.е. работа своеобразных легких нашей планеты.
Но нельзя допустить, чтобы участие России в Киотском протоколе стало бы просто нашим щедрым подарком глобальной экономике.
Реализация положений протокола должна стать выгодной ей только нашему государству, но и бизнесу. Обладание квотами увеличивает активы компании: они становятся фактором производства, точно такими же, как труд и капитал. Но чтобы этот актив работал в полную силу, надо не раздавать квоты для их последующей продажи, а использовать их при заключении инвестиционных соглашений, способствующих энергосбережению и поиску новых источников энергии.
На мой взгляд, очень важно, что Киотский протокол был подписан многими странами благодаря активной позиции гражданского общества, обратившего внимание на социально-экономические последствия деградации окружающей среды как глобальной угрозы для человечества.
Официальные планы правительств по Киотскому протоколу продолжают серьезно зависеть от мнения общественности.
Неправительственные экологические организации присутствуют практически на всех консультациях по парниковому эффекту.
"Экологический третий сектор" видит свою задачу в том, чтобы не дать Протоколу превратиться в бюрократического монстра, снизить вероятность коррупции и непродуктивного расходования ресурсов, вести независимый мониторинг выполнения официально принятых обязательств и формировать экологическую культуру населения.
Мы тоже должны подключать российскую общественность к контролю над реализацией Киотского протокола, ибо одной лишь силой государства, без поддержки гражданского общества, нам с этой задачей не справиться.
В адрес Киотского протокола было высказано много нареканий в связи с неимоверным числом процедурных норм и правил, которые надо выполнять. Пока для нас – это камень преткновения. С момента ратификации Протокола прошло уже больше двух лет, но до сих пор не приняты все необходимые нормативно-правовые акты, а в Думу не внесены соответствующие законопроекты. Только совсем недавно нашим Правительством была установлена процедура утверждения «проектов совместного осуществления», хотя механизм таких проектов был успешно включен на международном уровне уже два года назад.
Поговорка "время деньги" как нельзя лучше отражает суть Киотских соглашений. Медленная подготовка и согласование нормативных актов по реализации механизмов Киотского протокола уже оборачивается для нас значительными финансовыми потерями.
Осталось еще много нерешенных юридических вопросов, таких как проблема прав собственности на объемы сокращенных выбросов СО2, правовой статус единицы сокращенных выбросов, многочисленные вопросы формирования рынка квот, механизм целевых экологических инвестиций и многое другое. Главное – отсутствует государственная система оценки и регистрации парниковых газов, что не дает возможности доказательно обосновать позицию России по объемам национальной квоты, а также в полной мере учесть роль нашей страны как международного экологического донора.
Российские леса поглощают около 260 миллионов тонн углерода в год и надо в полной мере воспользоваться этим обстоятельством на углеродном рынке. Еще раз повторю – Конференция более чем своевременна. Надо спешить. В ноябре прошлого года в Найроби уже началось движение к новому соглашению, новому режиму обязательств на период после 2012 года. Уже сейчас можно сказать, что России будут предложены более жесткие обязательства, чем те, которые были предусмотрены Киотским протоколом.
Надо учитывать и то обстоятельство, что ситуация на "углеродном рынке" может серьезно измениться в 2009 году (после президентских выборов в США).
На переговорах в Бонне мы уже заявили, что не намерены менять формат своих обязательств после 2012 года, но, тем не менее, пора думать о тех документах, которые нам предложат подписать через пять лет. И об "углеродном бизнесе" после 2012 года. Продуманность и обоснованность нашей позиции в новых секторах мировой экономики гарантирует устойчивое развитие нашей страны, благополучие будущего России.
Желаю Конференции успешной работы.