МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Выступление на научно-практической конференции Российского земельного союза "Земельная реформа: проблемы и решения" 19 октября 2007 года

19 октября 2007

Уважаемые члены Российского земельного союза!

Уважаемые коллеги!

1. В этом зале собрались специалисты, которым небезразлично состояние земельных отношений в России, люди, имеющие необходимую компетенцию и профессиональные взгляды на то, как разрешить многочисленные проблемы, накопившиеся в этой сфере. Общественная организация Российский земельный союз мне представляется наиболее подходящей площадкой для обсуждения проблем земельной реформы. Ведь вопрос о земле, по моему глубокому убеждению, стоит над политикой. Она только разделяет людей, а наша задача - найти точки соприкосновения, возможности для компромисса самых разнообразных интересов, возникающих из отношения к земле.

Недаром ещё в 1907 году, несмотря на все партийные разногласия, Вторая Государственная Дума единогласно признала земельный вопрос центральным вопросом российской жизни, от решения которого зависит рост и процветание нашей страны. С тех пор прошло 100 лет, а воз и ныне там.

2. Нет смысла доказывать очевидное: сегодня земельные отношения в России пребывают в состоянии кризиса.

Работа на земле не гарантирует достатка, более того, зачастую она приносит прямой убыток. Перед владельцами земли постоянно встают проблемы, обусловленные бессистемностью, несовершенством законодательства и, как следствие, административной нагрузкой и коррупционным давлением. Риски, связанные с инвестициями в земельную собственность, сегодня очень высоки.

Все это свидетельствуют об одном. Земельный вопрос по-прежнему, как и 150, и 100, и 75 лет назад, является источником острых социальных и экономических конфликтов. Причем потенциал конфликтности в этой сфере гораздо выше, чем в сфере трудовых отношений или, например, социальных.

3. Земельная неустроенность тормозит экономическое развитие нашей страны, что видно по состоянию сельского хозяйства и других форм землепользования, будь то промышленность или социальная сфера. Так, обладая огромным потенциалом, наше сельское хозяйство, к сожалению, остаётся аутсайдером российской экономики. Хотел бы подчеркнуть, что в этом нет вины сельхозтоваропроизводителей. Это результат нерешённости целого ряда проблем, которые не позволяют более эффективно использовать богатейшие земельные ресурсы России для подъёма аграрной отрасли. Имея 40% мировых запасов чернозёма и 10% мировых посевных площадей, мы производим лишь 2% мировой сельхозпродукции!

4. Экономическая нестабильность большинства сельскохозяйственных предприятий негативно сказывается на состоянии внутреннего продовольственного рынка. Этот фактор оказывает заметное влияние на наблюдаемый сегодня рост цен на продовольствие, в особенности на социально значимые продукты - хлеб и молоко. Слабость сельского хозяйства подрывает продовольственную безопасность нашей страны, которая является важнейшим элементом национальной безопасности и суверенитета России.

Как справедливо отметил Президент России на недавно проходившем Совете законодателей, цифру импортных продуктов на рынках страны стыдно называть.

5. Нерешенность земельного вопроса порождает экологические проблемы, связанные с деградацией почв, опустыниванием. На это накладываются негативные последствия небрежного отношения к земле в ходе добычи и транспортировки полезных ископаемых, другой хозяйственной деятельности.

6. Отсутствие порядка в земельных вопросах ставит под угрозу геополитические интересы России. Если мы допускаем ситуацию, когда миллионы гектаров сельхозугодий и других земель заброшены в условиях общемирового дефицита жизненного пространства и продовольствия, то мы должны отдавать себе отчет в том, что рано или поздно найдутся те, кто будет готов освоить эти земли. И это будет не российский, а какой-нибудь другой землепользователь, что мы уже, к сожалению, наблюдаем в отдельных регионах страны. Есть очень много желающих осваивать эти земли без нас. Уже идет мирное по форме, но агрессивное по содержанию внедрение иностранцев, за которыми неизбежно стоят не только частные, но и государственные интересы их стран.

7. Наконец, несправедливость, произвол и криминализация земельных отношений порождают в обществе массовую апатию и социальную агрессию. Наши граждане начинают сомневаться в способности государства защитить основополагающее право любого человека - право жить и трудиться на своей земле.

8. К такому незавидному положению в значительнойстепенипривёл бессистемный, непоследовательный

характер земельной реформы начала 90-х годов.

У этой реформы были, безусловно, положительные моменты: она законодательно закрепила право собственности на землю, заложила основы формирования земельного рынка и его инфраструктуры.

Однако законодательные акты, регулирующие земельные отношения, не превратились в стройную правовую систему. Они не согласованы, нередко прямо противоречат друг другу и оставляют множество правовых пробелов. Зачастую в них содержатся только декларации и отсутствуют чёткие исполнительные механизмы.

Так, крестьяне получили земельные паи, которые являются, по сути, теми же самыми пресловутыми ваучерами. Их можно купить, продать, обменять. Но для того чтобы превратить их в реальные земельные наделы, надо пройти все круги ада.

Даже на тех направлениях, где государство предприняло, казалось бы, позитивные меры по упорядочиванию земельных отношений, ситуация далека от идеала. Например, так называемая дачная амнистия. Закон был принят и широко разрекламирован, но механизмы его реализации оказались такими, что большинство дачников до сих пор не может официально оформить в собственность даже свои 6 соток!

Кроме того, развитие рынка, подъем экономики, усложнение институтов собственности опережают законодательное

регулирование. Это порождает необоснованную бюрократическую самодеятельность. Что ни район, то свои требования по оформлению землеустроительной и кадастровой документации, проведению согласований и утверждению землеустроительной документации. Это не только осложняет реализацию гражданами их законных прав, но и разрушает единое правовое пространство страны.

Мало продекларировать право земельной собственности. Полноценная реализация этого права возможна лишь в условиях, когда действует детально проработанная, понятная и непротиворечивая система законодательного регулирования.

В отсутствие законодательной защиты земельная собственность, к сожалению, не стала фактором повышения капитализации экономики. В итоге, федеральный, региональные и местные бюджеты теряют миллиарды рублей, снижается инвестиционная привлекательность нашей страны, что также выражается в многомиллиардных цифрах потенциальных инвестиционных потерь.

9. Таким образом, первое и главное, с чего следует начинать разговор о наведении порядка в земельных вопросах - это ревизия и совершенствование действующего законодательства, разработка и принятие ряда новых законодательных актов, необходимость которых диктуется самой жизнью.

Следует не на словах, а на деле упростить для граждан и юридических лиц процедуры кадастрового учёта, а также защитить права собственников ранее учтённых объектов недвижимости. Для этого необходимо внести поправки в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости".

10. Пора положить конец местной самодеятельности в определении ставок земельного налога. Следовало бы законодательно уполномочить Правительство Российской Федерации определять общие правила для ставок земельного налога. Унификация этих правил позволит покончить с произвольностью и экономической необоснованностью ставок, с их несоответствием социально-экономическим приоритетам развития страны.

11. Сегодня мы наблюдаем полный произвол и в определении арендных ставок. Безо всякого обоснования они могут отличаться в одной и той же местности порой в сотни раз, создавая питательную почву для коррупции. На уровне Правительства необходимо утвердить чёткую методику арендной платы за землю, которая находится в государственной или муниципальной собственности.

12. Нуждаются в поправках Гражданский и Земельный кодексы в части определения соразмерной платы за

сервитут. Необходимо устранить массу неопределенностей, которые существуют в отношениях между собственниками недвижимости и земельных участков, обремененных сервитутом. Это особенно важно с учетом больших инфраструктурных проектов, которые, надеюсь, будут реализованы в России в ближайшие годы.

13. Решение земельного вопроса напрямую связано и с совершенствованием законодательства об оценочной деятельности. К сожалению, ныне действующий закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" низводит эту важную работу до уровня ремесленничества, фактически индивидуальной трудовой деятельности. Тогда как в развитых странах работа оценщиков -это настоящая индустрия, которая играет большую роль в функционировании всей экономической системы. Нам необходим институт оценки, адекватный потребностям страны, способный повысить экономическую эффективность использования земельных ресурсов.

14. Нельзя обойти вниманием и такую важную проблему, как налогообложение недвижимости. Считаю, что необходимо

обеспечить более справедливое распределение налогового бремени, поставив его в прямую зависимость от имущественного положения граждан.

Следовало бы также серьёзно подумать о законодательном закреплении возможности приобретать право собственности на землю в силу приобретательной давности.

15. Уважаемые коллеги! Мы все должны осознать, что земельный вопрос - это не проблема только дачника или крестьянина, это проблема всего нашего народа. Ещё Фёдор Михайлович Достоевский говорил, что "земля - это всё, а уж из земли у нас всё остальное, то есть и свобода, и жизнь, и честь, и семья, и детишки, и порядок, и церковь -одним словом, всё, что есть драгоценного".

Законы сами по себе реформу не двигают. Без общественного согласия относительно целей, методов и темпов реформ, без активного участия общества в их проведении успеха ожидать не приходится.

Это прекрасно понимал и один из самых успешных российских реформаторов - Пётр Аркадьевич Столыпин. О Столыпине сегодня много пишут и говорят, справедливо подчеркивая роль его личности, воли, решительности в успешном проведении реформ. Это действительно верно. Но главное, на мой взгляд то, что столыпинские реформы опирались на предложения лучших умов России, были поддержаны широкой общественностью и проводились при самом активном участии многих тысяч агрономов, землемеров, земских деятелей, широких масс крестьянства.

Сегодня, как и 100 лет назад, земельная проблема может быть решена только при объединении усилий общества и государства. Поэтому я большое значение придаю работе Российского земельного союза.

Искренне надеюсь, что сегодня мы услышим не только о проблемах и бедах российского сельского хозяйства и системы землепользования. У нас должен состояться предметный разговор о том, что и как нужно делать, какие решения, на каком уровне должны быть приняты и реализованы для того, чтобы в стране были упорядочены земельные отношения, чтобы на земельном рынке действовали четкие и понятные "правила игры". От результатов этой работы зависит очень многое для непосредственных землепользователей, для страны в целом и ее граждан!

Спасибо за внимание.

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International