Уважаемые коллеги, друзья!
В эпоху глобализации, под натиском растущих потоков информации, новых алгоритмов жизни, мышления, новых ценностей, перед каждым государством стоит задача защиты и развития своей национальной культуры.
Философы неоднократно высказывали мысль о том, что суть национальной культуры - в ее языке. Речевая культура, как панцирь, защищает общество, цивилизацию в целом. Именно язык в любую эпоху несет в себе энергетику и информационную память нации, отражает душу народа. Он изменяется вместе с народом и несет на себе печать времени.
Для нас этот язык – русский.
Сегодня, в условиях интенсивного культурного обмена, тысячи новых слов, отражающие новые реалии, заполняют наш лексикон. Это естественный процесс.
Однако с ним связаны и нарастающие угрозы. Засилье иностранной лексики, засорение, деформация, размывание корневых основ языка ведут к разрушению нашей самобытности, культурной идентичности.
В противодействии этим угрозам решающая роль принадлежит системе образования, средствам массовой информации и коммуникаций, в том числе библиотечным информационным сетям.
Убежден, книга – это основа информационной культуры, и такой она будет оставаться еще очень долго, наряду с новыми информационными технологиями.
Конечно, сегодняшняя библиотека - это не просто длинные ряды полок с книгами, это еще и разнообразные электронные ресурсы.
Но в любом случае обладание информацией само по себе не ведет к повышению культурного уровня человека. Культура чтения книги – вот основа высокой культуры.
Хочу процитировать слова Дмитрия Сергеевича Лихачева: "Книга - самый важный хранитель и двигатель человеческой культуры. Поистине, книга - величайшее создание человечества. И потому самое главное в культуре любой страны – библиотеки".
Библиотеки остаются наиболее востребованными из всех учреждений культуры на протяжении всей жизни человека, являются важнейшим инструментом социализации личности, ее интеграции в общество и культуру.
Чтение - многоуровневый процесс, начинающийся с изучения букв, чтения слов и заканчивающийся глубокими самостоятельными размышлениями. Поэтому особое внимание стоит уделять развитию детских библиотек. В них с раннего детства ребенок учится умению не только читать и выбирать книги, но и обсуждать их со сверстниками. Интенсивное чтение, обмен книгами,
как правило, становятся привычкой на всю жизнь. Талантливый педагог ХХ века В. А. Сухомлинский сказал: "Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой".
Прочитанное оставляет след в душе человека, влияет на его мышление и поступки. Книга закладывает идеалы, формирует нравственный стержень, мировоззрение, заставляет задуматься над вечными вопросами о смысле жизни, счастье, справедливости и заставляет искать самостоятельные ответы на них.
Иными словами, успешная социализация личности в обществе невозможна без книги и чтения.
Культурная миссия и общественные функции библиотек чрезвычайно многогранны.
Первое. Библиотеки являются важнейшим культурным ресурсом для преодоления социальных диспропорций в региональном развитии.
Нельзя забывать о том, что у нас три четверти всех библиотек – сельские. Зачастую, это единственный очаг культуры на обширных территориях страны.
Уровень информатизации и компьютеризации во многих регионах крайне низок, спрос среди населения на телекоммуникационные услуги невелик просто потому, что часто людям нечем платить за Интернет. Тем не менее, в такой ситуации библиотеки, оснащенные выходом в Интернет, остаются единственным местом, где человек может оперативно получить информацию. Плохо то, что из общедоступных библиотек страны только 15% имеют компьютеры, а доступ в Интернет - менее 9%.
К тому же после введения в действие 131-го Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" число муниципальных библиотек, особенно детских и сельских, заметно сократилось. Сейчас более четверти всех сельских поселений, то есть 5-7 миллионов наших граждан, лишены библиотечного обслуживания, доступа к информации. Такая ситуация недопустима.
Нам надо всячески стремиться к тому, чтобы расширить возможности людей самостоятельно определять свой жизненный путь.
Наиболее близкий путь - самообразование с помощью современных информационных ресурсов библиотек.
В этой связи крайне важным считаю развивать на базе библиотек систему электронного дистанционного образования, сделав его доступным не только для жителей отдаленных районов страны, но и для солдат срочной службы, всех социально незащищенных групп населения.
Второе. Библиотека может активно формировать культуру гражданского диалога в стране.
Уже есть интересный опыт проведения библиотеками гражданских слушаний и общественных дебатов, многочисленных читательских конференций по публикациям, вызвавшим большой общественный резонанс. Именно библиотеки в ряде регионов стали площадками так называемой «переговорной демократии», центрами правовой информации, доступными для граждан. В библиотеках сегодня проводят круглые столы некоммерческие общественные объединения и клубы по интересам.
Это очень простые слагаемые, необходимые для организации диалога между властью и гражданским обществом, и в то же время, весьма мощное средство практической гражданской социализации населения.
Но, к сожалению, по понятным причинам, в силу ограниченных материальных ресурсов, далеко не все библиотеки могут выполнять эти функции.
Третье. Библиотекам принадлежит огромная роль в формировании единого интеллектуального и культурного пространства стран СНГ.
В то время, когда наши страны были частью единого государства, была выстроена уникальная библиотечная система.
К сожалению, за последние 20 лет количество библиотек в наших странах постоянно сокращалось. Это сопровождалось старением фондов, явно недостаточным их обновлением, а также обострением кадровых проблем.
В настоящее время сохранность библиотечных фондов вызывает большую тревогу. А сегодняшнее финансирование пополнения фондов не обеспечивает даже самую необходимую часть потребностей библиотек.
Эта нетерпимая ситуация должна быть исправлена в самое ближайшее время.
Восстановление и развитие библиотечной сети в странах Содружества – стратегическая задача.
Проблема сохранения и пополнения библиотечных фондов – не частный вопрос библиотечного дела или культурной жизни той или иной страны. Это глобальная проблема, от решения которой зависит сохранение исторической памяти наших наций, доступность обществу новой информации, идей, знаний.
Без развития современных библиотечных систем, насыщения их высокими информационными технологиями невозможно представить цивилизационное развитие стран СНГ, воссоздание общего культурного и информационного пространства. Именно русский язык был и остается важнейшим средством развития общения между гражданами наших стран.
Будем всегда помнить: библиотека – не только собрание текстов. Это огромный мир социальных коммуникаций, мощный институт гражданской социализации, постоянного диалога и взаимного обогащения культур наших стран.
Библиотеки - это место, где люди встречаются друг с другом, ищут ответы на самые насущные вопросы жизни. Здесь собираются люди, объединенные поиском знаний, формируются глубокие духовные привязанности.
Будущее библиотек в их способности объединять традиционную культуру общения с книгой и новыми информационными технологиями.
В этом я вижу стратегическое направление модернизации российской библиотечной системы и перспективы укрепления информационного и культурного сотрудничества стран СНГ.
Желаю конгрессу успешной работы.