Уважаемые участники семинара!
Позвольте приветствовать вас в резиденции Межпарламентской Ассамблеи СНГ – Таврическом дворце, который является не только замечательным памятником культуры и архитектуры, но и символом российской демократии. Именно здесь более 100 лет назад работала Государственная Дума России, сыгравшая важную роль в развитии российского и международного парламентаризма.
За короткий срок – с февраля прошлого года – Межпарламентская Ассамблея СНГ и Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проводят уже третий семинар по вопросам международного наблюдения на выборах в органы государственной власти. И это не случайно, потому что содействие демократии, в частности, защита избирательных прав и свобод граждан, – одно из главных направлений в деятельности Межпарламентской Ассамблеи СНГ. На решение этих же задач нацелена и практика взаимного международного наблюдения, которая может и должна способствовать равноправному сотрудничеству государств, исповедующих демократические идеалы и ценности.
Тот факт, что вопросы демократии приобретают все бóльшую актуальность, подтверждается на редкость представительным составом участников нашего семинара, в число которых вошли организаторы выборов, парламентарии, ведущие эксперты, имеющие опыт международного наблюдения в миссиях СНГ, ОБСЕ и Совета Европы.
Коллеги!
Сегодня мы с вами продолжим обсуждение концептуальных вопросов организации международного мониторинга и обменяемся конкретной информацией о ходе кампаний по выборам президентов Российской Федерации и Республики Армения.
Для стран СНГ характерно самое уважительное отношение к международному наблюдению. Однако его авторитет в глазах общественности подрывают существующая практика двойных стандартов в оценке выборов, политическая ангажированность некоторых наблюдателей, отсутствие четких, детально прописанных общеевропейских критериев демократичности избирательного процесса.
На базе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и материалов Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ Межпарламентская Ассамблея СНГ разработала Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках СНГ, которая уже подписана президентами восьми стран Содружества.
Эта конвенция стала основой современной инфраструктуры избирательного процесса на пространстве СНГ и теперь во многом способствует обеспечению прозрачности выборов, независимости избирательных органов, честной политической конкуренции и, в конечном счете, дальнейшего стабильного демократического развития.
Соблюдение положений этой конвенции является важным объективным критерием в оценке международными наблюдателями СНГ избирательного законодательства той или иной страны и практики его применения. Другого такого, столь же детально проработанного документа, формулирующего четкие стандарты свободных и справедливых выборов, в мире пока нет. Высокую оценку нашей конвенции дали институты Совета Европы и ОБСЕ, что свидетельствует о необходимости принятия аналогичной Общеевропейской Конвенции об избирательных стандартах. Россия уже обращалась с этим предложением к членам Совета Европы во время своего председательства. Однако, ряд западных стран, в отличие от государств Содружества, оказался не готов взять на себя конкретные обязательства в сфере демократии, и сегодня законодательство некоторых стран Европейского Союза вообще не признает институт международного наблюдения. Тем не менее, легитимность выборов в этих странах никогда не оспаривается.
Государства Содружества последовательно и настойчиво предлагают своим партнерам поставить процесс наблюдения за выборами на коллективно согласованную нормативно-правовую базу. Сохраняет свою актуальность предложение Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана о рассмотрении государствами – участниками ОБСЕ проекта "Базовых принципов организации наблюдения за общенациональными выборами по линии БДИПЧ ОБСЕ".
Остается пока нереализованным и российское предложение о проведении конференции руководителей Центризбиркомов стран ОБСЕ с целью обмена «лучшей практикой» и выработки возможных рекомендаций.
Отсутствие коллективно согласованных на межправительственном уровне принципов приводит к ситуации, когда собственные бюрократические инструкции отдельных организаций возводятся в ранг не подлежащего обсуждению абсолюта. Именно такую ситуацию создало на днях БДИПЧ ОБСЕ, которое само для себя определило параметры, сроки, количество и категории международных наблюдателей на предстоящих выборах Президента Российской Федерации. Прибыв в Россию, как у нас говорят, со своим уставом в чужой монастырь, чиновники БДИПЧ вывели ситуацию на уровень ультиматума. Как известно, уважающие себя демократические страны ультиматумы не принимают. Мы готовы к переговорам, разумным компромиссам, обсуждению любых проблем, связанных с соблюдением избирательных прав граждан и укреплением демократии.
Вот и в повестке сегодняшнего семинара самые насущные вопросы. Ведь даже однозначного понимания, кто есть международный наблюдатель и каковы его функции, в Европе пока не существует. Как же тогда решать глобальные проблемы демократии, если у нас нет, так сказать, азбуки международного мониторинга?
Задачами нашего семинара как раз и являются поиск единых подходов, разработка той самой всеобщей азбуки, которая снимет противоречия в оценках различных миссий международных наблюдателей, основанных на разном понимании мониторинга, а также позволит наладить бесконфликтное взаимодействие между наблюдателями и организаторами выборов.
В первую очередь важно прийти к общему пониманию сути международного наблюдения. Ведь международный наблюдатель – это не судья, а консультант, советник. Он не может подменять национальные органы, призванные давать официальную оценку законности выборов. Иной подход нарушит суверенитет государства, в котором проводится мониторинг, что, конечно же, абсолютно недопустимо. В то же время учет обоснованных замечаний и рекомендаций международных наблюдателей крайне важен для развития демократии.
Другой, не менее актуальный, вопрос – каким должен быть качественный состав миссии наблюдателей? Должна она включать экспертов-чиновников или же политиков? На наш взгляд, политические оценки – прерогатива политиков. С другой стороны, базироваться эти оценки должны на результатах технического мониторинга. У нас в СНГ такой технический мониторинг, причем непрерывный, осуществляет Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ, учрежденный при нашей Ассамблее. В странах Содружества информация об избирательных процессах является открытой, и организаторы выборов активно сотрудничают с Институтом, который беспрепятственно готовит свои доклады и заключения. Эти материалы вооружают международных наблюдателей – парламентариев СНГ достоверной информацией и дают им возможность проводить эффективное и объективное наблюдение за выборами в короткие сроки. Мы всегда предоставляли отчеты Института коллегам – наблюдателям ОБСЕ и Совета Европы и готовы и дальше развивать наше сотрудничество в этом направлении.
Отмечу, что сама процедура формирования миссий международных наблюдателей также должна соответствовать демократическим принципам. Тем не менее, на прошедших выборах в Государственную Думу Российской Федерации в составе наблюдателей от Парламентской Ассамблеи ОБСЕ был всего лишь один депутат из СНГ, в составе ПА СЕ – два. Таким образом, парламентарии большинства соседних с Россией стран, владеющие русским языком и прекрасно знающие политическую обстановку в России, не попали в число наблюдателей от ОБСЕ и ПА СЕ.
Столь избирательный подход не соответствует демократическим принципам и не может не настораживать. Тем более что очевидна польза, которую бы могло принести миссиям ПА СЕ и ОБСЕ участие в них представителей евразийского региона: западные парламентарии, в силу незнания языка, за редким исключением не способны к прямому общению с участниками выборов, что препятствует выработке объективной оценки. Очевидно, что в вопросе формирования мониторинговых групп и миссий наблюдателей также не должно быть двойных стандартов.
При этом важно, чтобы и сами парламентарии Содружества, являющиеся полноправными членами ПА СЕ и ПА ОБСЕ, проявляли инициативу и добивались своего участия в мониторинговых миссиях этих организаций.
Коллеги!
Многие из присутствующих здесь в качестве международных наблюдателей будут участвовать 2 марта в мониторинге выборов Президента Российской Федерации, а еще ранее, 19 февраля, – в наблюдении за выборами Президента Армении. Вам, безусловно, будет интересно ознакомиться с подготовленным нашим Институтом анализом соответствия законодательства о выборах Президента Российской Федерации международным избирательным стандартам, а также с материалами о практике его применения в ходе нынешней предвыборной кампании. Участники семинара получат и аналогичные документы по выборам в Армении.
По традиции мы организуем наш семинар совместно с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, и у вас есть уникальная возможность узнать у ее представителей всю необходимую информацию, касающуюся президентской кампании. Завтра, в соответствии с программой семинара, вы сможете посетить избирательную комиссию Ленинградской области и получить представление о ходе выборов на региональном уровне.
Уважаемые участники семинара!
Уверен, что совместными усилиями мы сможем решить многие из перечисленных проблем. Многолетнее партнерство Межпарламентской Ассамблеи СНГ с другими структурами, организующими наблюдение за выборами, показывает, что нет такого вопроса, по которому мы не могли бы прийти к общему мнению. Предлагаю продолжить наше сотрудничество и путем открытой дискуссии внести свою лепту в дело повышения эффективности и объективности международного наблюдения за выборами в органы государственной власти.
Желаю вам интересной и результативной работы!
Спасибо.