Уважаемые участники заседания!
Сегодня мы с вами обсудим проблемы банковской системы России в условиях глобальной нестабильности финансовых рынков.
Уже более полугода сначала ипотечный кризис в США, а затем и выросший из него кризис на фондовых биржах и в банковской системе зарубежных стран остаются в числе главных экономических новостей.
По итогам прошлого года иностранные финансовые институты списали на убытки более 150 млрд. долларов. И это явно не предел, потому что основное падение мировых финансовых рынков пришлось уже на первый квартал этого года, итоги которого еще не подведены.
В этой ситуации российские финансовые власти считают, что наша страна должна оставаться зоной стабильности в мировой экономике.
Я согласен с тем, что Россия имеет запас прочности и необходимые ресурсы, чтобы предотвратить возможный ущерб для экономического развития от пертурбаций, происходящих в мировой финансовой системе. Но хочу подчеркнуть, что это не гарантировано нам автоматически, не само собой разумеется.
Стабильность требует усилий со стороны государства, проведения продуманной политики по поддержанию устойчивости и экономического роста. Причем необходимые меры должны приниматься по ситуации оперативно и решительно.
К сожалению, пока что мы видим другое. Зарубежный финансовый кризис уже привел к определенным потерям для российской экономики. И финансовые власти не сумели предотвратить эти потери или хотя бы компенсировать их последствия.
Вот несколько проблемных направлений, по которым от государства требуется адекватная реакция, причем достаточно оперативная.
Во-первых, резко ухудшились условия и сократились возможности привлечения средств, в том числе кредитов из-за рубежа. Если год назад за кредиты для так называемых развивающихся рынков брали на 2% больше, чем платят по своим облигациям Соединенные Штаты, то сегодня эта разница выросла до 6%. Не в нашу пользу, естественно.
А между тем в последние годы иностранные кредиты были одним из главных источников финансирования нашего экономического роста.
В целях борьбы с инфляцией, как вы знаете, государственные резервы вывозятся за границу. А банки и предприятия для своего развития занимают деньги тоже за границей. Только под более высокие проценты.
Такая антиинфляционная политика напоминает черпание воды решетом. Если золотовалютные резервы достигли 480 млрд. долларов, то внешний долг – 430 млрд. долларов, причем почти 90% этой суммы – займы банков и предприятий.
Но это хоть неуклюже, хоть дорого, все же позволяло финансировать инвестиционные программы в России. А сейчас приток средств сократился из-за кризиса на Западе. И если мы на это не отреагируем, то нехватка денег скажется на темпах экономического роста в России.
Во-вторых, наметился даже отток капиталов, обостряющий проблему ликвидности. Недавно Россия была мировым лидером по росту фондового рынка. А сейчас она среди лидеров по глубине его падения. В острой фазе кризиса индекс РТС упал более чем на 20%, и ситуация на рынке остается неустойчивой.
В результате инвесторы понесли убытки, а ряд компаний вынужден отложить размещение своих акций. Соответственно, отложены и те проекты, которые планировалось реализовать на привлеченные средства.
В-третьих, есть проблема обслуживания уже имеющихся долгов. В 2008 г. российские банки и предприятия должны выплатить иностранным кредиторам около 80 млрд. долларов. А предприятия, к слову, все равно платят через банки, финансовая система едина, то есть решать эту проблему предстоит банкирам. Причем перезанять деньги, как мы видим, будет сложно.
В прошлом году, с августа по ноябрь, наши банки уже испытывали трудности с ликвидностью. И на этот год, особенно на период пиковых выплат, финансовые аналитики прогнозируют – не скажу слово "кризис", но возможные затруднения с ликвидностью. Опять-таки, если не будет действенной и своевременной поддержки со стороны государства.
Хочу отметить, что у всех этих и у многих других проблем, вызванных зарубежным финансовым кризисом, есть общий знаменатель. Это обозначившаяся нехватка капиталов вообще и ликвидности в частности в российской финансовой системе.
Президент России В.В.Путин поставил перед финансовыми властями задачу обеспечить банковский сектор необходимой ликвидностью. Д.А.Медведев тоже подчеркивает необходимость "смотреть за мировыми процессами" и принимать меры для защиты российской финансовой системы. Надо сказать, что такая работа действительно ведется.
В то же время финансовая политика в целом до сих пор недостаточно развернулась в сторону развития нашей собственной экономики. В условиях отчасти уже реальной, а отчасти потенциальной нехватки средств российские капиталы, причем государственные, продолжают работать на экономику других стран.
Вы знаете, что Минфин хочет вкладывать их то в японские акции, то в бумаги американских ипотечных агентств. А эти агентства, кстати сказать, несут миллиардные убытки. Я убежден, что российские деньги должны работать в России.
В прошлом наша страна нередко поступалась своими насущными интересами ради абстрактных идей. Один царский министр призывал: "Недоедим, но вывезем" зерно. В советское время богатства России тратились на мировое коммунистическое движение. Сегодня на первом месте должны стоять национальные интересы России.
Мировой финансовый кризис – это время высоких рисков, но также и больших возможностей. Кризис - это момент истины, когда происходит переоценка ценностей и старое уступает место новому. В такие периоды, если правильно использовать все шансы и возможности, можно сделать огромный шаг вперед.
Россия за последние годы окрепла, набралась сил. И мы должны стремиться к тому, чтобы в условиях зарубежного кризиса укрепить позиции нашей страны, используя свои конкурентные преимущества. Это программа-максимум. И уж во всяком случае нельзя допускать, чтобы при всех ресурсах и преимуществах России в условиях кризиса наша экономика, банковская система несли потери. Это обязательная для выполнения программа-минимум.
Уважаемые коллеги!
Рассчитываю, что на нашем заседании состоится конструктивный диалог между представителями власти и банковского сообщества. И что мы выйдем на общее понимание проблем и необходимых для их решения мер, на конкретные предложения по развитию правовой базы.
Прошу всех выступающих придерживаться регламента. В прениях это 5-7 минут. И формулировать предложения для рекомендаций.
Более развернутые выступления, или непроизнесенные, если кто-то не успеет выступить, можно передать ответственному секретарю для включения в стенограмму.
Благодарю за внимание.