Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
На наш круглый стол собрались люди, осознавшие весь драматизм современного состояния детства в России. Мы все готовы направить свои силы и знания, свой опыт на защиту прав и благополучия наших детей.
Детство - это чрезвычайно важный период развития человека. Обеспечение прав ребенка является одним из условий устойчивого развития общества, его жизнеспособности в настоящем и будущем.
Скажу больше: неблагополучие детей - это прямая угроза стабильности всего общества. А насилие над детьми, невозможность семьи и неспособность государства защитить детей взывает в обществе глубокий нравственный кризис, как это видно по недавним событиям в Санкт-Петербурге.
Тема нашего Круглого стола связана с такой болезненной проблемой как маргинализация детства. Сегодня самая большая группа риска в нашем обществе - это бедные дети.
Среди 30 миллионов граждан страны, которых большинство экспертов относят к категории бедных, 9 миллионов - это дети. (По европейским стандартам, согласно которым к бедным относят людей с доходом ниже 50% среднедушевого дохода региона, у нас - 42,2 млн. бедных. Согласно данным Росстата численность населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума - 21,6 млн. чел.)
Фактически у нас есть дети, живущие «на дне», в самом прямом смысле слова. Сформировалось своего рода «детское социальное дно».
Мы все помним, что бедность, которую ребенок испытал в детстве, нередко ломает его судьбу, закрывает перспективы на будущее.
Нам надо развернуть всю социальную политику государства в пользу детей. Ничего нельзя упустить, оставить «на потом».
В настоящее время реализуется федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы (госзаказчик и координатор - Министерство здравоохранения и социального развития) с целым рядом подпрограмм. В феврале этого года объем ее финансирования Правительством России увеличен до 10 млрд. 748 млн. рублей. Предусмотрены и ювенальные технологии, и профилактика безнадзорности, перечислены требования к системе учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, многое другое. Чего нет? Самого главного - нет целостной системы защиты прав и законных интересов детей. Поэтому нет и видимых результатов.
Численность детей и подростков, брошенных на произвол судьбы, не снижается. Число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, по-прежнему велико. Более 40% беспризорников, вкусивших «свободу» улицы и «заботу» криминала, после «прохождения» через органы здравоохранения и учебные учреждения вновь возвращаются на улицу.
Инфраструктура детства, призванная отвлечь детей и подростков от улицы, мотивировать к приобретению знаний, приобщить к труду, очень слаба.
Несколько лет просуществовал в проекте, но так и не был принят «Национальный план действий в интересах детей до 2010 года», который был разработан в связи с принятием Генеральной Ассамблеей ООН в 2002 году Декларации и плана действий - «Мир, пригодный для жизни детей».
В последнее время много говорят о недопустимости патернализма, о том, что раздавая пособия, государство, по сути, закрепляет социальную пассивность и иждивенчество. Но главными иждивенцами, в конечном счете, становятся именно те, кто в детском возрасте пережил полное равнодушие к своей судьбе. Сироты, беспризорники. Именно они не научены полноценно работать, беспомощны в быту, не умеют общаться с людьми.
Речь должна идти о полноценной социализации детей, об их интеграции в общество как ответственных граждан - ответственных за себя, за свою семью, за страну в целом.
Нам жизненно необходимы инвестиции в детей. И если уж говорить о деньгах, то экономия на детях - самое большое в мире расточительство.
Надо начинать с поддержки семьи, имеющей детей.
Одной из важнейших остается проблема жилья. Достойные жилищные условия - залог нормальной семьи. Жизнь в условиях скученности, когда не соблюдена даже элементарная санитарная норма, приводит к семейному насилию, самыми беззащитными жертвами которого становятся дети.
Миллионы беспризорных детей — это дети, убежавшие от своих родителей — безработных, алкоголиков, наркоманов, бомжей, людей, опустившихся в силу тех или иных социальных причин.
Как отмечают психологи, у большинства социальных сирот блокирована потребность в уважении и любви. Они перестают ценить свою и чужую жизнь.
Среди групп риска следует особо выделить многодетные семьи, неполные семьи, а также семьи с детьми-инвалидами. Семьи, где проживают дети-инвалиды более других подвержены риску бедности, а сами дети по-прежнему изолированы от сообщества здоровых детей.
Подвержены рискам и дети из благополучных семей. Если родители не знают, где в тот или иной момент находится их сын или дочь, то риск увеличивается многократно.
Только сейчас мы подходим к пониманию того, что такое подлинная просемейная политика, и как важны семейные ценности для укрепления российского государства.
Очень остро стоит вопрос о соблюдении прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые воспитываются в детских домах, в приемных и опекунских семьях, других формах устройства.
Сегодня понятно, что главный упор надо сделать не на развитии детских домов, которые, за редким исключением, никогда не становятся для воспитанников настоящим домом, а на приемные и патронатные семьи, семейные детские дома, семейные деревни. Каждый ребенок должен жить в семье.
Нарушения прав детей возможны не только действием, но и непозволительным бездействием чиновников, их нежеланием видеть проблему.
Уполномоченные по правам ребенка фиксируют нарушения практически всех основных прав детей: от права на образование и отдых до права на жилье. Причем они винят в бедах детей именно бездействие государственных органов опеки и попечительства.
К сожалению, уполномоченные по правам ребенка пока есть только в 23 субъектах Федерации.
Только в нескольких регионах разработаны концепции ювенальных судов. Развитие этого важнейшего института продвигается крайне медленно.
Надеюсь, все эти проблемы будут рассмотрены в ходе круглого стола.
Основная роль в решении проблем детства принадлежит государству. Но вряд ли оно справится с этими проблемами без помощи общественных организаций, бизнес - структур, отдельных граждан - волонтеров. Мне неоднократно приходилось слышать жалобы от общественников, что государственные органы монополизировали право решать проблемы детства, что общественность фактически отстранена от этого дела. Хотелось бы услышать мнение участников круглого стола.
Дети – это самая большая наша ценность, но они очень ранимы и незащищены. К сожалению, слишком часто они сталкиваются с невниманием, болезнями, неустроенностью, порой жестоким обращением. Дети нуждаются в защите, и защитить их должны мы – взрослые, государство и общество.
13 марта этого года мы отмечали 120 лет со дня рождения Антона Макаренко. 80 лет назад отрылась первая организованная им детская коммуна. Его педагогические технологии - это отечественное культурное наследие. Сегодня мы бы их назвали прорывными инновационными технологиями в педагогике. Предложенные Макаренко модели воспитания трудных детей – это, по существу, социальное проектирование общества, в котором они сумеют жить, работать в коллективе, создать семью. Это воспитание через детское самоуправление и трудовую деятельность. Думаю, что осмысление этого опыта в современных условиях будет чрезвычайно полезным.
Детские глаза не умеют лгать. Огромное счастье, увидеть в этих глазах надежду и радость. Ради этого мы не пожалеем никаких усилий и труда.