МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Выступление на международной парламентской конференции "Глобализация миграционных процессов: проблемы законодательного регулирования" 4 апреля 2008 года (г.Санкт-Петербург)

04 апреля 2008

Уважаемый господин Председатель Парламентской Ассамблеи Совета Европы Луис Мария де Пуч!

Уважаемые коллеги!

1. Тема нашей конференции затрагивает одну из самых сложных проблем мирового развития - миграционные процессы. Ещё Михаил Васильевич Ломоносов отмечал, что их «силою совершенно запереть невозможно».

Интенсивный рост миграционных потоков - проблема сложная и неоднозначная. В последние десятилетия миграция стала  важным фактором глобальных изменений. С другой стороны, сама глобализация в значительной степени стимулирует процессы миграции.

Их последствия проявляются в разных сферах: политической, социальной, экономической, культурной и психологической.

В ряде случаев они носят негативный характер, становятся источником серьёзных проблем, противоречий и конфликтов.

Считаю, что сегодня необходимы новые подходы к формированию миграционной политики не только на национальном, но и на международном уровне. Всё более важным становится обеспечение баланса интересов всех сторон, которые затронуты миграционными процессами.

2. Проблемы миграции особенно актуальны и для нашей страны. В последние годы, по данным ООН, Россия занимает второе место в мире по числу прибывающих мигрантов.

Убеждён, что вопросы миграции, миграционная политика должны рассматриваться в тесной взаимосвязи с решением долгосрочных задач социально-экономического развития страны, проблем демографии, гуманитарной адаптации. В то же время государство должно заботиться о том, чтобы создать необходимые условия для увеличения численности коренного населения.

В целом же миграцию, включая её законодательное регулирование, следует отнести к разряду комплексных общенациональных проблем, требующих учёта всей суммы факторов, влияющих на ситуацию. Именно на это и должна быть ориентирована современная миграционная стратегия России.

Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин, «в миграционной сфере, как в фокусе сходятся самые актуальные задачи по развитию человеческого капитала, включая такие, как становление экономики знаний и национальных инновационных систем, а также формирование качественно новой политики социального развития, опирающейся на принципы самореализации граждан».

3. Принятая в России в октябре прошлого года Концепция демографической политики на период до 2025 года определяет основные направления привлечения мигрантов. Я считаю, что для её успешной реализации необходимо:

- стимулировать миграционный приток русскоязычного населения, бывших соотечественников из ближнего зарубежья, прежде всего квалифицированных кадров;

- обеспечить государственное регулирование процессов трудовой миграции в интересах нуждающихся регионов страны;

- принять специальные программы, обеспечивающие эффективную социализацию приезжающих, их этнокультурную и языковую адаптацию;

- обеспечить реальное соблюдение прав мигрантов.

4. Хотел бы обратить ваше внимание на такой аспект. Миграция, точнее её последствия, – очень деликатная проблема. Она крайне чувствительна как для местного населения, так и для самих мигрантов, поскольку затрагивает национально-религиозное и социальное равновесие в обществе.

Подчас и в России мы сталкиваемся с проявлениями ксенофобии, нетерпимости и даже преступными посягательствами на жизнь мигрантов. Государство намерено твёрдо и бескомпромиссно бороться с этим злом. Вместе с тем нельзя не признать, что когда коренное население сталкивается с конкуренцией более дешёвой рабочей силы на рынке труда, в обществе возникает почва для мигрантофобии. Такие настроения усиливает и нелегальная миграция.

Должен сказать, что эта проблема стоит перед многими странами.

В создавшихся условиях необходимо обеспечить постоянный мониторинг и действенные меры контроля, в том числе парламентского, за проводимыми в рамках миграционной политики мероприятиями. Следует установить строгий порядок привлечения иностранных рабочих к трудовой деятельности, жёстко пресекать незаконную миграцию, реально угрожающую общественной безопасности.

Думаю, что при решении этих проблем следует учитывать и негативный опыт целого ряда стран. Там мигранты, помещённые в своеобразные гетто на окраинах городов, варятся в «собственном соку», живут по своим законам, часто питают криминальную среду. В результате – вспышки массовых беспорядков и насилия, которые наблюдал весь мир.

России такие анклавы не нужны. Нам нужна эффективная система адаптации мигрантов, их социализации в российском обществе.

Иными словами, мигрантов ни в коем случае нельзя считать людьми второго сорта. В то же время, приезжающие в другую страну люди должны соблюдать законы и традиции этой страны, а не диктовать свои условия властям и обществу.

Уважаемые коллеги!

5. Несколько слов о том, что делается на данном направлении в рамках Содружества Независимых Государств.

Как вы знаете, 2007 год был объявлен в СНГ Годом миграции. Это – не случайно. Проблема миграции непосредственно затрагивает интересы миллионов граждан наших стран. Без законодательного регулирования миграционных процессов невозможно дальнейшее развитие цивилизованного рынка труда в странах Содружества.

Состоявшийся в октябре прошлого года в Душанбе саммит глав государств СНГ  заложил основы эффективного сотрудничества в области борьбы с незаконной миграцией. Один из главных итогов встречи – принятие Декларации о согласованной миграционной политике государств – участников СНГ. Этот документ отражает политическую волю наших стран по защите социально-экономических и гражданско-политических прав мигрантов на территории Содружества.

Ключевую роль в реализации этих решений призван сыграть Совет руководителей миграционных органов государств-участников СНГ, идея создания которого принадлежит Межпарламентской Ассамблее. Мы рассчитываем, что этот орган будет хорошим партнёром МПА СНГ в вопросах развития общего рынка труда. В частности, он должен рассмотреть проект Конвенции о правовом статусе трудящихся мигрантов государств-участников Содружества, которая должна закрепить их основные права.

Хочу отметить, что вопросы миграции всегда находились под пристальным вниманием Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ. На всех этапах развития Содружества Независимых Государств, принимались модельные законы, регулирующие самые сложные вопросы в этой сфере[1].

Не могу не отметить принятие в 1994 году Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств.

Проанализировав особенности миграционных процессов, Межпарламентская Ассамблея  обратилась к парламентам с предложением рассмотреть вопрос о ратификации Конвенции ООН «О защите прав трудящихся – мигрантов и членов их семей» и соответствующих конвенций МОТ, регулирующих права трудящихся мигрантов.

В ноябре 2007 года на  пленарном заседании МПА СНГ были приняты  Рекомендации «О законодательном обеспечении регулирования миграционных процессов в государствах – участниках СНГ».

Сейчас  Межпарламентская Ассамблея работает над новой редакцией модельного закона «О миграции трудовых ресурсов в государствах – участниках СНГ», Рекомендациями по гармонизации национальных законодательств в сфере борьбы с незаконной миграцией. В перспективе также разработка Концепции общего миграционного пространства государств – участников СНГ.

Уважаемые коллеги!

6. Сегодня проблемы миграции непосредственно затрагивают безопасность и суверенитет многих государств.

Поэтому единственно правильный ответ на миграционные вызовы эпохи глобализации – развитие широкого международного сотрудничества. И здесь трудно переоценить огромный потенциал межпарламентского взаимодействия, прежде всего в сфере законодательного регулирования.

Наглядным подтверждением этого является плодотворное сотрудничество Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств и Парламентской Ассамблеи Совета Европы. Убеждён, что накопленный нашими организациями ценный опыт в области нормативного обеспечения миграционных процессов будет востребован в практической деятельности.

В заключение хотел бы выразить уверенность в том, что сегодняшняя конференция станет заметной вехой на пути гармонизации миграционного законодательства наших государств, внесёт конкретный вклад в достижение общего понимания стратегии миграционной политики на основе уважения принципов демократии, социальной справедливости, прав и свобод человека.

Желаю всем участникам конференции успешной и плодотворной работы.

Благодарю за внимание.

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International