Уважаемые коллеги!
1. Я убежден, что в наше сложное время глобализации и появления новых вызовов эффективность деятельности как международных, так и национальных центров принятия решении в значительной степени зависит от уровня развития информационных и коммуникационных технологий.
Наличие объективной, оперативной и достаточной информации позволяет не только своевременно принимать необходимые решения, контролировать процесс их исполнения, но и предвидеть возможные проблемы, заранее выбирая оптимальные способы их преодоления.
Однако существует и другая сторона внедрения новых информационных технологий. Это необходимость грамотного и адекватного реагирования на вызовы, возникающие в информационной сфере.
Информатизация современной жизни не исключает возможностей для различных противоправных действий. Более того, она может порождать новые угрозы. Мы постоянно сталкиваемся с такими негативными проявлениями, как пропаганда экстремистских идей, насилия и жестокости, распространение вредоносных программ, нарушение авторских прав, киберпреступность. И, кстати, нужно честно признать, что далеко не всегда удаётся нейтрализовать эти вызовы с помощью имеющейся законодательной базы.
Что касается законодательной деятельности, то современные информационные технологии позволяют фактически проводить общественную экспертизу законов и законопроектов, получать достоверную информацию о практике применения законодательства на местах.
Для правотворческой деятельности особое значение имеет достоверность информации и ее репрезентативность. Говоря словами великого греческого поэта Эсхила, "мудр тот, кто знает нужное, а не многое".
2. Совет Федерации придает большое значение развитию информационных и коммуникационных средств. На это, в частности, направлена принятая в феврале нынешнего года государственная "Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации".
В обеих палатах Федерального Собрания России происходит внедрение электронного документооборота, совершенствуются информационные системы и ресурсы. Важным условием взаимодействия палат Федерального Собрания в законодательном процессе является электронный обмен информацией между ними. Сегодня создана и успешно функционирует Автоматическая система обеспечения законодательной деятельности, которая объединяет обе палаты Федерального Собрания и структурирована в полном соответствии с принятой в России законодательной процедурой.
В ближайшей перспективе - внедрение в работу палаты передовых информационно-аналитических технологий, которые позволят еще на стадии разработки законопроекта проводить анализ последствий принятия законодательных решений в социальной, экономической, политической и иных сферах.
С этой целью мы приступили к созданию Ситуационно-аналитического центра Совета Федерации.
3. Россия - федеративное государство, поэтому национальное законодательство включает два уровня: федеральный и региональный.
В соответствии с Конституцией России законодательные собрания субъектов Федерации обладают правом законодательной инициативы на федеральном уровне. Недавно принятый закон наделил и членов Совета Федерации правом законодательной инициативы в парламентах тех регионов, которые они представляют в нашей палате.
Создание единого информационного и правового пространства, объединяющего законодательные органы государственной власти субъектов Федерации и Федеральное Собрание, является залогом динамичного развития регионов, реализации принципов федерализма.
4. В рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия" разработана специализированная информационная система "Парламентский портал" в сети Интернет. Он обеспечивает одновременный доступ к информационным ресурсам палат Федерального Собрания и региональных парламентов. Портал призван обеспечить обмен информацией между законодательными органами государственной власти России, их информационное присутствие в сети Интернет, публичность их деятельности, постоянный контакт с общественностью. Дальнейшее развитие портала предусматривает создание механизмов оценки обществом деятельности законодательных органов государственной власти России и мониторинга законодательства и правоприменительной практики.
На официальном Интернет-сайте Совета Федерации размещается ежегодный доклад "О состоянии законодательства в Российской Федерации", который готовится нашей палатой. Фактически это публичный отчёт законодателей о работе, проделанной за год. Все желающие могут ознакомиться с докладом и оценить качество решений, принятых парламентом.
Также хочу заметить, что с этого года Доклад переводится на английский язык, что позволит более активно и целенаправленно развивать наше межпарламентское сотрудничество. Это будет, несомненно, способствовать росту взаимопонимания и сближению законодательства европейских стран.
5. Современный этап развития России предъявляет повышенные требования к качеству законодательной деятельности.
Необходима постоянная работа парламентариев с гражданским обществом, налаженная "обратная связь" с общественностью через средства массовой информации.
Уверен, что благодаря активизации общественного диалога с использованием Интернета демократические процессы приобретают мощный потенциал дальнейшего развития. Создание новой информационной основы парламентской демократии снижает барьеры между властью и обществом, властью и личностью.
Считаю, что информационные ресурсы органов власти по всем общественно значимым вопросам должны быть открыты для всех граждан, и при этом - бесплатно.
6. С 2006 года функционирует новый Интернет-сайт Совета Федерации. Информация сайта является официальной и регулярно обновляется каждые 2-3 часа.
Для информирования общественности о деятельности нашей палаты проводятся трансляции в режиме on-line заседаний Совета Федерации, Интернет - конференции сенаторов.
Внедрение Интернет - приёмных членов Совета Федерации выводит на качественно новый уровень работу законодателей с обращениями граждан, обеспечивая членам Совета Федерации обратную связь с населением.
Я лично читаю и отвечаю на все обращения, приходящие на мой персональный сайт. Содержащиеся в них идеи и предложения позволяют более чётко определять приоритеты законотворческой деятельности.
Мировой опыт свидетельствует, что правовое регулирование общественных отношений, возникающих при реализации права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации - задача весьма непростая. Высокий профессионализм и ответственность парламентариев заключаются в том, чтобы законодательство учитывало баланс интересов личности, общества и государства.
В этой связи хочу напомнить слова Уинстона Черчилля: "Отличие государственного деятеля от политика заключается в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель - на следующее поколение".
7. Уважаемые коллеги! Как вы помните, на прошлом заседании Ассоциации европейских сенатов Совет Федерации выступил с инициативой о проведении в 2008 году внеочередного заседания в России. Она нашла широкую поддержку среди всех членов Ассоциации.
В связи с этим хочу еще раз поблагодарить всех тех, кто оказал нам в этом вопросе дружеское содействие и помощь.
Пользуясь этой высокой трибуной, имею честь пригласить вас в город Санкт-Петербург 13-15 ноября этого года на внеочередное заседание Ассоциации европейских сенатов, посвященное пятнадцатилетию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Предлагается провести дискуссии по двум темам. Первая - "Роль верхних палат парламентов в развитии культурного и межцивилизационного диалога".
Вторая тема - "Особенности законодательного обеспечения формирования общего европейского правового и гуманитарного пространства".
Буду рад видеть вас в моем родном городе Санкт-Петербурге.
Благодарю за внимание.