МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Выступление на 2-й Всероссийской научно-практической конференции "Жилищная реформа в Российской Федерации: проблемы и решения – 2008" 21 мая 2008 года (г.Санкт-Петербург)

21 мая 2008

Уважаемые участники конференции!

Уважаемые коллеги!

Дорогие друзья!

Сегодня мы обсуждаем один из самых острых для страны вопросов – жилищную реформу. По всем социологическим опросам наиболее важной проблемой после роста цен является ситуация в жилищной сфере. И неудивительно, так как она касается буквально всех.

Нужно признать, что на сегодняшний день государство почти не приблизилось к решению своей стратегической задачи – обеспечить граждан достойными жилищными условиями. Достойными как по количественным, так и по качественным параметрам.

Более 30 млн. человек нуждаются в улучшении жилищных условий. Потребность в новом жилье достигает 1,5 млрд. квадратных метров.

Цены на жильё растут такими темпами, что впору думать, будто у нас строят не из бетона, а из золота[1].

Ипотекой сегодня могут воспользоваться граждане с заработной платой, которая в 3-4 раза превышает среднюю по стране[2]. Помощи, выделяемой по нацпроекту молодым семьям, хватает максимум на оплату шестой части покупаемого жилья.

Свыше 3 млн. очередников, официально признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, сегодня практически потеряли шансы на поддержку от государства.

Я не устаю повторять, что развитие одних только рыночных механизмов покупки жилья – не панацея от всех проблем. Государство должно сконцентрироваться на поддержке наших граждан, которые ни при каких условиях – ни по ипотеке, ни с помощью каких бы то ни было программ – не смогут решить свои жилищные проблемы самостоятельно. А таких у нас 70%.

Выход из сложившейся ситуации, в первую очередь, мне представляется в создании фонда социального жилья. Отрадно, что в своём выступлении на заседании Государственной Думы 8 мая Владимир Владимирович Путин полностью поддержал эту идею.

Для её реализации считаю необходимым создать государственную строительную корпорацию с филиалами во всех регионах страны. Она будет давать заказы частным строительным компаниям, заранее определяя их норму прибыли. А построенное жилье сдавать малоимущему населению по договору социального найма.

Социальное жильё позволит существенно снизить себестоимость строительства за счёт исключения коррупционной составляющей и даст бизнесу отчётливые ценовые ориентиры на рынке недвижимости.

Повышать доступность жилья нужно сразу по нескольким направлениям. Одно из них – расширение программ жилищного кредитования.

Я считаю, что опыт американской ипотеки, который у нас реализуется, не совсем подходит для России. Это связано и с отсутствием у граждан кредитных историй, и с малочисленностью среднего класса, и с недостаточной защищённостью и стабильностью трудовых отношений. В результате дополнительных переплат банкам за риски средняя процентная ставка по ипотечному кредиту составляет в нашей стране 12% и в ближайшее время вряд ли снизится. Поэтому за 10 лет пользования ипотечным кредитом заёмщику придётся платить двойную цену.

Как известно, Польша, страна с переходной экономикой, пыталась использовать американскую модель ипотеки в начале 90-х годов. И в результате её достижения в жилищном кредитовании и строительстве были намного скромнее, чем у соседей. 

Уверен, что альтернативой ипотеке в нашей стране может стать европейская модель решения жилищных проблем. Я говорю о строительных сберегательных кассах, закон о создании которых мы ещё в том году направили в Государственную Думу.

Стройсберкассы – новый для России вид кредитных учреждений. В них в течение нескольких лет заёмщик сможет накапливать необходимые средства на покупку жилья, а затем брать кредит под невысокую процентную ставку. Основные гарантии и контроль будет осуществлять государство.

Уважаемые коллеги! Удовлетворить потребности населения в жилье можно, лишь серьёзно увеличив объёмы строительства. Перед нами стоит задача – выйти в ближайшее десятилетие на уровень строительства 1 кв. м в год на человека. Решение этой задачи зависит от многих факторов – в том числе, и от развития индустрии стройматериалов, и от подготовки строительных кадров. Однако, как ни парадоксально, в первую очередь, оно упирается в нехватку земельных ресурсов.

Земли в России много, но строить на ней сложно и дорого: земельный рынок непрозрачен, коммуникации изношены, инфраструктура отсутствует. Я уже не говорю о монополизме и коррупции в этой сфере.

Очень важно, что один из первых указов, который подписал Президент России Д. А. Медведев в день инаугурации, касается мер по развитию жилищного строительства[3]. Это подчёркивает важность той роли, которую будет играть жилищная проблема в политике государства.

Согласно указу, Правительство Российской Федерации в ближайшее время внесёт в Государственную Думу законопроект о создании Федерального фонда содействия жилищному строительству. В его задачи войдёт перераспределение неэффективно используемых государственных земель в пользу развития массового малоэтажного домостроения.

Я уверен, что нам, наконец, удастся разрубить этот "гордиев узел" и положить конец манипуляциям чиновников в сфере земельного оборота. Со своей стороны могу гарантировать, что Совет Федерации сделает всё возможное для того, чтобы принять качественные законы, которые дадут импульс позитивным процессам в жилищном строительстве.

Не менее важна вторая сторона жилищной реформы, а именно - повышение качества жилищных условий.

Жилищно-коммунальное хозяйство – это одна из тех сфер, в которой идеи либеральных реформаторов о максимальном сокращении государственного вмешательства реализуются в полном объёме. Государство, по сути, полностью освобождает себя от забот по содержанию жилья граждан. Поэтому наш народ, талантливый на меткие выражения, расшифровал аббревиатуру ЖКХ в трёх словах: "Живите, Как Хотите".

Имеющийся жилой фонд пришёл в плачевное состояние. Сказать точно, сколько сейчас реально ветхого и аварийного жилья, наверно, не возьмётся никто. Две трети зданий построены до 70-х годов ХХ века, из них 40% требуют капитального ремонта. Средний износ коммунальных инфраструктур составляет около 60%.

Конечно, внушает оптимизм создание Фонда содействия реформированию ЖКХ. Однако уже сейчас очевидно, что 240 млрд. рублей, которые в него заложены государством, не хватит, чтобы переселить людей из бараков и трущоб и отремонтировать жильё. По самым скромным оценкам, на решение этой проблемы нужно не менее 3 трлн. рублей.

Откуда взять недостающие средства? Считаю, что взваливать капитальный ремонт на плечи граждан недопустимо. Сегодня многие уже забыли, что в течение многих лет в платежках за услуги ЖКХ красовалась строка «ремонт жилищного фонда». Государство исправно собирало с людей эти деньги, но куда они делись?

Я считаю, что государство должно брать основное бремя решения этой проблемы на себя. Капитальный ремонт жилых домов – это не благотворительность, а возвращение старых долгов.

Значит ли всё вышесказанное, что я против реформы ЖКХ? Вовсе нет. Но сегодня сложилась парадоксальная ситуация: вроде бы государство отстранилось от управления жилищной сферой, простив себе же собственные долги, но «разгосударствление» отрасли так и не произошло. ЖКХ остаётся и сверхцентрализованной, и сверхмонополизированной сферой, которая ничего кроме неприязни в обществе не вызывает.

Вроде бы все согласны, что без рынка и конкуренции у ЖКХ нет будущего. Однако в реальности всё по-другому.

Многие чиновники на местах заинтересованы свести реформу лишь к смене вывесок, оставив на деле всё как есть.

Цели их предельно ясны. Местным властям абсолютно невыгодно отдавать дома в распоряжение жильцов и частного бизнеса, так как во многих из них располагаются магазины, развлекательные заведения, офисы, приносящие немалый доход.

Частный бизнес не идёт в ЖКХ, так как, с одной стороны, встречает колоссальное сопротивление чиновников, а с другой – его пугает убыточность и громадные долги предприятий этой отрасли.

Наконец, сами собственники квартир в большинстве своём ведут себя пассивно, так как находятся в полном неведении относительно своих прав и возможностей в жилищной сфере. Отличительной особенностью реформы ЖКХ в нынешнем виде является информационный вакуум, в котором она проводится.

Во всех западных странах каждый житель дома точно знает, чем он владеет, за что он платит и на что он имеет право.

Наших же жителей приучили не задавать вопросы о том, кто получает доход от сдачи в аренду подвалов и этажей в их домах, от размещения на стенах рекламы, от открытия под окнами платной автостоянки.

Как решить все эти проблемы? Думаю, необходима система мер.

Во-первых, нужно ускорить принятие закона "О финансовом оздоровлении организаций ЖКХ" и открыть дорогу добросовестному бизнесу в эти отрасли. Совет Федерации принимал в его разработке активное участие.

Во-вторых, на законодательном уровне обеспечить благоприятные условия для развития ТСЖ и других форм объединений собственников, чётко прописать их права и, самое главное, создать действенные механизмы реализации этих прав.

Мною уже подготовлен ряд законодательных инициатив, которые предусматривают бесплатное межевание и кадастровый учёт земли, передачу жителям нежилых помещений, предоставление полного пакета технической, экономической и юридической документации. Нельзя отдавать полностью на подзаконный уровень регулирование таких важных вопросов.

В-третьих, наладить просветительскую работу государства в интересах реформы. Население должно чётко представлять цели, задачи и возможности жилищного самоуправления.

Традицию – решать всё за закрытыми дверями – надо ломать сверху. Прозрачность и информационная открытость в ЖКХ – лучший способ борьбы с бездействием, коррупцией и злоупотреблениями.

В-четвёртых, необходимо принять дополнительные меры по социальной защите населения. Сегодня сочетание слов "реформа ЖКХ" для многих людей стало синонимом роста тарифов, который ежегодно значительно опережает инфляцию.

Поэтому я выступаю с инициативой, по которой тарифы на услуги ЖКХ не превышали бы 10% от совокупного семейного дохода.

Будет справедливо, если наименее защищённые слои населения почувствуют наибольшую поддержку государства.

Дорогие друзья! Сегодня совершенно очевидно требуется новый импульс в реализации жилищной реформы, необходима широкая общественная дискуссия по жилищным проблемам.

Надеюсь, что выработанные в ходе нашей конференции предложения и рекомендации станут катализатором процесса развития жилищного самоуправления. Помогут решению конкретных проблем жилищного сектора. Уверен, что только хорошо скоординированные совместные действия  государства и граждан способны эффективно продвигать реализацию жилищной реформы.

Спасибо за внимание.

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International