Я очень рад, что наши предложения и многочисленные пожелания о том, что неплохо бы Совету законодателей проводить свои пленарные заседания не только в Москве, в стенах Совета Федерации, но и в регионах, реализуются. И первый субъект Российской Федерации, который мы выбрали для проведения такого выездного заседания, - это Пензенская область.
Тема нашего заседания, а в повестке дня у нас будет два вопроса, и первый как раз о той проблеме, которая волнует сегодня не только руководство нашей страны, эта проблема волнует без преувеличения всех россиян, потому что сегодня в условиях, мягко говоря, очень непростой демографической ситуации все, что касается семейной политики, все, что касается роли государства в решении проблем российской семьи, решении проблем беспризорности, безнадзорности детей, - это, конечно, важнейшая тема и важнейшая проблема.Сегодня мы впервые в российской истории работаем в период проведения Года семьи. То, что Президентом Российской Федерации 2008 год был объявлен Годом семьи, еще раз подчеркивает важность вопросов, которые мы сегодня обсуждаем. И все, что касается проблем российской семьи, - это сегодня важнейший государственный вопрос.
В своем Послании Федеральному Собранию на 2007 год Владимир Владимирович Путин отметил, что проведение Года семьи позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей. И в связи с этим я хотел бы кратко остановиться на двух вопросах. Первый - какими государственными мерами мы можем укрепить российскую семью и базовые семейные ценности? И второй - как сделать полноправными и заинтересованными участниками этой работы бизнес, политические партии, общественные организации, научные сообщества, средства массовой информации, религиозные конфессии, но прежде всего сами российские семьи?Напомню, что на заседании Совета законодателей в декабре 2006 года мы обсуждали вопросы законодательного обеспечения новых мер демографической политики. Очевидно, что семейные и демографические проблемы тесно переплетены, а меры
демографической политики всегда направлены прежде всего на поддержку роди-тельства и семей с детьми. Прошел год с небольшим, и мы видим, насколько динамично меняется ситуация в демографической сфере, и, к счастью, меняется к лучшему, пусть не так быстро, как нам хотелось бы. Это уже именно тенденция, а не некие случайные флуктуации, и тенденция положительная, это мы отчетливо видим. И сегодня есть уже первые результаты. Это касается и реального увеличения рождаемости, и уменьшающейся впервые за последние 16 лет смертности. Уже можно сказать, что работает материнский капитал, сама его идея. Доля вторых и третьих рождений увеличилась в 2007 году по отношению к 2006 году с 33 до 42 процентов.
В то же время, конечно, мы понимаем, что демографическая ситуация в стране в целом остается еще очень и очень сложной. Если не принять кардинальных мер, то согласно последнему прогнозу Росстата ожидается, что численность населения страны уменьшится к 2025 году до 137,5 миллиона человек. Это мы тоже знаем и надеемся, что все-таки будет реализован другой прогноз, о котором говорил Дмитрий Анатольевич Медведев, считая, что мы должны как минимум не опускаться ниже той цифры, которая на сегодняшний день имеется. Он считает, что к 2025 году нас должно быть 145 миллионов.
Сложные проблемы сохраняются и в семейной сфере. Это прежде всего бедность значительной части семей с детьми, ослабление семейных связей и рост разводов, широкое распространение алкоголизма, наркомании, детской безнадзорности и беспризорности. Я недавно изучал результаты очень серьезных социологических исследований, причем они проводились в конце 2007 и в первые два месяца 2008 года. Одна цифра меня просто поразила, и, к сожалению, такого показателя не имеет ни одно государство мира. И вот какая эта цифра: 52 процента россиян репродуктивного возраста (то есть от 16 до 45 лет) одиноки! Речь идет и о мужчинах, и о женщинах. 52 процента! То есть они не в браке, они абсолютно одиноки. Это к вопросу о рождаемости. Сегодня семьи не создаются, молодые люди этого просто не хотят.
Убежден, что выход из этой ситуации, безусловно, есть. Прежде всего, считаю, необходимо постоянно наращивать меры государственной поддержки семей с детьми. Наша главная цель-это не просто повышение рождаемости, но и обеспечение благоприятных условий для семей с детьми. Поэтому предлагаю следующие неотложные дополнительные меры.
Во-первых, необходимо предоставить семье полное право распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала по своему усмотрению. Давайте не будем пытаться решать проблемы текущего финансирования Пенсионного фонда за счет российских семей, создавая препоны для расходования материнского капитала. Только через два года первые матери, родившие второго ребенка, смогут распорядиться этими безналичными средствами. Я еще раз напомню, что они имеют право сделать это только по трем направлениям: либо направить на образование детей своей семьи... Но если, допустим, второй ребенок только родился, а первый еще совсем маленький, эти деньги будут отложены в долгий ящик. Второе направление - это приобретение жилья. 250 тыс. рублей с учетом индексации для какого-то удаленного региона, особенно для сельской местности, - это довольно серьезные деньги с точки зрения хотя бы начала решения жилищной проблемы, но для крупных мегаполисов этих средств явно недостаточно для приобретения жилья. Третье направление - отправить деньги в накопительную часть пенсии. В общем-то как раз про эту часть я и говорил, что она вызывает больше всего вопросов. И можно ожидать, что очень мало женщин направят деньги именно по третьему варианту.
Во-вторых, предлагаю продлить продолжительность выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с сегодняшних 1,5 года до 3 лет.
В-третьих, важно ввести взамен частичной компенсации родительской платы за детские дошкольные учреждения пособие по уходу за ребенком в возрасте от 3 до 6 лет, до поступления ребенка в школу. Новое пособие семья сможет использовать по своему усмотрению: на оплату детского дошкольного учреждения, на оплату работы няни или на расходы по уходу за ребенком. Это особенно важно в условиях нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях, а зачастую их отсутствия, например, в сельской местности. Думаю, что подобные меры могут хорошо повлиять на повышение рождаемости.
Считаю также необходимым напомнить о ряде законодательных предложений, о которых я уже неоднократно говорил.
Вы знаете, что, к сожалению, у нас в стране не сокращается количество случаев насилия над детьми. За последние четыре года число преступлений, совершенных педофилами, увеличилось в нашей стране в 25 раз. Вдумайтесь в эту цифру, только за четыре года в 25 раз! Уверен, что не ошибусь, если все-таки напрямую свяжу это с той вакханалией, которая происходит у нас на телевидении, транслирующем азбуку насилия, жестокости, садизма. Это идет у нас по официальным телеканалам - по первому каналу, по второму, по НТВ, а не только по каким-нибудь платным ночным. Конечно, нужно срочно что-то делать. Например, существует предложение об общественных советах на телевидении. Мне представляется, его нужно как можно скорее реализовать, законом вводить. А если он неэффективно будет работать, давайте добиваться его эффективности, давайте смотреть, что там нужно менять. Сидеть сложа руки и наблюдать, как наши государственные телеканалы разрушают основы нашего государства, - преступление.
Нам хватает, кстати, тех, кто на разных телеканалах пытается навязывать, подталкивая наш народ к утрате памяти об истоках великой русской культуры, те модели, которые противоречат в первую очередь православию, исламу и другим конфессиям, которые мы называем традиционными. И в связи с этим, конечно, надо начинать формировать и вводить именно законом такие общественные советы на телевидении. Пользуясь возможностью, еще раз хочу объяснить уважаемой мощной аудитории законодателей России, почему именно общественные советы. Потому, что, уверен, сегодня нужна именно нравственная, моральная цензура. Как только представители власти (будь то члены Совета Федерации, депутаты, представители министерства) начнут «регулировать» телевидение, мы тут же вернемся к цензуре, причем именно к политической цензуре. Это абсолютно точно будет. И в связи с этим нужны именно общественные советы, особенно если их члены будут людьми, хорошо известными в стране, людьми, которым доверяют и слово которых будет весомо и для телезрителей, и особенно для тех, кто формирует, как они обычно говорят, сетку вещания телеканала.
Возвращаясь к вопросу о насилии... Уверен, нам нужно срочно менять законодательство. Ведь это же безумие, когда осужденный за преступление против детей, во-первых, отбывает смехотворное по сроку наказание (очень часто даже условно), потом он выходит и, допустим, совершив преступление в городе N, просто переезжает в другой город. И никто не отслеживает, куда он переместился. Более того, люди, склонные к подобным преступлениям, еще устраиваются на работу в детские учреждения и нагло продолжают творить это зло. Считаю, что тех, кто поднял руку на святое, на честь, на жизнь ребенка, нужно осуждать на пожизненное заключение. Я принципиальный противник смертной казни, хотя иногда, честно говоря, хочется, когда слышишь или видишь эти душераздирающие истории, на некоторое время забыть про наш мораторий.
Представим себе, что за преступление против детей в Уголовном кодексе будет определена высшая мера наказания. И пусть вместо смертной казни будет пожизненное заключение без права помилования и амнистии когда бы то ни было, ни по какому поводу, чтобы преступник знал, что он до конца своих дней будет сидеть в каменном мешке и проклинать тот день, когда он посягнул на ребенка. И это нужно вводить немедленно, потому что у нас для преступников самое либеральное законодательство. А более чем в половине американских штатов (я не помню точную цифру) за насилие над ребенком - сразу электрический стул, причем даже если насилие не повлекло за собой смерть-все равно электрический стул, и без разговоров. Великобритания и другие страны ужесточили наказание. А мы? Еще раз повторю эту цифру: за четыре года - в 25 раз! Это прямое следствие безнаказанности. Преступники это прекрасно понимают. Более того, сколько этих мерзавцев и подонков со всего мира едут к нам, как в оазис! Потому что они прекрасно знают, что им, даже если они будут пойманы, ничего страшного не грозит, а лишь минимальное наказание. Надо, конечно, срочно это прекратить. Необходимо ввести в России (и мы с вами неоднократно об этом говорили) институт уполномоченного Российской Федерации по правам ребенка, необходимо вводить ювенальную юстицию.
Актуальной остается задача обеспечения семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Предлагаю увеличить размер пособия на детей в опекунских, приемных и пат-ронатных семьях до уровня затрат в государственных интернатных учреждениях для детей. Если государство на содержание ребенка, допустим, в детском доме, в интернате тратит определенные деньги, а мы ставим себе задачу, чтобы ни один российский ребенок не жил в детском доме, а жил в семье, ну так давайте эти деньги дадим семье, которая возьмет этого ребенка. И тогда она сможет нормально обеспечить ребенка материально, и будет совершенно другая картина.
Предлагаю также ввести семейную зарплату одному из супругов, воспитывающих трех и более несовершенно-летних детей. Более того, предлагаю засчитывать (то, что называется нестраховым периодом) в трудовой стаж время, которое один из родителей посвятит очень нужному делу - воспитанию будущего гражданина, патриота нашей страны.
Нужно восстановить специальные государственные награды за материнство, ввести награды за отцовство и большой вклад в дело воспитания детей и защиты их прав. Я уверен, что Василий Кузьмич Бочкарев будет говорить об этом. Только что он мне показал награды трех степеней Знака материнской доблести, которые сейчас введены в Пензенской области. Более того, к награде каждой степени прилагается денежная премия и сам знак. Уверен, что в ближайшем будущем мы установим это на федеральном уровне, потому что вы помните недавние слова
Дмитрия Анатольевича Медведева о необходимости либо возвращения ордена «Мать-героиня», либо установления какой-то новой формы поощрения, это нужно делать обязательно.
Конечно, для успешного проведения демографической семейной политики нужны политическая воля руководства страны (а она есть сегодня), а также концентрация значительных дополнительных финансовых ресурсов. Главное здесь - это усиление материальной подде ржки и морального поощрения многодетности.
Уважаемые коллеги! Дмитрий Анатольевич Медведев подчеркнул, что работа по проведению Года семьи будет проходить по сквозному принципу - и на федеральном уровне, и в регионах, и в муниципалитетах. Я полностью поддерживаю такой подход. Мы обязаны коренным образом улучшить взаимодействие всех уровней власти и институтов гражданского общества в деле обеспечения прав детей, поддержки семьи. Ведь этот мощный резерв семейной политики пока используется крайне слабо. Без изменения менталитета власти и гражданского общества в направлении повышения значения семейных ценностей ничего не получится. Федеральным и региональным властям следует более активно поддерживать все инициативы бизнеса, общественных организаций, средств массовой информации, программы социального служения конфессий, адресованные семьям и детям. Повсеместной практикой должно стать участие общественных организаций в реализации федеральных и региональных целевых программ, других проектов, посвященных семье и детям. Для нормальной семейной жизни необходим массовый переход к здоровому образу жизни, борьба с алкоголизмом, наркоманией, курением. Еще более важно повышать культурный и духовный потенциал семьи.
Масштаб проблем в области защиты нравственных и культурных ценностей требует, еще раз повторю и буду дальше развивать эту тему, создания общественного совета на телевидении. Надо в целом развернуть целенаправленную пропаганду семейных ценностей, готовить молодежь к браку и семейной жизни. Кстати, можно вспомнить об имеющемся хорошем опыте в разных регионах в разные периоды нашей истории, когда были даже специальные курсы на эту тему в образовательных учреждениях.
Пока еще очень мало делается бизнес-сообществом для семейных работников. Чаще всего в социальные пакеты включены программы медицинского обслуживания и семейного отдыха, что, безусловно, хорошо. Однако не менее важно участие бизнеса в программах профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Именно от этого зависят зарплата простых людей, социальная стабильность, уверенность в завтрашнем дне, желание создать и сохранить семью.
Сегодня мы с Василием Кузьмичом были на заводе «Тяжпром», и там как раз очень интересные схемы существуют. И привлечение, и закрепление молодежи на предприятии, в том числе именно получение новой специальности или повышение квалификации, - этот опыт тоже, я думаю, заслуживает самого пристального внимания.
Уважаемые коллеги! Я абсолютно убежден, что для реальных успехов в семейной политике главным является наиболее полный учет интересов и ожиданий самих российских семей. Нам необходим консенсус власти и всех институтов гражданского общества относительно мер этой политики. Государственный патернализм, который царит у нас еще с советских времен, для современных условий явно не подходит.
Инструменты организации диалога государства и общества по вопросам семейной и демографической политики хорошо известны. Важно везде внедрять их на практике. Прежде всего нужна общественная экспертиза наиболее значимых законопроектов в этой области, участие ученых и заинтересованных общественных организаций в рабочих группах по их подготовке. Необходимо проводить широкое и открытое обсуждение проблем семьи и детей в средствах массовой информации, а также на конференциях, «круглых столах» и так далее,
Следует обеспечить реальное право на контроль со стороны общественных организаций за деятельностью всех государственных учреждений социального обслужи-вания семьи и детей. Вот здесь остановлюсь... Буквально на следующий день после принятия закона об опеке и попечительстве я был в детском доме № 19 в Москве. Уникальный детский дом. Там числятся 138 детей, из которых 8 реально живут в детском доме, живут двумя семьями (по 4 ребенка), у них есть воспитатель - мама. Дети разного возраста. Они учатся там, сами готовят, сами ходят в магазин, то есть их учат жизни. 130 детей находятся в патронатных семьях. Причем в этих семьях осуществляется постоянный контроль со стороны психологов, если нужно, логопедов, если нужно, каких-то специалистов из этого детского дома. То есть детский дом по своей сути превращается в некое государственное учреждение по контролю за воспитанием, развитием детей, которые уже воспитываются в патронатных семьях. И этот опыт уникален.
Нашему профильному комитету дали поручение при принятии этого закона, и мы обязательно добьемся благодаря поправкам в этот закон, чтобы патронатные семьи нормально функционировали и им были бы обеспечены нормальные условия для такой очень важной, современной формы работы с детьми.
Надо обязательно проводить регулярные социологические опросы семей, чтобы точно знать их отношение к мерам государственной семейной политики. Вот я уже сказал, что, наверное, следует ожидать, что минимальное количество матерей направят свои деньги в накопительную часть пенсии. Нужно сейчас спросить матерей, как они сами планируют распорядиться этими средствами, по каким еще направлениям они считают необходимым получить разрешение от государства тратить материнский капитал.
В заключение, уважаемые коллеги, хочу напомнить замечательную поговорку: горе не с тем, кто в беду попал, а горе тому, кто духом пал. Нам духом падать нельзя. Я еще раз хочу подчеркнуть: политическая воля у руководства нашей страны для решения больнейших, очень долго накапливавшихся демографических проблем и проблем, связанных с развитием и укреплением российской семьи, есть. Нам, законодателям, нужно обеспечить нормативно-правовые условия для проведения в жизнь этой политической воли. Думаю, что совместными усилиями государства и общества мы справимся с любыми трудностями и проблемами.