Уважаемые участники парламентских слушаний!
Коллеги!
Сегодня нам предстоит обсудить пакет антикоррупционных законов, внесённых в Государственную Думу Президентом России. Кроме того, мы должны рассмотреть основные перспективы законодательного обеспечения Национального плана противодействия коррупции.
Как вы знаете, в антикоррупционный пакет входят 4 законопроекта. Основной из них – «О противодействии коррупции». Остальные три – вытекают из этого правового акта и связаны с ратификацией Российской Федерацией Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.
Безусловно, наша палата будет рассматривать антикоррупционный пакет в приоритетном порядке. Профильные комитеты и комиссии Совета Федерации уже работают над предложениями и замечаниями по внесенным законопроектам.
Мы будем и дальше тесно сотрудничать с нашими коллегами – депутатами в ходе всех трёх чтений.
Коллеги!
Несмотря на складывающуюся международную обстановку, последние события на Кавказе, глобальный финансовый кризис, Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев не ослабляет внимания к реализации Национального плана, проводит твёрдый и последовательный антикоррупционный курс. Считаю, что его решительные действия заслуживают бесспорного одобрения и поддержки в обществе.
В Национальном плане противодействия коррупции акцент сделан на самой острой на сегодняшний день причине мздоимства – избыточном государственном администрировании.
Вы знаете, что ещё до разработки этого комплексного, системного документа Президент России внёс в Госдуму пакет законопроектов, которые должны снизить административное давление на предпринимателей.
Речь, прежде всего, идёт:
о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора);
о замене лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности;
об исключении внепроцессуальных прав органов внутренних дел, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности.
Все эти законопроекты уже прошли первое чтение. Уверен, что их принятие снизит тяжесть административного пресса на малый и средний бизнес. Надеюсь, что одновременно повысится и ответственность предпринимателей за свою деятельность. Особенно это касается уплаты налогов в бюджеты различных уровней и выведение из «серых» и «чёрных» схем заработной платы сотрудников.
Не скрою, я удовлетворён тем, что многие предложения, высказанные мной и моими коллегами, нашли своё отражение в новом антикоррупционном пакете. Это, прежде всего, ужесточение уголовной и административной ответственности за коррупционные деяния; конфискация имущества коррупционеров, нажитого преступным путём (кстати, где бы оно ни находилось); декларирование доходов не только государственными и муниципальными служащими, но и членами их семей. Хотя по составу родственников я бы еще подумал.
Уважаемые коллеги!
Внесённый Президентом пакет антикоррупционных законопроектов необходимо рассматривать в общем контексте основных приоритетов государственной политики:
во-первых, как чёткое следование курсу системной борьбы с коррупцией, рассчитанному на длительную перспективу;
во-вторых, как серьёзную корректировку административной реформы в России;
в-третьих, как начало формирования целостной системы антикоррупционного законодательства на всех уровнях власти и управления.
Уверен, что совершенствование федерального законодательства о противодействии коррупции неминуемо стимулирует развитие законодательства субъектов Российской Федерации. Кроме того, в каждом регионе и муниципальном образовании должны быть приняты собственные правовые акты, планы и программы по борьбе с коррупцией. В результате мы должны сформировать единое антикоррупционное правовое пространство.
Считаю, что изменения и дополнения должны коснуться практически всех отраслей права, «точечным» принятием одного или нескольких законов проблему не решить.
Так, в частности, законопроект «О противодействии коррупции» определил общественный и парламентский контроль в качестве мер по профилактике коррупции. Однако он не предусматривает правовых механизмов реализации этой нормы. То же можно сказать и в отношении:
методики проведения антикоррупционной экспертизы действующих законов и принимаемых законопроектов;
мер по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению населения.
В нашем законодательстве не предусмотрен институт парламентского расследования коррупционных проявлений в системе государственной власти.
Среди перспективных задач законодательного обеспечения противодействия коррупции вижу разработку следующих законопроектов:
«Об обеспечении доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления»;
«О порядке принятия федеральных конституционных и федеральных законов в Российской Федерации»;
«Об общественном контроле в Российской Федерации»;
«О системе государственного контроля в Российской Федерации».
Считаю, что антикоррупционные законы должны быть законами прямого действия.
Уверен, что многие «отсылочные» положения, имеющиеся сейчас в федеральном законодательстве, могли бы быть урегулированы этими же законами.
Не зря говорил Вольтер: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». От себя добавлю: а не от субъективной воли администратора или работодателя.
Уважаемые коллеги!
Нам предстоит разработать антикоррупционные стандарты поведения государственных и муниципальных служащих. Ведь чиновник чиновнику – рознь. Несправедливо и вредно огульно обвинять всех служащих в казнокрадстве и мздоимстве. Наряду с запретами и ограничениями нужны продуманные стимулы и мотивации для антикоррупционного поведения чиновников.
«Метод кнута и пряника», как бы мы ни относились к этой аксиоме, которая восходит ещё к Никколо Макиавелли, воистину бессмертен. В качестве этого самого «пряника» речь может идти о достойной заработной плате, стабильном социальном пакете и гарантированном пенсионном обеспечении для всех категорий государственных и муниципальных служащих.
Особенно важно провести такие преобразования в наиболее коррупционно ёмких сферах жизнедеятельности общества – в системах государственного и муниципального управления, в образовании, здравоохранении, жилищно-коммунальном хозяйстве, в судебной и правоохранительной системах.
Главное при этом – соблюсти баланс между запретительными и поощрительными нормами.
Уважаемые участники парламентских слушаний!
Безусловно, причины столь высокого уровня коррупции в нашей стране кроются не только в избыточном государственном администрировании. Они – результат стремительного перехода к новой социально-экономической реальности и политической системе. Эти процессы оказали негативное воздействие и на общественные моральные установки.
Кроме того, существующие законодательные пробелы, правовые коллизии, запутанность правовых норм, множество подзаконных актов, допускающих произвольное толкование, – также на руку коррупционерам.
В том числе и поэтому России нужна долгосрочная линия антикоррупционных мер, включающая как государственные приоритеты, так и активность во всех сферах жизнедеятельности общества.
Только ежедневной, настойчивой, кропотливой профилактической работой можно победить коррупцию. Эффективность борьбы с ней во многом зависит и от организации нашей парламентской деятельности.
19 сентября на 229-м заседании Совета Федерации на пост заместителя Председателя Совета Федерации был избран Юрий Леонидович Воробьев, представляющий в нашей палате Вологодскую область. В качестве вице-спикера он будет курировать все вопросы, связанные с законодательным обеспечением противодействия коррупции.
Уважаемые коллеги!
Тема парламентских слушаний так же многогранна, как и само явление коррупции. Поэтому я надеюсь, что выработанные сегодня на столь представительном собрании рекомендации учтут все конструктивные предложения, помогут сделать наше антикоррупционное законодательство более действенным.
Спасибо за внимание.