МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Выступление на парламентских слушаниях по теме "О законодательном обеспечении реализации Национального плана противодействия коррупции" 17 октября 2008 года (г.Москва)

17 октября 2008

Уважаемые участники парламентских слушаний!

Коллеги!

Сегодня нам предстоит обсудить пакет антикоррупционных законов, внесённых в Государственную Думу Президентом России. Кроме того, мы должны рассмотреть основные перспективы законодательного обеспечения Национального плана противодействия коррупции.

Как вы знаете, в антикоррупционный пакет входят 4 законопроекта. Основной из них – «О противодействии коррупции». Остальные три – вытекают из этого правового акта и связаны с ратификацией Российской Федерацией Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

Безусловно, наша палата будет рассматривать антикоррупционный пакет в приоритетном порядке. Профильные комитеты и комиссии Совета Федерации уже работают над предложениями и замечаниями по внесенным законопроектам.

Мы будем и дальше тесно сотрудничать с  нашими коллегами – депутатами в ходе всех трёх чтений.

Коллеги!

Несмотря на складывающуюся международную обстановку, последние события на Кавказе, глобальный финансовый кризис, Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев не ослабляет внимания к реализации Национального плана, проводит твёрдый и последовательный антикоррупционный курс. Считаю, что его решительные действия заслуживают бесспорного одобрения и поддержки в обществе.

В Национальном плане противодействия коррупции  акцент сделан на самой острой на сегодняшний день причине мздоимства – избыточном государственном администрировании. 

Вы знаете, что ещё до разработки этого комплексного, системного документа Президент России внёс в Госдуму пакет законопроектов, которые должны снизить административное давление на предпринимателей.

Речь, прежде всего, идёт:

о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора);

о замене лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности;

об исключении внепроцессуальных прав органов внутренних дел, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности. 

Все эти законопроекты уже прошли первое чтение. Уверен, что их принятие снизит тяжесть административного пресса на малый и средний бизнес. Надеюсь, что одновременно повысится и ответственность предпринимателей за свою деятельность. Особенно это касается уплаты налогов в бюджеты различных уровней и выведение из «серых» и «чёрных» схем заработной платы сотрудников.

Не скрою, я удовлетворён тем, что многие предложения, высказанные мной и моими коллегами, нашли своё отражение в новом антикоррупционном пакете. Это, прежде всего, ужесточение уголовной и административной ответственности за коррупционные деяния; конфискация имущества коррупционеров, нажитого преступным путём  (кстати, где бы оно ни находилось); декларирование доходов не только государственными и муниципальными служащими, но и членами их семей. Хотя по составу родственников я бы еще подумал.

Уважаемые коллеги!

Внесённый Президентом пакет антикоррупционных законопроектов необходимо рассматривать в общем контексте основных приоритетов государственной политики:

во-первых, как чёткое следование курсу системной борьбы с коррупцией, рассчитанному на длительную перспективу;

во-вторых, как серьёзную корректировку административной реформы в России;

в-третьих, как начало формирования целостной системы антикоррупционного законодательства на всех уровнях власти и управления.

Уверен, что совершенствование федерального законодательства о противодействии коррупции неминуемо стимулирует развитие законодательства субъектов Российской Федерации. Кроме того, в каждом регионе  и муниципальном образовании должны быть приняты собственные правовые акты, планы и программы по борьбе с коррупцией. В результате мы должны сформировать единое антикоррупционное правовое пространство.

Считаю, что изменения и дополнения должны коснуться  практически всех отраслей права, «точечным» принятием одного или нескольких законов проблему не решить. 

Так, в частности, законопроект «О противодействии коррупции» определил общественный и парламентский контроль в качестве мер по профилактике коррупции. Однако он не предусматривает правовых механизмов реализации этой нормы.  То же можно сказать и в отношении:

методики проведения антикоррупционной экспертизы действующих законов и принимаемых законопроектов;

мер по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению населения.

В нашем законодательстве не предусмотрен институт парламентского расследования коррупционных проявлений в системе государственной власти.

Среди перспективных задач законодательного обеспечения противодействия коррупции вижу разработку следующих законопроектов:

«Об обеспечении доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления»;

«О порядке принятия федеральных конституционных и федеральных законов в Российской Федерации»;

 «Об общественном контроле в Российской Федерации»;

«О системе государственного контроля в Российской Федерации».

Считаю, что антикоррупционные законы должны быть законами прямого действия.

Уверен, что многие «отсылочные» положения, имеющиеся сейчас в федеральном законодательстве, могли бы быть урегулированы этими же законами.

Не зря говорил Вольтер: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». От себя добавлю: а не от субъективной воли администратора или работодателя.

Уважаемые коллеги!

Нам предстоит разработать антикоррупционные стандарты поведения государственных и муниципальных служащих. Ведь чиновник чиновнику – рознь. Несправедливо и вредно огульно обвинять всех служащих в казнокрадстве и мздоимстве. Наряду с запретами и ограничениями нужны продуманные стимулы и мотивации для антикоррупционного поведения чиновников.

«Метод кнута и пряника», как бы мы ни относились к этой аксиоме, которая восходит ещё к Никколо Макиавелли, воистину бессмертен. В качестве этого самого «пряника» речь может идти о достойной заработной плате, стабильном социальном пакете и гарантированном пенсионном обеспечении для всех категорий государственных и муниципальных служащих.

Особенно важно провести  такие преобразования в наиболее коррупционно ёмких сферах жизнедеятельности общества – в системах государственного и муниципального управления, в образовании, здравоохранении, жилищно-коммунальном хозяйстве, в судебной и правоохранительной системах.

Главное при этом – соблюсти баланс между запретительными и поощрительными нормами.

Уважаемые участники парламентских слушаний!

Безусловно, причины столь высокого уровня коррупции в нашей стране кроются не только в избыточном государственном администрировании. Они – результат стремительного перехода к новой социально-экономической реальности и политической системе. Эти процессы оказали негативное воздействие  и на общественные моральные установки. 

Кроме того, существующие законодательные пробелы, правовые коллизии, запутанность правовых норм, множество подзаконных актов, допускающих произвольное толкование, – также на руку коррупционерам.

В том числе и поэтому России нужна долгосрочная линия антикоррупционных мер, включающая как государственные приоритеты, так и активность во всех сферах жизнедеятельности общества.

Только ежедневной, настойчивой, кропотливой профилактической работой можно победить коррупцию. Эффективность борьбы с ней во многом зависит и от организации нашей парламентской деятельности.

19 сентября на 229-м заседании Совета Федерации на пост заместителя Председателя Совета Федерации был избран Юрий Леонидович Воробьев, представляющий в нашей палате Вологодскую область. В качестве вице-спикера он будет курировать все вопросы, связанные с законодательным обеспечением противодействия коррупции.

Уважаемые коллеги!

Тема парламентских слушаний так же многогранна, как и само явление коррупции. Поэтому я надеюсь, что выработанные сегодня на столь представительном собрании рекомендации учтут все конструктивные предложения, помогут сделать наше антикоррупционное законодательство более действенным.

Спасибо за внимание.

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International