Уважаемые коллеги!
Сегодня мы собрались для того, чтобы обсудить состояние и перспективы реализации реформы местного самоуправления в России.
Принципиальный подход к проблеме прост: власть должна быть ближе к людям. Они сами должны решать свои проблемы на местах, а долг государства – помочь им в этом. Как недавно отметил Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев: «Открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху – вот что есть суть местного самоуправления сегодня в России».
Эта актуальная тема приобрела в нынешнем году особую остроту. Всего два месяца остается до вступления в силу «131-го» Закона в полном объеме. Откладывать его дальше было просто нельзя, не было на то ни причин, ни оправданий. С Нового года около 25 тысяч муниципальных образований должны начать работать «на законных основаниях».
Проблемы законодательного обеспечения и мониторинга правоприменительной практики в сфере местного самоуправления постоянно находятся в фокусе внимания органов власти разных уровней. Во всех федеральных округах прошли совещания, посвященные готовности субъектов Федерации к вступлению в силу «131-го» Закона. Они показали, что в этой сфере сделано уже немало. За прошедшее с начала муниципальной реформы время созданы и преобразованы тысячи муниципальных образований. Установлены и закреплены их границы, разработаны уставы. Проведены выборы в представительные органы местного самоуправления. Совсем недавно – 12 октября, в единый день голосования, состоялось почти 6 тысяч таких выборов в 65 регионах страны. Приняты законы субъектов Федерации, наделяющие органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с предоставлением субвенций на их исполнение. Одобрены нормативные акты о межбюджетных отношениях, программы государственной поддержки развития муниципальных образований.
Однако и нерешенных вопросов осталось еще много. Перечислю лишь некоторые из них. Один из наиболее актуальных – это вопрос об определении круга полномочий муниципальных образований. Он расширяется, а ресурсов все еще маловато! Не закреплен федеральным законом и минимальный перечень вопросов местного значения, которые не могут быть переданы на вышестоящий – районный – уровень.
Другая злободневная местная проблема – это нехватка муниципальных финансов. Местные налоги не позволяют обеспечить даже минимальную самостоятельность местных бюджетов, не говоря уже об инновациях и инвестициях. Задачи поиска адекватных источников финансирования особенно остро стоят для таких полномочий органов местного самоуправления, как обеспечение граждан муниципальным жильем, строительство и эксплуатация коммунальной и дорожной инфраструктуры.
Ряд регионов – к сожалению, далеко не все – дальновидно принял специальные решения о перераспределении своих региональных налоговых поступлений. Речь идет о том, к чему ровно год назад на Общероссийском собрании советов муниципальных образований субъектов Федерации призвал Владимир Владимирович Путин, - о передаче местным бюджетам части налога на прибыль.
Одновременно многие регионы передают муниципалитетам долю акцизов на спирт и алкогольную продукцию, часть единого сельскохозяйственного налога, других налогов. Это создает дополнительные стимулы к расширению собственной налоговой базы. Как правило, в результате местные бюджеты преодолевают своеобразный критический рубеж – когда собственные налоговые поступления составляют более 50-ти процентов их доходов.
Требуется корректировка законодательных норм и в части пополнения неналоговых доходов - тех, что местные бюджеты получают от муниципальных предприятий. Пока, кстати, они дают больше средств, чем собственная налоговая база. В этой связи особенно важно сделать перечень категорий «разрешенного» муниципального имущества в «131-м» Законе открытым, как это определил Конституционный Суд.
Велики еще трудности с разграничением собственности между уровнями публичной власти.
Во многих муниципалитетах не решены процедурные вопросы регистрации прав собственности, создания реестров муниципального имущества. Власть на местах зачастую просто не имеет информации о владельцах недвижимости. Оформить должным образом и в разумные сроки нужные документы сегодня практически невозможно! Отсутствует механизм контроля за пользованием землей со стороны муниципальных органов.
Не решены пока и проблемы, касающиеся наделения местных органов полномочиями по регистрации граждан - и это далеко не второстепенный вопрос, он касается практически всех граждан страны.
До завершения переходного периода нужно еще разработать и принять значительное количество нормативных правовых актов всех уровней, обеспечивающих реализацию «131-го» Закона.
Назрела необходимость в принятии федерального закона, регулирующего особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения.
С 1 января 2009 года вступит в силу недавно принятый закон о повышении с 1 января минимального размера оплаты труда почти в два раза. Абсолютно правильный и нужный нашим гражданами закон. К сожалению, на сегодняшний день далеко не во всех бюджетах есть средства для его исполнения.
Я озвучил только небольшой круг вопросов, требующих первоочередного решения. Не сомневаюсь, что обозначенные мной проблемы будут дополнены в выступлениях моих коллег.
Многие из этих проблем могут быть решены только законодательным путем. Призываю при этом к осторожности - единовременное принятие сотен законов либо огромного количества разрозненных поправок в законодательные акты способно не только дестабилизировать правоприменительную практику, но и выхолостить сам смысл реформы местного самоуправления.
Уважаемые коллеги! Совет законодателей всегда находился в фарватере общественного обсуждения самых актуальных проблем государственного строительства. В его стенах всегда вырабатывались ценные практические рекомендации по совершенствованию законодательства. Поэтому хочу пожелать участникам заседания конструктивной и плодотворной работы. Надеюсь, ее результатом станут конкретные предложения по системному улучшению региональной практики в сфере местного самоуправления.
Благодарю за внимание.