Тема "О роли малого и среднего предпринимательства в организации муниципальной промышленности и рынка бытовых услуг населению"
Уважаемые коллеги!
Сегодня мы проводим восемнадцатое заседание нашего Совета. Согласно повестке, речь пойдёт о роли малого и среднего бизнеса в организации муниципальной промышленности и рынка бытовых услуг населению.
Вопрос развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране сегодня актуален как никогда.
В своём Послании Федеральному Собранию Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев уделил ему особое внимание.
Как одну из основных ценностей нашего общества, закрепленных в Конституции России, он назвал экономическую и предпринимательскую свободу. Это залог успеха формирования в стране среднего класса и становления инновационной экономики.
Особая роль в развитии малого и среднего бизнеса отводится местным органам власти. Именно они должны максимально оперативно реагировать на проблемы, с которыми предприниматели сталкиваются в реальной жизни.
Уважаемые коллеги!
Хотел бы особо подчеркнуть, что главной задачей, которую государство и бизнес должны решать сегодня сообща, является обеспечение высокого уровня и качества жизни человека.
Одним из основных элементов, на которых базируется понятие «качество жизни», является удовлетворение повседневных потребностей населения.
Людям элементарно должны быть доступны парикмахерские, прачечные, ремонтные мастерские и другие предприятия обслуживания. Их успешная работа является залогом социальной и экономической стабильности любого города или посёлка. Это сфера деятельности именно малого и среднего бизнеса.
Особое внимание следует уделить развитию малого и среднего предпринимательства в образовании, здравоохранении, строительстве, сельском хозяйстве.
В этих сферах малый и средний бизнес имеет большие перспективы. Нужно только создать для его развития необходимые условия.
Стратегическим направлением должна стать организация малых и средних предприятий, работающих на местном сырье и использующих местные трудовые ресурсы.
Отдельно нужно сказать об услугах ЖКХ. Наличие достойных жилищных условий, как известно, – один из основополагающих факторов нормального быта и семейного благополучия каждого человека. Не даром говорится: «Мой дом – моя крепость».
Качество услуг ЖКХ в России по-прежнему оставляет желать лучшего. Неадекватна и тарифная политика. Аббревиатура «ЖКХ» в народе недаром расшифровывается – «живите, как хотите». Это во многом отражает реальное положение дел.
Убеждён, что единственным выходом является создание в сфере ЖКХ конкуренции путём предоставления потребителю возможности выбора поставщиков услуг. Предприятия малого и среднего бизнеса должны быть широко задействованы в жилищно-коммунальной сфере. Только так можно преодолеть нынешний диктат монополистов-коммунальщиков.
Кроме того, малый и средний бизнес способен привлечь в ЖКХ значительные объёмы инвестиций.
Что же мешает сегодня развитию малого и среднего предпринимательства на местах?
Основными проблемами по-прежнему остаются административное давление, недоступность кредитно-финансовых ресурсов, сложности с предоставлением земли и объектов недвижимости.
Малые предприятия не встроены сегодня в производственные цепочки крупных предприятий. Это тормозит процесс их интеграции в главные отрасли отечественной экономики.
Необходимо создавать условия, при которых промышленные предприятия более активно вовлекали бы в свою деятельность малые и средние предприятия.
Несовершенно и налоговое законодательство.
Налоговая нагрузка на малый и средний бизнес в России остаётся высокой.
Кроме того, нынешней налоговой системе присущи нестабильность, сложность, неоднозначность нормативной базы и процедур налогообложения.
Серьёзной проблемой является то, что муниципальные органы власти не имеют сегодня мощного финансового стимула для развития малого и среднего бизнеса на местах. Таким стимулом могут и должны стать налоговые поступления от деятельности малых и средних предприятий.
Как вы знаете, в настоящее время основными налогами, которые поступают от малого и среднего бизнеса в местные бюджеты, являются единый налог на вменённый доход и налог, уплачиваемый по упрощённой системе налогообложения.
Однако эти налоговые режимы распространяются лишь на небольшую часть субъектов малого и среднего бизнеса.
Остальные платят по общей схеме, когда налоги, в основном, уходят на региональный и федеральный уровни.
Проблема во многом заключается в том, что налоговое законодательство не разделяет налоговые поступления от малого и среднего предпринимательства и налоговые выплаты других предприятий.
Необходимо подумать над тем, как на законодательном уровне решить эту проблему. Определенные подходы к ее решению дает Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором закрепляются критерии отнесения предприятий к категориям малых, средних и микропредприятий.
Считаю, что данная мера позволит существенно упростить распределение долей данных налоговых поступлений между всеми бюджетными уровнями. Причём, безусловный приоритет должен быть отдан муниципальным образованиям.
Большое значение для развития малого и среднего предпринимательства имеет государственный заказ.
Следует признать, что сегодня сама система госзаказа у нас несовершенна, да и объёмы закупок пока недостаточны.
Кроме того, существуют явные недоработки в законодательстве, регулирующем государственные и муниципальные закупки.
Как вы знаете, с принятием уже упомянутого мною Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в законодательство впервые введены понятия средних и микропредприятий.
В то же время Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» обязывает государственных заказчиков производить закупки только у субъектов малого предпринимательства. При этом закон не распространяется на субъекты среднего предпринимательства и микропредприятия.
Эту законодательную недоработку необходимо устранить.
Уважаемые коллеги!
Я коснулся лишь небольшой части проблем, связанных с развитием малого и среднего предпринимательства. Есть и другие, не менее важные.
Так, малый и средний бизнес начинает вытесняться с рынка крупными сетевыми структурами.
И если в провинции в сфере услуг ещё преобладают малые предприятия, то в больших городах их численность постепенно сокращается.
Быть парикмахером, портным или сапожником у нас стало совсем не престижно. А ведь всё это очень нужные и важные для общества профессии. Более того, предприниматели, способные поднять эти сферы, не идут в них, поскольку знают, что им попросту не дадут спокойно работать.
Это серьёзная проблема. Думаю, что без помощи государства малые предприятия могут окончательно захлебнуться в океане крупного бизнеса. А от этого проиграют все.
Полагаю, что рассмотрению этого вопроса сегодня мы должны уделить самое серьёзное внимание.
Уважаемые коллеги!
Как вы знаете, с 1 января 2009 года в полной мере вступает в силу Федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Процесс разделения полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями управления вступает в заключительный этап.
Если нам не удастся изменить отношение местных органов власти к малому и среднему бизнесу, то, безусловно, возникнут трудности с наполнением муниципальных бюджетов. В результате эффективность власти на местах, от деятельности которой во многом зависит качество жизни людей, будет недостаточной.
С другой стороны, я уверен, что отечественный малый и средний бизнес располагает огромным потенциалом. Этот потенциал может и должен быть в полной мере задействован и направлен на всестороннее служение обществу.
Полагаю, что именно это и будет темой нашего обсуждения.
Итак, переходим непосредственно к докладам и выступлениям.