Уважаемые коллеги!
Я рад вновь быть в родных стенах Мариинского дворца, в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга. К сожалению, получилось так, что последний раз я у вас был с отчетом 24 сентября. Почти три месяца прошло, но было очень много мероприятий в Петербурге, международных конференций, они как раз попадали на среду, я принимал в них участие, был в родном городе, но не мог принять участие в ваших пленарных заседаниях. Поэтому, коллеги, может быть, несколько отчет будет более пространный, чем обычно, но прошу вас набраться терпения, я постараюсь все-таки коротко, что называется пунктирно, а потом с удовольствием, как всегда, отвечу на любые ваши вопросы.
Уважаемые коллеги, вы знаете, что буквально вчера Совет Федерации рассмотрел итоги рассмотрения законов о поправках к Конституции, которые рассматривались в законодательных органах власти субъектов Российской Федерации. Мы приняли специальные два постановления по двум законам и зафиксировали, что все 83 законодательных органа власти всех 83 субъектов Российской Федерации одобрили эти поправки к Конституции. Позавчера, в понедельник, я направил эти два постановления Президенту Российской Федерации, и, в соответствии с Законом о порядке внесения изменений в Конституцию Российской Федерации, через семь дней я направляю уже одобренные всеми законы о поправке к Конституции Президенту Российской Федерации, для того чтобы он подписал и потом опубликовал.
Пользуясь возможностью, хочу поблагодарить вас, моих коллег, депутатов Законодательного Собрания, за поддержку этих двух законопроектов.
Также, уважаемые коллеги, на позавчерашнем заседании мы рассмотрели пакет так называемых антикоррупционных законов. Вы знаете, что процесс пошел. Мы, кстати, с вами как раз 24 сентября очень подробно говорили о необходимости этих законов. Я помню, и на прошлых наших встречах вы ставили вопрос о возможности и необходимости принятия своего, регионального закона о противодействии коррупции, и я просил вас дождаться федерального закона, а потом уже, на базе его, формировать свой. И в этой связи я уверен, что в ближайшем будущем Президент подпишет этот пакет антикоррупционных законов, они вступят в силу, и тогда вы сможете приступать к рассмотрению своих законов.
Я не буду подробно останавливаться, я думаю, вы все знаете о тех нормах, которые введены. Я считаю, что здесь как раз более чем уместно сказать, что нет предела совершенству. Я считаю, что это начало законодательного обеспечения противодействия коррупции. Мы будем внимательно мониторить и отслеживать правоприменительную практику. Уверен, что эти законы потребуют внесения в свое время дополнительных поправок, не скрою, с моей точки зрения, для ужесточения ситуации и возможностей гражданского общества и государства противодействовать коррупции.
Также, уважаемые коллеги, я хотел бы обратить ваше внимание в рамках принятых антикоррупционных законов на то, что могут быть привлечены к ответственности не только физические лица, а и юридические лица. Я просил бы обратить ваше внимание именно на эту новеллу, в том числе, когда вы будете готовить свои региональные законы или закон о противодействии коррупции.
Далее, уважаемые коллеги, говоря о тех законах, которые мы принимали за осеннюю сессию, конечно, я не могу не сказать о пакете так называемых антикризисных законов.
Они касаются и наведения порядка, и меньших пагубных воздействий на нашу финансовую систему, на банковскую систему. Были приняты своевременные решения по облегчению деятельности наших промышленных предприятий. Но в данном случае, учитывая, что главная наша забота – это благосостояние наших граждан, россиян, я хотел бы обратить внимание на закон, который касается вкладчиков, тех наших граждан, у кого имеются вклады в банках российских. Я имею в виду закон, который повысил размер страхового возмещения гражданам с 400 тысяч рублей до 700 тысяч рублей. Я думаю, что это, конечно, было сделано очень своевременно.
Также хотел бы обратить ваше внимание на то, что 26 ноября мы одобрили федеральный закон «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ». Мы этим законом увеличили общий размер имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, предоставляемый в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них. Причем эта сумма увеличена с 1 миллиона рублей до 2 миллионов рублей. И самое главное, я хотел бы обратить ваше внимание на то, что этот закон распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года, то есть задним числом на весь календарный, уже завершающийся 2008 год, вот эти налоговые вычеты в сумме 2 миллионов рублей из подоходного налога могут быть сделаны.
Также хотел бы обратить ваше внимание на Федеральный закон, который мы одобрили, «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и отдельные законодательные акты РФ», который установил, что до 31 декабря 2009 года включительно Фонд вправе предоставлять любому субъекту Российской Федерации финансовую поддержку за счет своих средств в размере 50 миллиардов рублей на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Я думаю, что вам как законодателям нашего города нужно иметь это в виду. И вместе с Губернатором Санкт-Петербурга я думаю, что наш город вправе рассчитывать в 2009 году на такую субвенцию, на такие деньги из этого фонда для нашего города для расселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Также я считаю, что для нашего города очень важен закон, мы с вами много на эту тему говорили, много раз выходила с инициативой наш Губернатор, вы сами этот вопрос ставили – речь идет о Федеральном законе «О внесении изменения в статью 25.1.1 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», который установил, что Правительство РФ определяет перечень портов, через которые допускается въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки. При этом указанные иностранные граждане могут находиться на территории Российской Федерации в течение 72 часов без виз. Мы знаем, что это как раз для нашего города, для туристического бизнеса очень важная поправка.
Я, конечно, не могу не упомянуть Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан», который увеличил на 2009 год базовые части трудовых пенсий. Эти повышения будут, как вы знаете, с 1 марта 2009 года и с 1 декабря 2009 года. Также увеличены ежемесячные денежные выплаты различным категориям граждан, в частности гражданам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Героям Советского Союза, Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы; отдельным категориям ветеранов; инвалидам.
Также я хотел обратить ваше внимание на одобренный Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», который установил, что средства материнского капитала могут направляться на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечным кредитам, предоставленным гражданам вплоть до 31 декабря 2010 года включительно, независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.
Не могу не упомянуть, хотя это уже вопрос из другой сферы, но он очень важный политический, международный вопрос. Конечно, я не могу не упомянуть о ратификации международных договоров о ратификации договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия и между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия;
Уважаемые коллеги, также хочу обратить ваше внимание, я уже перехожу к другим мероприятиям или другим фактам, которые свидетельствуют о нашей работе, о моей личной работе в Совете Федерации, и в этой связи хотел бы упомянуть о том, что 12 ноября этого года на заседании нашей палаты мы образовали новую комиссию – Комиссию Совета Федерации по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения, и председателем указанной комиссии стал известный всем нам человек выдающийся хоккеист Вячеслав Фетисов. Мотивация совершенно очевидна, мы готовимся к проведению в 2014 году Зимней Олимпиады в Сочи, и мы решили, что с учетом необходимости развития спорта и физической культуры в нашей стране необходима отдельная профильная комиссия, которая будет заниматься именно этими вопросами.
Коллеги, я хочу напомнить, что 5 ноября Президент Российской Федерации обратился с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию РФ. Там были высказаны многие новые идеи, новые предложения. Только что я вам доложил об итогах рассмотрения Закона о поправках к Конституции. Но также я хотел бы обратить ваше внимание на то, что касается напрямую нашей с вами работы совместной. Речь идет о большем учете в законодательной деятельности Федерального Собрания субъектов законодательной инициативы от законодательных органов власти. Президент обратился к нам и дал прямое поручение Совету Федерации разработать такие предложения. Сейчас я хотел бы коротко доложить примерные алгоритмы, которые я уже изложил Президенту, получил принципиальное одобрение, теперь мы работаем уже над непосредственно законом.
Как мне видится эта работа? Почему эта тема возникла, мы все с вами знаем. Не более 5 процентов законодательных инициатив законодательных органов власти субъектов Российской Федерации сегодня становится законами. 95 – идет в корзину в Государственной Думе, многие даже просто не доходят до первого чтения, а на уровне комитетов отклоняются по самым разным основаниям.
Что мы предлагаем? Вы знаете, что активно работает уже шесть лет Совет законодателей, куда по должности входят председатели законодательных органов власти субъектов Федерации. Вадим Альбертович является членом Совета законодателей. Мы планируем через этот орган, создавая специальные группы, по отраслям права фиксировать и отслеживать все законодательные инициативы, которые уже внесены на сегодняшний день, которые вносятся или будут вноситься. Будем вычленять самые приоритетные, будем объединять, потому что очень часто инициативы от разных субъектов идут к одному и тому же закону, по одной и той же теме. Будем выстраивать некую иерархию именно приоритетности, как я уже сказал, по отдельным отраслям права. И самые мощные, самые позитивные, самые необходимые для улучшения жизни наших граждан и социально-экономического развития нашей страны будем оформлять как законодательную инициативу Совета Федерации со специальной пометкой, что это законодательная инициатива Совета Федерации основана на законодательной инициативе либо законодательных инициативах законодательных органов власти субъекта Федерации.
Есть договоренность с Государственной Думой, что она внесет поправку в свой Регламент, где будет отмечено, что такие инициативы будут рассматриваться Государственной Думой в приоритетном порядке.
Вот тот алгоритм, который предлагается, и я хотел бы обратить ваше внимание, что мы сейчас готовим соответствующую законодательную инициативу. И в этой связи, если у вас будут какие-то идеи, предложения в развитие этого алгоритма, с удовольствием я их восприму.
Также хотел бы обратить внимание, что к этой работе мы будем подключать Центр мониторинга права, который сейчас создан в Совета Федерации, который работает над ежегодным докладом о состоянии российского законодательства. Постоянно работая с законодательными органами власти субъектов Федерации, также этот центр будет участвовать в этой работе.
Уважаемые коллеги, о некоторых других событиях, которые прошли с моим участием в Совете Федерации.
28 октября 2008 года состоялось очередное заседание Совета законодателей на тему «О состоянии и перспективах реализации реформы местного самоуправления в Российской Федерации». Я напомню, и вы это прекрасно знаете, что с 1 января 2009 года в полную силу на всей территории Российской Федерации вступает в силу 131-й Федеральный закон о местном самоуправлении в Российской Федерации.
Вы знаете, что там есть вопросы по разграничению полномочий и собственности. Эти вопросы в рабочем порядке будут завершаться, но мы внимательно будем их отслеживать. И на этом заседании Совета законодателей были подготовлены рекомендации и в адрес Правительства, и в адрес муниципальных образований, и в адрес региональной власти.
Также, уважаемые коллеги, хотел бы рассказать о своих поездках за этот период.
С 29 по 30 сентября я посетил Сахалинскую область.
Потом у меня были поездки в Вологодскую, Иркутскую, Кемеровскую области и Забайкальский край.
12 октября я был в Казахстане, на Байконуре, где принимал участие в запуске космического корабля с российским и американским экипажем на борту.;
6 ноября я посетил Тамбовскую область.
11 ноября состоялось заседание Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации на тему «О роли малого и среднего предпринимательства в организации муниципальной промышленности и рынка бытовых услуг населению». Думаю, что в свете тех негативных процессов, с которыми мы сталкиваемся в связи с финансовым кризисом, конечно, реальное развитие и помощь малому бизнесу, который может создавать новые рабочие места, самое главное – вовлекать и предоставлять качественную, но недорогую услугу и в сфере бытовых услуг, и в сфере производства тех или иных товаров, я считаю, сейчас более чем актуально, и мы своевременно подготовили очень, на мой взгляд, неплохие рекомендации.
14 ноября прошло заседание Координационного Совета по социальной стратегии при Председателе Совета Федерации на тему «Защита детей в Европе и России»
20 ноября прошло заседание этого же совета, на котором мы обсудили итоги проведения Года Семьи в России.
В этот же день я провел специальное большое совещание, которое имело большой резонанс. Речь шла об итогах эксперимента о введении единого государственного экзамена. Мы пригласили всех заинтересованных лиц, включая Министерство образования и науки, общественность, Академию образования, Российскую академию наук, педагогов, самый широкий был спектр присутствующих, была очень бурная дискуссия. Принято решение. Мы создадим, и я уже буквально на днях подписываю распоряжение, независимую комиссию с участием и представителей Министерства, которое займется все-таки анализом и действительно подведет итоги эксперимента, потому что до сих пор никто не может внятно сказать, каковы же итоги эксперимента, который проводился в течение нескольких лет. А уже закон вступает в силу, и с 2009 год единый государственный экзамен становится обязательным, а итоги не очевидны, это мягко говоря.
С 12 по 15 ноября здесь, в Санкт-Петербурге, я принимал своих коллег по Ассоциации европейских сенатов. Здесь прошло пленарное заседание, посвященное 15-летию Совета Федерации.
21 ноября прошел большой Научно-экспертный совет при Председателе Совета Федерации на тему «Дальневосточный регион в социально-политическом пространстве России: проблемы и пути их решения».
24 ноября здесь, в Петербурге, в Таврическом дворце, в штаб-квартире Межпарламентской Ассамблеи прошла крупная Международная конференция по вопросам международного гуманитарного права, посвященная 140-й годовщине принятия Санкт-Петербургской декларации 1868 года.
Вы наверняка видели и слышали: в работе конференции принял участие Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, вступил с очень интересным докладом.
Всего в конференции участвовали парламентские и правительственные делегации из 36 стран, и по итогам была принята декларация.
На следующий день, 25 ноября прошло пленарное заседание Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, председателем которой я имею честь быть. Там были рассмотрены 14 модельных законов.
На этом заседании мы приняли специальную декларацию «О принципах международного наблюдения за выборами и референдумами в государствах-участниках СНГ». Должен сказать, что таких принципов в Европе на сегодняшний день не разработано. Мы здесь идем впереди. И я думаю, что этот документ будет играть очень важную роль не только на пространстве СНГ. Мы с удовольствием приглашенным нашим коллегам из европейских организаций передали этот документ в надежде, что они, возможно, примут некий аналогичный документ, либо мы будем думать над каким-то совместным документом в этой сфере.
3 декабря состоялось заседание Совета по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации на тему «Социальная адаптация и реабилитация детей инвалидов».
5 декабря прошло заседание Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации на тему «О состоянии отечественных музеев - заповедников и законодательном регулировании их деятельности».
6 декабря я был с рабочей поездкой в Пензенской области.
10 декабря состоялась моя поездка в Саратовскую область.
17 декабря в Москве состоялось торжественное заседание Совета Федерации, посвященное 15-летию нашей палаты.
19 декабря прошло совещание с министром иностранных дел Российской Федерации Сергеем Викторовичем Лавровым и с другими представителями МИДа на тему «О взаимодействии с европейскими парламентскими организациями и объединениями в свете современных изменений на международной арене».
В этот же день состоялось заседание Координационного совета при Председателе Совета Федерации по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей на тему «О ходе и перспективах реализации Стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года».
Кроме этого, коллеги, за истекший период у меня были международные поездки:
С 15 по 17 октября я был с официальным визитом в Йеменской Республики, где подписал Протокол о сотрудничестве между Советом Федерации и Консультативным Советом Йеменской Республики.
С 23 по 25 октября был мой официальный визит в Республику Таджикистан, где подписал Меморандум по итогам проведения третьего Межпарламентского форума «Таджикистан – Россия: потенциал межрегионального сотрудничества».
С 30 ноября по 2 декабря я совершил официальный визит в Султанат Оман.
Уважаемые коллеги, завершая свое выступление, хотел бы сказать несколько слов о ваших инициативах, которые вы внесли в Государственную Думу за эту осеннюю сессию. Всего вы внесли 7 инициатив. Я хотел бы обратить ваше внимание на две, которые считаю очень важными.
Первая ваша инициатива – это законопроект, увеличивающий размер стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц для граждан, имеющих детей, до 4 000 рублей за каждый месяц налогового периода на каждого ребенка, пока в общей сложности доход налогоплательщика не превысит 100 000 рублей.
Считаю, что это абсолютно правильная инициатива, и буду, безусловно, его поддерживать и курировать, с вашего позволения.
И второй законопроект, который усиливает административную ответственность за административные правонарушения в области дорожного движения, в том числе при осуществлении массовой перевозки пассажиров. Тоже, считаю, очень важная инициатива. Напомню, что мы в Петербурге проводили большой международный конгресс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни», который будет ежегодным. Эта тема, действительно, очень важна.
Я должен сказать, что, безусловно, все семь ваших инициатив я буду курировать и поддерживать, но просто с точки зрения социальной и общественной значимости я благодарю вас за эти две инициативы и считаю, что они, действительно, очень важны.
И, уважаемые коллеги, завершая, хотел бы вас поздравить с наступающим Новым годом! Пожелать всем вам здоровья, успехов в вашей работе на благо нашего прекрасного города и петербуржцев!
Хотел бы поздравить всех вас и петербуржцев с введением в строй пятой линии метрополитена. Это очень здорово, и будем рассчитывать, что и дальше наше метро будет развиваться и строиться.
Также присоединяюсь к поздравлениям по поводу 15-летия Городской избирательной комиссии и членам городской избирательной комиссии хочу пожелать успехов в их работе.
А вас благодарю за внимание и еще раз поздравляю с наступающим Новым годом. Уверен, что в новом году наши традиционные встречи продолжатся, а вы порадуете горожан новыми справедливыми законами.
Большое спасибо. Готов отвечать на ваши вопросы.
Спасибо.