МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Выступление на заседании Законодательного собрания г.Санкт-Петербурга 11 марта 2009 года

11 марта 2009

Уважаемые коллеги!

I. В прошлый раз я выступал перед вами сравнительно недавно – 24 декабря 2008 года.

Однако за истекший период состоялось достаточно много мероприятий, мы начали работать, что называется, «без раскачки», готов доложить вам о проведенной работе.

В начале, традиционно, о пленарных заседаниях Совета Федерации.

Весеннюю сессию мы открыли 28 января 2009 года.

За истекший период Совет Федерации провел 4 пленарных заседания, на которых было одобрено 39 федеральных законов.

Отклоненных законов не было.

Среди одобренных законов обращаю ваше внимание на следующие:

1) Закон, который существенно облегчил порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам.

Речь идет о тех субсидиях, которые предоставляются по решениям, принимаемым соответственно Правительством РФ или администрациями регионов при реализации мер по поддержке рынка труда и отраслей экономики РФ.

Вы знаете, что в Бюджетном кодексе РФ есть жесткие правила предоставления бюджетных субсидий.

В частности, для предоставления бюджетных субсидий регионам необходимо, чтобы цели и условия их предоставления и расходования, критерии отбора регионов, распределение субсидий между субъектами РФ были установлены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ на срок не менее 3-х лет.

Принимая во внимание негативные явления в экономике, нами было принято решение о том, что указанные жесткие правила предоставления субсидий не будут распространяться на те субсидии, которые связаны с реализацией мер по поддержке рынка труда и отраслей экономики РФ.

Эта мера временная, она распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, и будет действовать до 1 января 2010 года.

2) Закон, который увеличил продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности при уходе за детьми, больными онкологическими заболеваниями.

Закон установил, что пособие по временной нетрудоспособности в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 15 лет при злокачественных новообразованиях выплачивается застрахованному лицу за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении.

Ранее по общему правилу период выплаты пособия ограничивался:

-   в случае ухода за ребенком в возрасте до 7 лет - не более чем за 90 календарных дней в году;

-   в случае же ухода за больным ребенком в возрасте от 7 до 15 лет - не более чем за 45 календарных дней в году.

3) Закон, который установил правовые основы создания в РФ федеральных университетов и национальных исследовательских университетов.

1. Перечень видов высших учебных заведений, к которым относятся университет, академия, институт, был дополнен новым видом – федеральный университет.

Федеральный университет - высшее учебное заведение, которое:

-          реализует инновационные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, интегрированные в мировое образовательное пространство;

-          обеспечивает системную модернизацию высшего и послевузовского профессионального образования;

-          осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации кадров на основе применения современных образовательных технологий для комплексного социально-экономического развития региона;

-          выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, обеспечивает интеграцию науки, образования и производства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения;

-          является ведущим научным и методическим центром.

2. Закон установил, что в отношении университетов, находящихся в ведении РФ, эффективно реализующих образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования и выполняющих фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, может устанавливаться категория «национальный исследовательский университет».

4) Закон, который усилил для лиц, находящихся в состоянии опьянения, уголовное наказание за нарушение правил дорожного движения, повлекшее тяжкие последствия.

Преступление, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения:

-         повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - наказывается лишением свободы на срок до 3 лет (по общему правилу - 2 года) с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет;

-         повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается лишением свободы на срок до 7 лет (по общему правилу - 5 лет) с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет;

-         повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказывается лишением свободы на срок до 9 лет (по общему правилу - 7 лет) с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

5) Одобрены 3 базовых закона:

-         «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;

-         «О навигационной деятельности»;

-         «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними».

6) Кроме того, коллеги, вы знаете, что идет процесс принятия законов, которые связаны с реализацией Послания Президента РФ Федеральному Собранию.

Так, 28 января 2009 года Совет Федерации одобрил закон, который отменил избирательный залог.

4 февраля 2009 года на 240-ом заседании Совета Федерации мы одобрили закон, изменяющий порядок формирования Совета Федерации.

Напомню его основные положения:

-         кандидатом для избрания (назначения) членом Совета Федерации может быть только депутат регионального парламента или депутат представительного органа муниципального образования, расположенного на территории соответствующего субъекта РФ;

-         в случае избрания (назначения) членом Совета Федерации такой депутат обязан сложить депутатские полномочия;

-         сохраняются общие требования к кандидату, а именно: наличие гражданства РФ, возраст 30 лет;

-         из закона исключено требование о т.н. «цензе оседлости».

Закон вступает в силу с 1 января 2011 года.

Принципиально важно, что действующие члены Совета Федерации доработают свой срок полномочий.

Постепенная смена состава палаты, которая будет происходить с 1 января 2011 года, обеспечит преемственность нашей работы.

Кроме того, Президентом РФ уже внесены в Государственную Думу законопроекты о:

- представлении Президенту РФ кандидатуры на пост губернатора только политической партией, победившей на региональных выборах;

- предоставлении местному представительному органу права удаления главы муниципального образования в отставку;

- поэтапном снижении минимальной численности членов политических партий;

- передаче депутатских мандатов политическим партиям, не прошедшим в Государственную Думу;

- гарантиях равенства освещения деятельности парламентских партий государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами;

- сокращении количества подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы.

Совет Федерации активно подключился к работе над этими законопроектами.

 

II. Как вы знаете, Президент РФ предложил усилить роль Совета Федерации в координации законодательной деятельности региональных парламентов.

В этой связи мы еще 28 ноября 2008 года провели заседание Президиума Совета законодателей, на котором приняли решение о создании совместной рабочей группы по подготовке проекта Концепции совершенствования взаимодействия Совета Федерации и законодательных органов субъектов РФ в законодательной деятельности. 

Региональным органам власти было рекомендовано направить в Совет Федерации свои предложения  к проекту указанной Концепции.

27 января 2009 года на очередном заседании Президиума Совета законодателей, обобщив предложения региональных законодателей, мы приняли проект этой Концепции за основу и направили его в региональные парламенты для рассмотрения и принятия решений.

В Концепции предложен конкретный механизм координации разработки, выдвижения и последующего сопровождения в Парламенте региональных законодательных инициатив.

Коллеги, очень важно, что после утверждения Концепции Советом Федерации и ее одобрения законодательными органами регионов  мы предполагаем на заседании  Совета Законодателей подписать Соглашение о совместном участии Совета Федерации и региональных парламентов в федеральном законодательном процессе.

Таким образом, наша палата возьмет на себя обязательства по изучению, обобщению, рассмотрению законодательных инициатив региональных парламентов.

Значимую роль в этом процессе будет играть Совет законодателей, как один из основных механизмов взаимодействия Совета Федерации с законодательными органами регионов.

Мы сделаем все возможное, чтобы этот механизм заработал в кратчайшие сроки. Это тем более важно, что в портфеле законопроектов, вынесенных комитетами Думы на весеннюю сессию, более 40 процентов – это инициативы региональных законодательных собраний.

Кроме того, коллеги, в качестве первого шага мной издано распоряжение о взаимодействии Совета Федерации с законодательными органами субъектов Федерации по вопросам законодательной деятельности.

В нем содержится алгоритм нашей работы, который мы усовершенствуем в ходе практической деятельности.

Впоследствии отработанный механизм координации Советом Федерации законодательной деятельности регионов будет установлен в Регламенте Совета Федерации.

В этой связи, если у вас есть предложения по данной тематике, прошу направлять их мне.

 

III. Коллеги, 17 февраля в Кремле состоялась встреча руководства Совета Федерации с Президентом Российской Федерации.

Мы обсуждали, в частности, результаты работы Совета Федерации по координации законодательной деятельности региональных парламентов.

Также был рассмотрен вопрос о ситуации в российской экономике.

30 декабря 2008 года и 26 января 2009 года мною были подписаны 2 распоряжения о мерах по выработке законодательных предложений, направленных на оздоровление ситуации в экономике и на рынке труда.

На основании этих распоряжений:

1) в Совете Федерации организована работа «горячей линии» для приема оперативной информации о ситуации в экономике и на рынке труда в субъектах Российской Федерации;

2) создана специальная рабочая группа, основными задачами которой стали:

-                    выявление положительного опыта субъектов РФ по преодолению кризисных явлений;

-                    подготовка предложений Правительству РФ;

-                    подготовка законодательных предложений, направленных на оздоровление ситуации в экономике и на рынке труда.

Как палата регионов мы обращаем особое внимание на социально-экономическое положение в субъектах Федерации. В ежедневном режиме проводится мониторинг ситуации на местах.

Мы получаем информацию из регионов о ситуации в социальной сфере, на рынке труда, положительном опыте преодоления кризисных явлений, а также о случаях злоупотреблений в сфере ценообразования, проявления недобросовестной конкуренции, нарушения трудовых прав граждан.

В дальнейшем собранные материалы о злоупотреблениях в экономке мы будем направлять в Генеральную прокуратуру, а информацией о положительном опыте будем делиться с другими регионами.

 

Коллеги, также хочу отметить, что 20 февраля на заседании Совета Федерации был представлен очередной Доклад палаты 2008 года «О состоянии законодательства в РФ», в котором самостоятельный раздел был посвящен особенностям регулирующего воздействия законодательства в условиях системного социально-экономического кризиса.

4 марта 2009 года мы заслушали с отчетом Министра здравоохранения и социального развития Татьяну Алексеевну Голикову на тему о первоочередных мерах по снижению напряженности на рынке труда.

 

IV. Коллеги, хочу вас также традиционно проинформировать о ряде мероприятий, прошедших с моим участием, и ряде моих региональных поездок.

1) 19 января состоялась моя встреча с Председателем Парламентской Ассамблеи Совета Европы Луисом М.де Пучем;

2) 23 января прошла моя встреча с Президентом Стортинга Королевства Норвегия, кандидатом на пост Генерального секретаря Совета Европы Т.Ягландом;

3) 28 января также была моя встреча с членом Великого Государственного Хурала Монголии, Министром иностранных дел и торговли Монголии Сухбатарыном Батболдом;

4) 5 февраля я встретился с Президентом Республики Болгарии Г.Пырвановым;

5) 9 февраля состоялась моя поездка в Волгоградскую область;

6) 12 февраля я посетил Архангельскую область;

7) 13 февраля я встречался с Президентом Турецкой Республики А.Гюлем;

8) 16 февраля состоялась моя поездка во Владимирскую область;

9) 17 февраля я посетил Брянскую область;

10) с 17 по 20 февраля проходили Дни Ленинградской области в Совете Федерации;

11) 18 февраля я принял участие в церемонии награждения победителей Всероссийского конкурса журналистов и СМИ «Семья – душа России»;

12) 19 февраля я посетил Санкт-Петербург;

13) с 3 по 4 марта проходили Дни Республики Бурятия в Совете Федерации;

14) 4 марта состоялась моя встреча с Секретарем Совета Национальной Безопасности Монголии М.Ганболдом;

15) 5 марта состоялось заседание Межрегионального банковского совета при Совете Федерации на тему «Стратегические вопросы развития банковской системы России в современных условиях».

Я считаю, что принятые Правительством РФ антикризисные меры, зачастую, не носили комплексного характера.

Для исправления сложившейся ситуации нужна четкая антикризисная стратегия, в основу которой должны быть положены, прежде всего, меры по целевому кредитованию производства.   

18) 6 марта я встретился с активом Всероссийского совета ветеранов участников Великой Отечественной войны «Последний военный призыв»;

19) и, буквально, вчера (10 марта) я встретился со студентами «Высшей школы телевидения» факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.

 

V. Кроме того, коллеги, за истекший период состоялись следующие мои международные поездки:

1) С 10 по 13 января я с официальным визитом посетил Лаосскую Народно-Демократическую Республику, где принял участие в XVII (семнадцатой) ежегодной сессии Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума, проходившей в городе Вьентьян;

2) в период с 13 по 16 января я посетил с рабочим визитом Японию;

3) с 23 по 25 февраля я находился с официальным визитом в Королевстве Дания;

4) а с 25 по 27 февраля - совершил официальный визит в Королевство Швеция;

5) и в период с 28 февраля по 3 марта я посетил с рабочим визитом  Южно-Африканскую Республику, где принял участие в работе Комиссии Социалистического Интернационала по устойчивому развитию мирового сообщества. В ходе мероприятия я выступил с докладом на тему: «Проблема потепления и изменения климата в современной шкале приоритетов мировой политики».

 

VI. Несколько слов о ряде ваших, коллеги, инициатив, которые вы внесли в Государственную Думу с момента моего последнего выступления перед вами.

Всего их было 5, хотелось бы остановиться на двух из них:

1.  Законопроект, вносящий системные изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и направленный на установление основных принципов комплексного природопользования, совершенствования правовых норм о придании территориям РФ статуса зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия, а также режима их функционирования.

Хочу вас проинформировать, коллеги, что этот законопроект включен в примерную программу рассмотрения вопросов Государственной Думой на апрель 2009 года.

Думаю, это очень правильный законопроект, буду его поддерживать.

2. Законопроект, вносящий комплексные изменения в Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Согласен с вами, что в действующей редакции этого закона есть недостатки, которые нужно исправлять.

Это, как вы правильно отмечаете, касается вопросов:

- признания прав граждан на фактически занимаемые ими земельные участки в случаях недостаточности правоустанавливающих документов;

- упрощенного порядка предоставления земельных участков жилищным некоммерческим объединениям граждан под малоэтажную жилищную застройку (в том числе на бесплатной основе либо с частичной компенсацией соответствующих расходов);

- наследования этих земельных участков.

Коллеги! Правительство указывает в своем заключении, что оно не поддерживает данный законопроект.

Я считаю, что это неправильное решение Правительства.

Этот законопроект может облегчить жизнь нашим гражданам и поэтому, Правительству следовало бы пойти такой законодательной инициативе навстречу.

Несмотря на то, что Правительство не поддерживает данный законопроект, думаю, мы вместе должны приложить усилия к его продвижению.

 

Коллеги, спасибо, больше не задерживаю ваше внимание.

Готов ответить на вопросы.

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International