Уважаемый Вадим Альбертович, уважаемые коллеги!
Я рад очередной возможности быть в родном для меня Законодательном Собрании Санкт-Петербурга и выступить перед вами с отчетом о своей работе как члена Совета Федерации от Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
В последний раз, уважаемые коллеги, я отчитывался 11 марта. В этой связи накопилось довольно много того, о чем хотел бы сказать, поэтому прошу набраться терпения. И я хотел бы рассказать и о тех законопроектах, которые были приняты за это время, и о некоторых других событиях и мероприятиях, в которых я принимал участие.
За прошедший период прошло шесть заседаний Совета Федерации.
Советом Федерации было одобрено два федеральных конституционных закона и 84 федеральных закона. 4 федеральных закона Совет Федерации отклонил, и я об этом подробно расскажу, какие были основания для отклонения этих законов.
Сразу же хочу сказать, что два закона, которые были отклонены, если коротко, это вопрос о платежных агентах (для краткости я назову так), а сам закон звучит следующим образом «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Там два закона. Один основной, второй как бы регламентирующий, технический, вдогонку, и оба мы отклонили. Сейчас уже поработала согласительная комиссия, и на сегодняшний день законы в новой редакции одобрены Советом Федерации.
Почему Совет Федерации счел необходимым отклонить эти законы? Мы считали, что в той редакции, в которой закон поступил в первоначальном виде из Государственной Думы, открывалась очень большая опасность возникновения так называемых обманутых плательщиков, потому что, наряду с обманутыми дольщиками и вкладчиками, мы могли еще получить новую категорию граждан, с которой деньги за ту или иную услугу как бы собрали, то есть они заплатили через так называемые автоматы, банкоматы, а потом бы, если бы мы не вмешались, не исключалась ситуация, когда недобросовестные агенты могли бы просто эти деньги забирать, и получалась бы неоплаченная услуга.
Что нам удалось отстоять в согласительной комиссии? Прежде всего, я бы хотел обратить внимание вот на что. То, что теперь четко установлено, что те агенты платежные, которым дано право принимать платежи, заключают с соответствующей структурой, соответствующей организацией, предоставляющей услугу, договор. Таким образом, мы четко понимаем, что эти деньги никуда не уйдут.
Второй момент. Правительство может определить порядок тех товаров и услуг, при которых обязательно фиксирование лица человека платившего, чтобы это было не анонимно.
И, наконец, третье. Обязательно страхование той структуры, того платежного агента, который принимает деньги.
Честно скажем, мы настаивали на более жесткой формулировке, с тем чтобы было лицензирование. Но хотя бы такая защита на этот момент как раз принята.
Теперь я снова вернусь к тем законам, которые приняты. А потом еще расскажу
о двух законах, которые мы отклонили. Но хотел бы обратить ваше внимание, что из тех 84 законов, которые нами одобрены, большой пакет президентских законов. Это те законы, которые были внесены президентом на основании его послания Федеральному Собранию.
В частности, мы утвердили закон, который устанавливает, что предложение кандидатур на должность губернаторов может делать только победившая на региональных выборах партия.
Второй закон. Мы установили, что на выборах депутатов местного уровня зарегистрированные общественные объединения, не являющиеся политическими партиями, вправе предлагать свои кандидатуры для включения в списки кандидатов, выдвигаемые политическими партиями.
Следующий закон – о поэтапном снижении минимальной численности членов политической партии. Напомню, что в соответствии этим законом до 1 января 2010 года действует нынешняя норма: любая партия должна иметь не менее 50 тысяч человек. С 1 января 2010 по 1 января 2012 года эта численность должна составлять не менее 45 тысяч человек, и с 1 января 2012 года – 40 тысяч человек.
Следующий закон – по возможности досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования – удаление его в отставку муниципальными органами власти.
Следующий – «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами». Тоже очень важный закон, который мы одобрили.
Также закон о передаче депутатских мандатов на выборах в Государственную Думу федеральным спискам кандидатов, получившим менее 7, но не менее 5-6 процентов. Помните эту идею для малых партий, которых будет представительство в Государственной Думе.
И закон, предусмотревший сокращение числа необходимых подписей при проведении федеральных выборов для тех партий, которые обязаны это делать. Я напомню, сейчас норма существует: 200 тысяч подписей такая партия должна собрать. Я напомню, что парламентские партии лишены этого обременения, они могут прямо участвовать в выборах, а иные партии обязаны предоставить списки в виде 200 тысяч подписей.
Для ближайших выборов, которые пройдут в 2011 году, устанавливается, что это число подписей уменьшается до 150 тысяч, а уже со следующих выборов, то есть в 2015 году, необходимо будет собрать всего лишь 120 тысяч подписей избирателей.
Также из тех законов, которые мы одобрили, хотел бы обратить внимание на так называемые бюджетные законы. Мы приняли закон об изменении параметров федерального бюджета на текущий год и законы об изменении параметров бюджетов внебюджетных фондов.
В этой связи я немножко отвлекусь и просто проинформирую вас, уважаемые коллеги, что 2 июня очередное заседание прошло трехсторонней рабочей группы по совершенствованию межбюджетных отношений. Там есть представители Минфина, Государственной Думы и Совета Федерации. И там решались вопросы о правилах распределения дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации и о возможности предоставления бюджетных кредитов на 2009 год.
Договоренности и правила будут действовать таким образом, что 50 процентов определенных дотаций в бюджете будут поступать по итогам пяти месяцев, а 50 процентов – по итогам девяти месяцев. Вы помните практику, когда очень часто бюджеты регионов деньги получали в последнюю декаду декабря. Вот это правило как раз направлено на то, чтобы было по-иному.
И, безусловно, нас интересует с вами наш родной город Петербург. Я должен сказать, что 2 июня были установлены предельные цифры для Питера по некоторым позициям. Предельная величина бюджета кредитов на подпрограмму «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы. 2002-2010 годы». Городу Санкт-Петербурга эта сумма предельно составляет
1,477 миллиарда рублей.
Предельная величина бюджетного кредита на строительство, модернизацию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, в том числе дорог в поселениях для города Санкт-Петербурга, составляет 138,3 миллиона рублей. И общая предельная величина бюджетного кредита нашему городу будет составлять 1,615 миллиардов рублей. Это то, что называется, вам для справки.
Кроме того, говоря об одобренных законах, я хотел бы обратить ваше внимание на два налоговых закона, связанных со снижением налогового бремени для отдельных категорий наших сограждан при уплате подходного налога.
Это, прежде всего, средства, получаемые родителями в виде компенсации части родительской платы за содержание ребенка в детском саду, освобождаются от налогообложения, и также доходы в виде оплаты стоимости проезда к месту обучения и обратно детям, посещающим детские сады или обучающимся в школах.
Также были приняты законы о повышении уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан.
В связи с этим законом устанавливается, что повышаются:
с 1 декабря 2009 года размеры базовых частей трудовых пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца;
а также с 1 апреля 2009 года размеры ежемесячных денежных выплат, в частности:
гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
Героям Советского Союза, России и Героям Социалистического Труда;
отдельным категориям ветеранов;
инвалидам.
Я напомню просто тоже под стенограмму, что с 1 декабря увеличен размер базовой части трудовой пенсии по старости до 2 562 рублей.
Ежемесячная денежная выплата Жителям блокадного Ленинграда с 1 апреля
2009 года увеличена до размера – 1 699 рублей.
Кроме того, законом установлено, что лица, имеющие сертификат на материнский (семейный) капитал, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на единовременную выплату в размере 12 000 рублей за счет средств материнского (семейного) капитала. Так называемая индексация.
Также был принят закон (наверняка, вы обратили на это внимание) об отчете Правительства Российской Федерации и информации Центрального банка РФ о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики Российской Федерации, социальному обеспечению населения и других мер социальной политики. Закон установил правило на этот год. Речь идет о письменном обязательном отчете, который посылается в Государственную Думу, и копия - в Совет Федерации.
Отдельно хотел бы обратить ваше внимание на то, что 25 марта на 243-ем заседании Совета Федерации Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменения в статью 144 Гражданского процессуального кодекса РФ».
Дело в том, что это ваша инициатива, уважаемые коллеги, это была законодательная инициатива депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. И, как я уже сказал, этот закон принят. Речь там шла о возможности обеспечения иска по заявлению любых лиц, участвующих в деле. Это была ваша инициатива.
Также я возвращаюсь теперь к законам, которые мы отклонили.
По платежным агентам я уже сказал. Здесь, как я уже сказал, к тем обязанностям, которые возлагаются на платежного агента, я еще добавлю, что обязанность установлена сдавать собранную наличность в банк, причем платежи граждан будут помещаться на отдельный счет, не смешиваясь с остальными деньгами данной фирмы, что также повышает гарантии для плательщиков.
И говоря о двух других законах, которые мы отклонили, и согласительные комиссии по которым еще не завершили работу. Это закон, который сейчас широко обсуждается, и обычно его называют закон о так называемой сделке с правосудием. Здесь мы высказали справедливое замечание, что многие юридические аспекты возможной такой юридической сделки были, мягко говоря, не прописаны и оставляли очень большие лазейки для волюнтаризма, в том числе со стороны участников процесса, и, к сожалению, не в пользу потерпевшего. Многие наши предложения сейчас, как я уже сказал, рассматриваются, но окончательная редакция еще в Государственной Думе не принята.
И также закон, который отклонили, который предлагал изменить порядок нанесения обозначений на российские воздушные суда.
Этот закон тоже сейчас обычно называют закон о красных звездах. Мы сочли, что неправомерно лишать наши военные самолеты и военные суда тех самых звезд, с которыми на крыльях воевали еще наши отцы и деды на Великой Отечественной войне. Сейчас просто, не вдаваясь в большие подробности, хочу сказать, что, возможно, согласительная комиссия выйдет на очень простую позицию: у нас есть Верховный главнокомандующий, и поручить ему устанавливать порядок нанесения опознавательных знаков на военные суда. Мы считаем, что это будет со всех точек зрения правильно. По гражданским судам – там вообще никаких разногласий не было. Но еще раз хочу сказать: работа над этим законом пока не завершилась.
1 апреля 2009 года мы заслушали отчет Председателя Счетной палаты.
Я, коллеги, специально сейчас целый перечень различных аспектов нашей работы буду перечислять. Еще раз напоминаю, любые документы, связанные с теми или иными вопросами, находятся у моего советника Александра Рудольфовича Бородушкина. Вы можете всегда затребовать у него любые стенограммы, те или иные вопросы, которые рассматривались в рамках тех моментов, о которых я сейчас говорю.
Как я уже сказал, мы приняли отчет о работе Счетной палаты за 2008 год.
13 мая 2009 года мы заслушали Генерального прокурора Российской Федерации, доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению за 2008 год. Также материалы эти есть.
27 мая мы рассмотрели информацию о работе судов общей юрисдикции, которую сделал Председатель Верховного Суда нашей страны Вячеслав Михайлович Лебедев.
И также я хотел бы сегодня проинформировать, что мы завершили работу по специальному поручению Президента Российской Федерации, которое он дал в своем ежегодном послании, о координирующей роли Совета Федерации при работе над законодательными инициативами депутатов законодательных органов власти субъектов Российской Федерации.
Мы подготовили концепцию, которая включает в себя все вопросы такой совместной работы. Появился новый термин, который называется консолидированная законодательная инициатива. И сегодня мы уже начали практику заключения двусторонних соглашений законодательными органами власти субъектов Российской Федерации.
На прошлом заседании с первыми 13 регионами мы такие соглашения уже заключили. 17 числа очередные 14 регионов подпишут такие соглашения.
Я напомню, что суть заключается в том, что мы совместно с региональным законодательным органом власти формируем список тех инициатив, которые необходимо продвигать с помощью Совета Федерации через Федеральное Собрание. Так называемая консолидированная законодательная инициатива. Мы надеемся, что Государственная Дума во исполнение этого поручения внесет (сейчас они разрабатывают) свои коррективы, свой регламент, с тем чтобы такие консолидированные законодательные инициативы рассматривались в особом порядке, если так по-простому сказать, в первоочередном.
Вот специально об этом говорю, уважаемые коллеги, для того чтобы вы тоже принимали соответствующее решение и готовились к подписанию такого соглашения.
Также хотел обратить ваше внимание, что 13 марта состоялось заседание Совета законодателей с участием Президента Российской Федерации в Совете Федерации на тему «О законодательном обеспечении мероприятий по оздоровлению ситуации в экономической и социальной сферах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации».
19 марта состоялось заседание Совета по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации.
27 марта прошло заседание Совета по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации.
30 марта состоялось заседание Совета по вопросам жилищного строительства при Председателе Совета Федерации на тему «Задачи антикризисной политики государства в строительном секторе экономики России».
31 марта было проведено специальное заседание Совета по делам соотечественников при Председателе Совета Федерации.
Также в этот же день состоялось заседание Общественной комиссии при Председателе Совета Федерации по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в России на тему «Положение женщин на рынке труда».
6 апреля я провел заседание Научно-экспертного совета по теме «Особенности развития в России мирового финансово-экономического кризиса и пути его преодоления».
8 апреля состоялось выездное совещание Экспертного совета по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса на тему «Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в условиях финансово-экономического кризиса».
15 апреля состоялась моя встреча с Героями Советского Союза. И, кстати, после этой встречи мы готовим целый ряд законодательных инициатив.
20 апреля я провел заседание Совета по делам инвалидов.
23 апреля я принял участие во встрече руководства Совета Федерации с главными редакторами средств массовой информации субъектов Российской Федерации.
24 апреля состоялась встреча с главами дипломатических представительств арабских государств. Коллеги, все встречи международные за исключением этой, она очень интересная, и тоже материалы есть, я опускаю, это то, что называется двусторонки, когда приезжают с визитами председатели сенатов, парламентов стран. Просто их очень много, я их не перечисляю.
27 апреля прошло заседание Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации.
30 апреля была интересная встреча с директорами средних общеобразовательных школ. Тоже есть очень интересные материалы.
В этот же день состоялась встреча с Героями Социалистического Труда, и тоже там, видимо, потребуются законодательные инициативы.
7 мая я принял участие во встрече руководства Совета Федерации и Государственной Думы с ветеранами Великой Отечественной войны.
В тот же день было проведено заседание Научно-экспертного совета на тему «Российское высшее профессиональное образование: проблемы и перспективы развития».
С 14 по 15 мая, вы знаете, в Санкт-Петербурге проходил Второй Невский международный экологический конгресс, который я вел.
22 мая состоялось заседание Координационного совета при Председателе Совета Федерации по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей на тему «О состоянии и совершенствовании правового регулирования содержания воинских захоронений погибших при защите Отечества в Российской Федерации и за рубежом».
За этот период, уважаемые коллеги, было две зарубежные поездки у меня.
С 14 по 19 марта я с официальным визитом был в Австралии.
И с 16 по 18 апреля я с рабочим визитом находился в Королевстве Нидерланды, где участвовал в очередном заседании Ассоциации европейских сенатов.
И в завершении, уважаемые коллеги, по традиции, я хотел бы рассказать о ваших инициативах, о том, на каком этапе находятся некоторые из них. Не скрою, что я всегда вычленяю те, которые, на мой взгляд, являются очень актуальными, социально ориентированными.
Всего у вас за прошедший период было подготовлено 9 инициатив. Это очень хороший результат. Я хотел бы остановиться на трех из них.
Это законопроект, расширяющий перечень категорий граждан, которые могут быть отнесены к ветеранам Великой Отечественной войны – труженикам тыла.
Я считаю, что с социальной точки зрения это замечательная инициатива, обязательно буду ее поддерживать, потому что, действительно, тогда никто не мог предположить из тех людей, которые работали в тылу, что когда-то им нужно будет подтверждать свою трудовую деятельность в этот период, для того чтобы получить заслуженные меры социальной защиты. Должен сказать, что этот законопроект включен в примерную программу рассмотрения вопросов Государственной Думой на июнь этого года.
Второй законопроект, который подготовили, распространяющий меры социальной поддержки, установленные для лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», на всех людей, проживавших в Ленинграде в период его блокады.
Тоже очень важный вопрос, который касается наших с вами земляков. И сейчас этот закон находится на рассмотрении в профильном комитете Госдумы, в Комитете по делам ветеранов.
И третий законопроект, на который хотел бы обратить внимание, это законопроект, который предлагает существенно усилить уголовное наказание за ряд преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков вплоть до пожизненного лишения свободы без права на условно-досрочное освобождение.
Безусловно поддерживаю вашу инициативу. В свое время, еще в 2005 году, я аналогичную вносил. К сожалению, и на тот мой законопроект, и на ваш законопроект уже есть отрицательное заключение Правительства. Считаю, что Правительство здесь не право. Необходимо ужесточать уголовную ответственность вплоть до пожизненного заключения, если мы хотим действительно серьезно бороться с этим злом, которое пришло на нашу землю. Вчера, кстати, на заседании Совбеза, в Махачкале, Виктор Петрович Иванов докладывал ситуацию по борьбе и противодействию наркотикам, с наркотрафиком. Очень серьезная, очень тревожная и очень опасная ситуация. Я думаю, что ужесточение уголовного наказания – это просто требование времени и веление всех наших граждан, которые хотят спасти наших детей от этой чумы. В этой связи думаю, что будем добиваться все-таки рассмотрения данного закона.
Уважаемые коллеги, я благодарю вас за внимание.