Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы проводим второе заседание Всероссийского совета народного просвещения, созданного в октябре прошлого года.
На первом заседании мы наметили общие направления нашей работы по созданию системы просветительской деятельности в стране. Сегодня предлагаю обсудить конкретные предложения и проекты.
Говоря о просветительской деятельности, позволю себе напомнить вам слова Николая Васильевича Гоголя, чей юбилей наша страна отмечала в этом году: «просветить – не значит научить, или наставить …, это значит пронести всю природу человека сквозь какой-то очистительный огонь». Мне кажется, что эти слова могут стать доминантой, девизом нашей работы.
Актуальность стоящих перед нами задач подтверждается сегодняшним днем. Экономический кризис обнажил низкую правовую и экономическую культуру населения. Включение человека в орбиту новых знаний, новой информации для того, чтобы он смог поменять место работы или профессию – одна из ключевых антикризисных мер. Необходимо заинтересовывать людей, мотивировать их на учебу и самообразование.
Теперь прямо по повестке дня.
Первое. Мы говорили о необходимости создания законодательной базы просветительской деятельности, в частности, о законодательном закреплении статуса народного университета. В 2002 году Межпарламентская ассамблея стран СНГ приняла «Модельный закон о просветительской деятельности». Конечно, многое в этом законе уже устарело. Мы живем в информационном обществе, все меняется очень быстро, новые информационные технологи требуют новых форм организации просветительской работы. Хотелось бы услышать ваше мнение по этому поводу.
На первом Совете было высказано предложение создать Народный университет миллионов – всероссийское учебное заведение неформального образования. В настоящее время мы приступили к его регистрации. С точки зрения организационно-правовой формы, Университет будет некоммерческим партнёрством, открытым для всех заинтересованных организаций. Предлагаю сегодня обсудить Устав и Программу Университета. Проекты этих документов есть в ваших папках. Подробнее от имени инициативной группы этот вопрос осветит в своём выступлении президент Современной гуманитарной академии Михаил Петрович Карпенко.
Полагаю, что наш Совет может взять на себя мировоззренческое руководство Университетом. Это будет вкладом Совета и в антикризисную программу, и в перспективную стратегию развития страны.
Открытие первого учебного года Народного университета миллионов мы планируем провести в рамках 5-й Ассамблеи Всемирного форума «Интеллектуальная Россия» в октябре этого года.
Второе. Предлагаю также обсудить ход подготовки проекта "Ломоносовский лекторий в Политехническом". Это дань памяти нашему великому русскому соотечественнику, наш вклад в подготовку празднования 300-летия со дня его рождения, которое состоится в 2011 году.
Университет и лекторий будут опираться на образовательную сеть Современной гуманитарной академии и её образовательный телеканал.
Третье. Надо продолжить обсуждение технологии доведения до граждан научных знаний и другой социально значимой информации по различным каналам.
Сегодня на телевидении только канал "Культура" последовательно выполняет просветительскую миссию. Но этого явно недостаточно. Отечественное научно-популярное кино появляется на экранах телевидения очень редко, хотя спрос на него огромный. Об этом, в частности, говорит кинофестиваль "Мир знаний", который вот уже три года мы проводим совместно с киностудией "Леннаучфильм" при поддержке Министерства культуры. Но пока научно-популярное кино не доходит до массового зрителя. Для нашего телевидения этот телепродукт, к сожалению, считается "неформатом".
В рамках развития цифровых каналов, специального канала, посвященного науке, образованию и просвещению пока также не планируется. Полагаю, что научно-просветительская тематика будет шире представлена на всех каналах. Но отдельный канал, посвященный миру знаний все же нужен. Об этом уже не первый год говорит Сергей Петрович Капица. Мы готовы инициировать создание такого канала в рамках проекта Народный университет миллионов.
Просветительские программы должны быть интересны зрителям. Просвещение сродни искусству – оно не может быть скучным.
Интернет также пока не выполняет серьезных просветительских функций. В своём естественном состоянии он слишком "замусорен" контентом далеко не просветительского свойства. Откопать там нужную и достоверную информацию порой крайне сложно.
Кстати, у нас до сих пор отсутствует такое направление в образовании, как Интернетоведение – обучение людей работать в Интернете в широком диапазоне: от привития навыков решения повседневных задач до аналитики, умения отличить достоверную информацию от лжи.
Приведу пример Эстонии, где недавно стартовал проект «Будем вместе», который в течение трех лет должен приобщить к Интернету 50 тысяч семей. Там считают, что один лишь доступ к информации позволит снизить безработицу на 1,5%.
Очень важно помочь пожилым людям получить необходимый уровень знаний и навыков в области цифровых технологий. Для людей преклонного возраста, многие из которых до сих пор не могут полноценно пользоваться персональным компьютером, даже прием и отправка электронных писем или, скажем, просмотр цифровых фотографий может стать серьезной проблемой. К решению этой проблемы приступили многие развитые страны. К примеру, корпорация Microsoft предлагает специальный персональный компьютер для пожилых людей.
В заключение несколько слов о просвещении самих просветителей. Речь идет о развитии научно-исследовательских коммуникаций между нашими университетами.
Вдумайтесь, мы с вами ставим задачи создать технологическую основу для просвещения самых разных групп населения, но в то же время такой основы нет для наших собственных аспирантов и молодых ученых.
Научные сборники, которые издают российские университеты, в большинстве своем до сих пор не имеют электронных версий и доступны только в местных библиотеках.
Высшая аттестационная комиссия Министерства образования и науки России считает актуальнейшей задачей – вхождение отечественных научных журналов во всемирные электронные базы данных. Сегодня 860 научных журналов уже решили эту задачу. Так осуществляется взаимный обмен информацией. Наши научные достижения становятся известны за рубежом, защищаются приоритеты российских ученых.
Но эта проблема имеет и другую сторону – информационная интеграция не может быть односторонней. Почему бы нашей стране не претендовать на создание собственной универсальной базы данных? С тем, чтобы зарубежные издания сами стремились попасть в нее. Без подобного информационного обмена развитие научной мысли сегодня невозможно. Думаю, российские университеты могут инициировать создание общей, на первом этапе межвузовской электронной информационной базы, объединяя собственные университетские издания, журналы и вестники. В будущем эта система может стать общероссийской и международной.
Народное просвещение как проверенная историей "технология" усвоения образовательных ресурсов общества – это не только ключ к реализации инновационной стратегии развития страны, но и мощный ресурс выхода из кризиса.
Одним словом, как сказал Александр Сергеевич Пушкин - нужно «…и в просвещении стать с веком наравне».