Добрый день, уважаемые участники встречи!
Во все времена качество гуманитарного образования людей определялось знанием истории своей страны, воспитанием любви к своей Родине.
Формирование настоящего гражданина возможно только на прочном фундаменте глубоких знаний о прошлом. Без этого движение вперёд невозможно. Как мудро заметил В.О. Ключевский, "история… наказывает за незнание уроков".
В России традиционно сильны исторические научные школы. Вместе с тем, преподавание истории в образовательных учреждениях, в первую очередь в школах, вызывает много нареканий. Согласен с Президентом России Д.А. Медведевым, что "далеко не все новые учебники истории … оказались равного качества… Это плохо, потому что в голове у школьников в результате этого возникла каша".
Хотя, как вы знаете, учебники истории проходят экспертную оценку авторитетных научных центров. И только после этого они могут быть рекомендованы для работы. То, что в школе можно использовать разные учебники, правильно. Однако это налагает особую ответственность на преподавателя истории за то, какой учебник он выберет и рекомендует для изучения детям.
Дорогие друзья!
Трудно переоценить роль учителя в развитии любой страны. Как верно говорил Бисмарк, "отношение государства к учителю - это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости".
От работы учителей и преподавателей в значительной степени зависит прочность ценностных ориентиров и формирование базовых черт характера молодых людей. Без преувеличения можно сказать, что будущее нашей страны зависит от того, сохранят ли новые поколения историческую память.
В наше сложное время хочу выразить искреннюю благодарность тем историкам, которые преданны своему делу. Благодаря их профессионализму и таланту сохраняется интеллектуальный и нравственный потенциал России.
В условиях многонационального, поликультурного общества, существующего в России, особое значение имеет изучение истории населяющих страну народов, их вклада в развитие российского государства.
Россия – уникальная страна. У нас сформировались такие принципы взаимодействия между разными народами и конфессиями, которые обеспечивают их многовековую мирную жизнь на одной территории.
Считаю, что в школьном курсе истории вопросам дружбы народов, взаимоуважения, взаимообогащения культур следует уделить как можно больше внимания.
Дорогие друзья!
Совет Федерации – палата регионов. Я много езжу по стране, стараюсь обязательно предусмотреть в программе рабочих поездок встречи с преподавателями и студентами, школьными учителями и детьми.
Наши дети и молодёжь гордятся успехами России. Переживают по поводу неудач. Они остро нуждаются в позитивном взгляде на настоящее и прошлое Отечества. Но при этом чутко улавливают ложь и подтасовки. Требуют от учителей и учебников только правды.
Для крепкого нравственного здоровья личности и общества жизненно необходима объективная история, без вранья и замалчивания. Об этом образно говорил ещё Цицерон, утверждавший, что "первая задача истории - воздержаться от лжи, вторая - не утаивать правды, третья - не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности".
Убеждён, что историческая правда – самый лучший учитель патриотизма. Как верно сказал испанский классик, "история - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего".
К сожалению, в последнее время всё больший размах приобретают попытки фальсификации истории. Основной их мишенью сейчас стала Вторая мировая война. Её причины, роль Советского Союза, наша Победа в Великой Отечественной войне. Как совершенно справедливо заметил Президент России Д.А. Медведев, "мы стали чаще сталкиваться с тем, что называется сейчас историческими фальсификациями. Причём – и, наверное, многие из вас это заметили – такие попытки становятся всё более жёсткими, злыми, агрессивными".
Более того, в целом ряде стран политизация истории превратилась в "государственное дело".
Адекватным должен быть и наш ответ. Как известно, Указом главы государства создана Комиссия при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Её цель вовсе не в том, чтобы установить тотальный контроль над трактовками прошлого. Да и невозможно это в демократическом обществе. А вот отделять «зёрна от плевел», выявлять явную, провокационную ложь, которая идёт из-за рубежа или генерируется внутри России, вырабатывать стратегию и меры противодействия фальсификаторам - это вполне возможно и нужно делать.
1 сентября 2009 года исполнилось 70 лет со дня начала Второй мировой войны. Эта дата – трагический юбилей.
По этому поводу Совет Федерации принял специальное заявление. В нём, в частности, отмечается, что в канун скорбной даты в некоторых европейских странах, в том числе и воевавших на стороне гитлеровской Германии, и международных парламентских структурах предпринимаются активные попытки пересмотреть реальные причины Второй мировой войны.
Особенно возмутительно стремление возложить на СССР равную с гитлеровской Германией ответственность за её начало, а заодно оправдать тех, кто стал пособником гитлеровцев, совершал злодеяния на территориях оккупированных нацистами стран и был повержен вместе с третьим рейхом.
Совет Федерации считает, что такие попытки являются прямым оскорблением нашего многонационального народа, который заплатил самую высокую цену за завоёванный мир, вынес основные тяготы войны с фашистами.
Шаги, направленные на ревизию истории, имеют далеко идущие политические цели. По сути, это подрывает сложившуюся систему международных отношений и способствует возникновению новых очагов напряжённости между народами и государствами европейского континента.
Подобные действия идут вразрез с ключевыми принципами международных отношений, подрывают безопасность и глобальную стабильность.
Очевидно, что складывающаяся ситуация предъявляет особые требования к преподаванию истории.
Уважаемые товарищи!
Моё твёрдое убеждение - образование не может и не должно быть формальным, сводиться к "натаскиванию" учеников на тесты. Это особенно пагубно для общественных наук.
Могут ли быть глубокими знания учеников, если преподавание истории сведётся к зазубриванию перечня фактов и дат? Убеждён, что история – это прежде всего цельный взгляд на прошлое, на динамику развития событий.
Если российская школа не даст подлинные знания, то наша молодёжь может оказаться во власти разного рода фальсификаторов истории, для которых история – всего лишь средство достижения сиюминутных неблаговидных целей.
Вы, конечно, понимаете, что я имею в виду Единый государственный экзамен, повсеместно введённый с этого года.
Самый главный недостаток ЕГЭ – он стал помехой успешного выполнения школой своей важнейшей функции: научить учеников творчески мыслить.
Именно поэтому я скептически оцениваю результаты введения ЕГЭ. Полагаю, что ЕГЭ не дал, да и не мог дать, объективную оценку знаний выпускников, оценку качества работы педагогов. Это видно по неправдоподобно высоким результатам в ряде регионов. К тому же очень сомнительно, что вообще какую-либо объективную оценку можно дать с помощью тестов, в которых нередко встречались неграмотные вопросы, вопросы двусмысленные, а порой и бессмысленные.
Начинающийся учебный год особый – он завершится в год 65-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Великая Победа в историческом сознании россиян занимает определяющее место.
Вот почему те, кто пытаются принизить всенародный подвиг народа-победителя, посягают на самое святое, бьют в самое сердце России.
Тем важнее и ответственнее миссия специалистов по истории и обществознанию. Именно на уроках истории новые поколения учатся самостоятельно мыслить. Впервые начинают понимать свою сопричастность истории и судьбе великой страны, Российского государства. Гордиться подвигом предков, спасших человечество от угрозы фашистского порабощения.
Дорогие друзья!
Давайте обсудим, что мы можем и должны сделать, чтобы преподавание истории и обществознания было достойно великого и трудного исторического пути, пройденного Россией.
Благодарю за внимание.