МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Выступление на заседании Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации 7 октября 2009 года (г.Москва)

07 октября 2009

Тема: "Поддержка и развитие инновационного малого и среднего предпринимательства: точки роста инновационной экономики России"

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы проводим очередное заседание нашего Совета.

Тема заседания в нынешних кризисных условиях имеет особое значение. Скажу больше, от решения проблем поддержки и развития инновационного малого и среднего предпринимательства, без преувеличения, во многом зависит будущее нашей экономики, её конкурентоспособность.

Как вы знаете, переход от энерго-сырьевого сценария развития страны к инновационному  – эта одна из наиболее приоритетных государственных задач. Президент России Д.А. Медведев неоднократно подчёркивал, что альтернативы этому пути развития у нашей страны просто нет.

Но вопросы перевода экономики страны на инновационные рельсы неразрывно связаны с развитием малого и среднего предпринимательства. В других развитых странах именно этот сектор экономики является главным «локомотивом» инноваций и вносит весомый вклад в экономику.

Приведу только несколько цифр. В Европе малый бизнес формирует около 50% ВВП, в США – до 53, а в высокотехнологичной Японии – свыше 70%. В этих странах представители малого предпринимательства и независимые изобретатели выдают до 90% новаций и прорывных технологических разработок.

В России вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны не превышает 13-14%. Доля  инновационного малого предпринимательства по разным оценкам составляет от 1,5 до 3%.

Всё это, безусловно, говорит о том, что в России ещё очень многое предстоит сделать для развития малого предпринимательства и реализации огромного интеллектуального  потенциала, которым он располагает.

Уважаемые коллеги!

Все мы хорошо понимаем, что в настоящее время малому бизнесу приходится особенно тяжело.  В кризисных условиях этот сектор экономики находится в одной из первых «групп риска».

Сегодня многие предприниматели вынуждены значительно сократить объёмы своей деятельности, а в ряде случаев прекратить её полностью. С развитием кризиса начала расти задолженность по кредитам, арендным платежам, заработной плате. Банковское кредитование для малого бизнеса стало практически недоступным. Ставки по кредитам достигают сегодня 25% и выше.

Понятно, что для малых предприятий обеспечить рентабельность при таких условиях непосильная задача. Сложной и излишне громоздкой остаётся и сама процедура получения кредита.

Инновационный сектор, как известно, банки кредитуют особенно неохотно. В этой связи первостепенной становится задача формирования устойчивой модели кредитной системы, адаптированной к новым экономическим условиям.

Кредитование инновационного сектора должно стать особым направлением. У банков к нему должно быть и особый поход. Необходимо добиваться упрощения процедуры оформления кредитов и кардинального снижения процентных ставок. Нужна продуманная система стимулов, гарантий и других мер, которые позволят обеспечить полноценный доступ инновационного сектора к банковским кредитам.

18 сентября на Международном инвестиционном форуме «Сочи-2009» Владимир Владимирович Путин поставил цель в течение нескольких лет снизить банковские ставки до 6% годовых.

Я убежден, что эта задача поставлена абсолютно правильно и она вполне выполнима. Вместе с тем, она потребует принятия дополнительных мер по замедлению темпов инфляции и дальнейшему снижению ставки рефинансирования Центрального Банка. Но результатом этого будет кардинальное улучшение условий работы для всей российской экономики, а особенно для малого бизнеса, который, наверное, больше всего страдает от дороговизны и недоступности банковских кредитов.

Необходимо развивать и небанковский сектор кредитования, в том числе микрофинансовые организации. Уже до конца текущего года должен быть принят ведеральный закон о микрофинансировании. Он упорядочит, наконец, деятельность микрофинансовых организаций. А пока они вынуждены работать только в рамках Гражданского кодекса, и действуют в основном на свой собственный страх и риск.

Большое значение имеет также развитие в регионах венчурного инвестирования, особенно на местах, в регионах по всей России. Как вы помните, этой важной проблематике было специально посвящено одно из заседаний нашего Совета.

Безусловно, наряду с мерами кредитной политики нельзя забывать о таком мощном инструменте государственного регулирования, как налоговое стимулирование инноваций.

Наиболее действенной мерой считаю введение в России налоговых каникул для малых и средних инновационных предприятий сроком на 3-5 лет. Даже в условиях кризиса эта мера полностью оправдана, поскольку она нацелена на перспективу. Кроме того, это послужит и серьёзным стимулом для притока инвестиций в инновационную сферу.

Ну и конечно государство не может оставить без внимания важную для всего малого бизнеса проблему спроса на его продукцию. В условиях кризиса продукция большинства малых предприятий попросту оказалась невостребованной. В инновационном секторе эта проблема стоит особенно остро.

Как известно, основным заказчиком инноваций во всём мире является промышленность. Нам нужно добиться, чтобы отечественные промышленные компании более активно вовлекали в свою деятельность малый бизнес. Для этого надо проработать систему мер и стимулов, которые позволят преодолеть привычку многих промышленных гигантов игнорировать малые фирмы, повернуть промышленность лицом к продукции и новым разработкам этого сектора. Это станет хорошей антикризисной мерой не только для малого бизнеса, но и для всей экономики.

Не менее важную роль в обеспечении спроса на продукцию малых и средних предприятий, безусловно, играет госзаказ. Считаю необходимым дальнейшее совершенствование самой системы госзакупок у малого бизнеса и увеличение их объёмов. В регионах нужно активно развивать систему электронных торгов.

Нельзя забывать о том, что любое вложение в развитие высоких технологий оправдано лишь при условии их востребованности внутри страны. Без обеспечения внутреннего спроса на «хай-тек» Россия, как это часто бывало в отечественной истории, будет платить дважды – сначала за разработку той или иной технологии, а потом за импорт конечных продуктов, созданных с её использованием за рубежом.

В инновационном процессе чрезвычайно важно выстроить чёткую технологическую цепочку: «идея – НИОКР – производство – сбыт конечного продукта». Ключевое место в этой цепочке занимает человек, предприниматель.

В настоящее время задачи подготовки кадров и развития профессионального образования, безусловно, являются одними из первостепенных. 

Важным шагом к их решению стало принятие закона, разрешающего создавать при вузах малые предприятия. Он даёт реальную возможность для капитализации знаний, которыми обладают молодые учёные и вузы в целом, развития молодёжного предпринимательства.

В то же время механизмы практической реализации этого закона ещё не сформированы. Одной из основных задач здесь является создание механизма надёжной защиты интеллектуальной собственности и, в частности, системы патентной деятельности в условиях вуза.

Вопросы законодательного обеспечения, безусловно, занимают ключевое место в развитии инновационных процессов.

Как вы знаете, на федеральном уровне до сих пор не только не принят, но ещё даже не рассматривался закон об инновационной деятельности. Сроки принятия этого закона, я бы сказал, затянуты уже дальше некуда. Следует отметить, что в 49 субъектах Федерации такие законы уже приняты. Однако они не работают в полную силу из-за отсутствия базового федерального закона.

Перед Федеральным Собранием и Правительством России сегодня остро стоит задача не просто принять рамочный федеральный закон об инновациях, а подготовить «целостный законодательный каркас» иннова­ционного развития страны.

Безусловно, нельзя забывать и о таких вопросах, как:

-      дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры;

-      создание благоприятных условий для экспорта интеллектуальных продуктов и услуг;

-      формирование единой информационной базы инноваций по всем регионам страны.

Задачу по дальнейшему снижению административного давления на малый бизнес и ликвидации бюрократических препонов также никто не отменял.

Уважаемые коллеги!

В заключение я хотел бы ещё раз подчеркнуть особую актуальность вынесенной на обсуждение темы.

Нынешний кризис стал серьёзным испытанием для нашей экономики. Вместе с тем, он преподал нам несколько очень важных уроков. Главный из них заключается в том, что  энерго-сырьевой сценарий экономического развития – это путь в никуда. Россия должна взять стратегический курс на инновационное развитие и экономику знаний, в центре которой стоит человек. Малый бизнес и интеллектуальный потенциал наших граждан – вот важнейшие составляющие инновационной экономики и неотъемлемые слагаемые успеха России в будущем!

Я рассчитываю, что на сегодняшнем заседании и в наших рекомендациях мы сформулируем конкретные предложения, которые позволят успешно решать весь комплекс связанных с этим задач.

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International