Уважаемый господин Председатель!
Уважаемые дамы и господа!
Прежде всего, хотел бы искренне поблагодарить польских коллег за гостеприимство и прекрасную организацию нашего форума.
Тема, выбранная для сегодняшнего заседания Ассоциации, представляется мне весьма актуальной и имеющей большое практическое значение не только для оценки прошлого, но, прежде всего, для определения политических и моральных критериев будущего мира. Хотя 20 лет по историческим меркам срок ничтожный, но за это время в Европе и мире произошли поистине грандиозные изменения.
Несомненно, судьбоносное значение для европейской и мировой политики имели события 1989 года, когда «Солидарность» одержав убедительную победу на выборах, сформировала демократическое правительство в Польше, и когда в ноябре того же года рухнула Берлинская стена. Эти события, как политическое цунами, привели к глубоким изменениям политического ландшафта Европы и радикальным сдвигам в менталитете не только европейских политических элит, но и общественности континента.
Какой же стала Европа через двадцать лет после тех памятных для всех нас событий? Более солидарной, ответственной, кооперативной, или же имевшиеся ранее противоречия и недоверие стали ещё более глубокими?
Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Да, демократия одержала убедительную победу в странах Восточной Европы. Без всякого сомнения, это – историческое завоевание народов восточноевропейских государств, в том числе и России. Демократические выборы органов власти, как центральных, так и местных, многопартийность, стали основами политической системы нашей страны.
Яркое подтверждение глубины и всеобъемлемости этих реформ – активное участие России в работе общеевропейских структур, которые непосредственно занимаются проблемами демократии. В этой связи хотел бы особо подчеркнуть, что огромное значение мы придаём развитию взаимоотношений в рамках Ассоциации европейских сенатов, поддержке двухпалатной парламентской системы в целях укрепления парламентской демократии.
Иными словами, утверждение и развитие демократии в Восточной Европе объективно создаёт благоприятные предпосылки для конструктивного и взаимовыгодного общения государств и политических партий по самым разным направлениям.
Вместе с тем следует признать, что спустя двадцать лет после окончания «холодной войны» ситуация в мире и Европе, мягко говоря, не выглядит вполне благополучной.
По-прежнему мы являемся свидетелями целого ряда серьёзных кризисов, вспышек вооружённых конфликтов в разных уголках планеты, появления принципиально новых вызовов и угроз трансграничного характера. Но главное заключается в том, что создалась ситуация, когда у некоторых политиков появился соблазн свести мир к однополярности, в результате чего на каком-то этапе мировое развитие стало по сути неуправляемым. Один из тревожных симптомов - нынешний финансово-экономический кризис. Он продемонстрировал, что преодолеть его возможно только при условии солидарных усилий всех стран. Осознавая это, Европа вносит свой весомый вклад в борьбу с финансовым кризисом.
Однако помимо экономических, экологических и миграционных проблем наш континент сталкивается ещё и с угрозами в сфере безопасности. События на Кавказе в августе прошлого года – одно из ярких свидетельств этого. И хотя совсем недавно был ещё раз подтверждён факт нападения Грузии на Южную Осетию, продолжаются поставки оружия режиму, развязавшему эту кровавую бойню.
Так в чём же дело? Почему окончание «холодной войны» и идеологического противостояния не позволило нам создать надёжную систему безопасности, выстроить целостную систему гармоничных и взаимовыгодных отношений на континенте?
Ответ, как представляется, следует искать в сохраняющемся менталитете «холодной войны». Инерция противостояния, психология поиска врага продолжает прочно жить в умах многих людей, в том числе облечённых властью. Некоторые из них никак не могут избавиться от иллюзий в духе пресловутой «победы в «холодной войне».
Считаю, что в современном мире остро стоит вопрос о деидеологизации международных отношений. Без этого никакое движение вперёд невозможно. Подлинная демократия как раз и предполагает соревнование разных точек зрения, мнений и концепций, а не навязывание своей собственной позиции остальным в качестве истины в последней инстанции. Как писал известный русский историк Владимир Соловьёв, «без свободной и открытой борьбы истина не может постоять за себя, не может овладеть действительностью, не может обнаружить своей жизненной силы и правды».
Полагаю, что эта мысль полностью справедлива как для внутригосударственной жизни, так и применительно к процессам, которые идут на международном уровне.
В наше время груз проблем, с которыми сталкивается человечество, настолько велик, что никакой альтернативы многосторонней или, как ещё говорят, консенсусной дипломатии просто нет. Давно пора решительно переходить от принципов блоковых подходов к принципам, которые определяются масштабностью геополитических и исторических задач мирового развития, его культурно-цивилизационным многообразием.
Думается, что мировое сообщество имеет для этого добротную основу, прежде всего, в лице Организации Объединённых Наций. Хотел бы напомнить, что изначально ООН задумывалась как организация полицентричного миропорядка. Конечно, в современных условиях она нуждается в реформировании, но заложенный в ней потенциал для коллективных действий остаётся востребованным и в наши дни. Это подтверждает проходящая сейчас в Нью-Йорке 64-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, участие в её работе около 100 лидеров государств. Убеждён, что максимальная реализация этого потенциала поможет сделать систему международных отношений более стабильной и демократичной.
Уважаемые дамы и господа!
В этом году исполнилась ещё одна дата - 70 лет со времени начала Второй мировой войны. На основе общих усилий участников антигитлеровской коалиции, решений Нюрнбергского суда, где был вынесен приговор нацизму, был поднят вопрос о вине определённых типов идеологии и философии, впервые был зафиксирован тезис о равенстве всех народов и рас. На этих решениях во многом основывается современный миропорядок, кодекс поведения государств, важнейшие международные институты. Поэтому самые серьёзные опасения вызывают конъюнктурные попытки переписать историю. Такие действия идут вразрез с ключевыми принципами международных отношений, подрывают безопасность и глобальную стабильность. Напомню известное высказывание о том, что, если в историю стрелять из пистолета, в будущем она ответит из пушки.
В наших общих интересах - не создавать поводы для новых конфронтаций на исторической почве, а наоборот - вести открытый и доброжелательный диалог, в том числе по самым острым вопросам истории. Чрезвычайно опасно пытаться оправдывать главного виновника войны - нацизм, ибо это неминуемо ведёт к его возрождению в новом обличье. Только взяв из истории то, что работает на сближение, а не на разъединение народов, можно будет избежать ошибок прошлого, прийти к гармоничному и справедливому миру, основанному на демократических ценностях, доверии и взаимопонимании.
В следующем году мы будем отмечать 65-ю годовщину окончания Второй мировой войны. Как вы знаете, наша страна выступила с предложением принять соответствующую резолюцию Генеральной ассамблеи ООН и провести в мае будущего года её специальное заседание – в память о всех жертвах той войны. Как сказал Президент России: «Нельзя допустить, чтобы её уроки были забыты. Но мы видим, как время от времени поднимают голову неофашистские организации, совершаются преступления на расовой, национальной или этнической почве, предпринимаются попытки обелить нацизм, отрицать Холокост, пересмотреть решения Нюрнбергского трибунала».
Уважаемые коллеги!
В современных условиях, и это полностью относится к Европе, как никогда возрастает роль общественности в международных делах. На мой взгляд, такая тенденция отражает объективный процесс постепенной демократизации международных отношений, усиления влияния гражданского общества на формирование внешней политики государств. Я имею в виду деятельность неправительственных организаций, средств массовой информации, а также научных и экспертных кругов.
В этой связи хотел бы затронуть вопрос о возможностях активизации сотрудничества парламентариев и, прежде всего, нашей Ассоциации с представителями и структурами гражданского общества в европейских странах. Мне думается, что для такого сотрудничества имеется немало перспективных направлений. Среди них могут быть вопросы миграции, экологии, пути преодоления последствий финансово-экономического кризиса, межрегиональное сотрудничество на континенте, проблемы европейской безопасности, включая предложение о новом Договоре, и многие другие.
В практическом плане можно было бы подумать о том, чтобы приглашать представителей соответствующих организаций на наши заседания, проводить специальные тематические семинары и конференции, а также готовить целевые совместные исследования по конкретным проблемам, которые вызывают наибольший интерес европейской общественности.
Такая работа позволит нам эффективнее использовать возможности, которые предоставляют нам демократические институты европейских стран в общих целях укрепления мира, стабильности и процветания на нашем континенте.
Желаю участникам заседания успешной работы.
Благодарю за внимание.
Отдельное спасибо переводчикам.