Уважаемые члены Совета! Уважаемые коллеги!
Я рад приветствовать вас на очередном заседании Совета по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса России.
Вопрос, который сегодня вынесен на обсуждение, в современных условиях имеет огромное значение. Скажу больше, от работы сельского строительного комплекса в значительной степени зависит развитие российской деревни, модернизация сельского хозяйства и его инвестиционная привлекательность.
Напомню, что об этом говорилось в Совете Федерации в ходе апрельских парламентских слушаний, посвящённых проблеме обеспечения устойчивого развития сельских территорий в России.
В прошлом мощный сельский строительный комплекс не только играл основную роль в производственном развитии села, но и выполнял важнейшую социальную функцию, обеспечивая миллионы сельских жителей работой, жильём, социальной инфраструктурой.
Данные, представленные в подготовленных к нашему заседанию материалах, красноречивее любых слов. За 70-80-ые годы прошлого века в деревне было построено 800 птицефабрик, 1200 животноводческих комплексов, 300 тысяч километров внутрихозяйственных дорог и 280 миллионов квадратных метров жилья. Объёмы сельского строительства составляли в то время около 30% всех строительно-монтажных работ в стране.
К середине 80-х годов, в том числе благодаря усилиям сельских строителей, уровень жизни в деревне, наверное, впервые за всю историю нашей страны приблизился к городскому.
С сожалением приходится констатировать, что за последние два десятилетия мы полностью разрушили уникальную систему организации строительства на селе. Колоссальные просчёты при приватизации специализированных строительных предприятий и организаций, ухудшение финансового состояния сельскохозяйственных предприятий привели к дезинтеграции ранее единого комплекса и к фактической остановке строительства на селе.
Сегодня часто складывается парадоксальная ситуация: построить новый коровник или починить старый в деревне некому. Нет ни строителей, ни материальной базы. Дороги в деревне находятся в плачевном состоянии или вовсе отсутствуют. Треть российских сёл не связана дорогами с твердым покрытием с магистральными автодорогами. Сегодня из 142 тысяч сельских населённых пунктов России около 40 тысяч остаются без автобусного сообщения. По этому поводу я получаю сотни писем от граждан.
Я уже не говорю о жилье. Федеральная программа «Социальное развитие села до 2012 года» работает уже не первый год. Однако похвастаться ощутимым улучшением жилищных условий на селе мы не можем. Это неудивительно. В прошлом году в рамках подпрограммы «Мероприятия по обеспечению доступным жильём молодых семей и молодых специалистов на селе» из федерального бюджета было выделено только 2,5 млрд. рублей. В масштабах страны это капля в море. Почти столько же средств Москва ежегодно тратит на озеленение своих улиц!
Даже неспециалисту понятно, что при отсутствии адекватных механизмов финансирования, кредитования и системы государственного регулирования сельский строительный комплекс и далее будет пребывать в недееспособном состоянии.
Сегодня настало время по-новому взглянуть на советский опыт организации его работы. До распада СССР комплекс состоял из трёх звеньев: на уровне района – формировалась сырьевая база. На региональном уровне создавались строительные организации и предприятия по производству стройматериалов. На федеральном уровне координировалась деятельность технологически единого сельского строительного комплекса.
Сегодня взаимосвязь этих звеньев в значительной степени утеряна, а те немногочисленные строительные организации регионального и федерального уровня, которые уцелели после приватизации, часто занимаются чем угодно, но только не строительством на селе.
Уверен, что в нынешних условиях процессам интеграции в сельском строительном комплексе альтернативы нет и быть не может. Нам необходимо всемерно поддерживать и поощрять процессы добровольного кооперирования и ассоциирования сельских строительных предприятий.
Возможно, следует подумать и о создании структуры с государственным участием, которая возьмёт на себя функции регулирования сельского строительства, контроль за соблюдением единых нормативов и развитие цивилизованного рынка строительных услуг. В неё могли бы войти действующие сельские строительные организации, строительные научные и проектные институты, призванные обеспечить проведение единой технологической политики при строительстве в сельской местности.
Думаю, не открою тайны, если скажу, что особую роль играет технология строительства на селе. Типовые строительные проекты должны быть увязаны с особенностями нашего климата, географией размещения и спецификой отрасли.
Кроме того, необходимо провести основательную модернизацию предприятий, производящих строительные материалы и конструкции на местах. Ведь понятно, что когда расстояние от стройплощадки до производителя стройматериалов измеряется в сотнях, а то и в тысячах километров, ни о каком эффективном строительстве на селе не может быть и речи. Производителям оборудования малой мощности для изготовления местных строительных материалов должна быть оказана государственная поддержка.
Наконец, государству нужно всерьёз озаботиться решением проблемы кадрового обеспечения сельского строительного комплекса. Необходимо восстановить систему профильного профессионального технического образования для подготовки квалифицированных рабочих кадров для сельского строительства и производства строительных материалов.
Организация такой работы должна сопровождаться обеспечением училищ экспериментальным и лабораторным оборудованием. Следует вернуться к практике ведения ими хозяйственной деятельности.
Вместе с тем, важно понимать, что при сохранении действующих подходов работать на селе скоро будет некому. Перед нами стоит задача сформировать систему стимулов для привлечения молодых специалистов в сельское хозяйство. Ключевым стимулом, безусловно, является недорогое и комфортное жильё.
Решение жилищной проблемы на селе я вижу в строительстве социального жилья и развитии социальной ипотеки. Не секрет, что сегодня государственные субсидии, которые выделяются молодым семьям, недостаточны для покупки или строительства собственного жилья. Им приходится дополнительно брать ипотечный кредит. Но при нынешних ставках и при средней зарплате в сельском хозяйстве позволить себе это могут лишь единицы. С помощью социального жилья и льготных условий ипотеки мы могли бы существенно повысить привлекательность деревенской жизни.
Уважаемые коллеги!
Я глубоко убеждён, что в среднесрочной перспективе агропромышленный комплекс должен стать одним из локомотивов российской экономики, опорной точкой нашего роста. Но без обеспечения деревни социальной инфраструктурой, жильём, дорогами сделать этого не удастся. Сельский строительный комплекс должен обрести вторую жизнь. Поэтому важно сегодня правильно оценить ситуацию и принять взвешенные решения, которые помогут добиться поставленных целей.
Надеюсь, что в ходе нашей дискуссии будет выработана грамотная позиция, которая ляжет в основу решений Совета.
Благодарю за внимание.