Уважаемые коллеги!
Наш круглый стол посвящен важному и общественно значимому событию - 20-летию принятия Конвенции Организации Объединенных Наций по правам ребенка.
Конвенция декларирует один ключевой принцип, о котором мы всегда должны помнить. Отличие детей от взрослых состоит в том, что ребенок имеет права, но еще не может в полной мере нести ответственность. Для нас, взрослых напротив, первична наша ответственность, а реализация наших прав вторична.
Думаю, ни у кого нет сомнений в том, что защита прав детей в социально ориентированном государстве должна быть объектом целенаправленной государственной политики. Обеспечение прав детей является одним из условий устойчивого развития общества, его жизнеспособности в настоящем и будущем.
Предваряя обсуждение, намечу лишь основные проблемные точки нашей дискуссии.
Дети и социальное неравенство
В настоящее время из 30 миллионов граждан нашей страны, относящихся к категории бедных, 9 миллионов - дети.
Среди групп риска следует особо выделить многодетные семьи, неполные семьи, а также семьи с детьми-инвалидами.
Подвержены рискам и дети из благополучных семей. Если один из родителей теряет работу, то риск увеличивается многократно.
Приведу лишь несколько цифр.
По данным Министерства образования и науки Российской Федерации в 2008 году было лишено родительских прав более 63 тысяч человек, у которых отобрали 75 тысяч детей. Кроме того, почти 7 тысяч детей остались без попечения родителей в связи с тем, что их родители были ограничены в родительских правах.
Численность детей и подростков, брошенных на произвол судьбы, к сожалению, не снижается.
Неблагополучие детей - это прямая угроза стабильности всего общества. А насилие над детьми, невозможность семьи и неспособность государства защитить детей вызывает в обществе глубокий нравственный кризис.
Детство и жилищная проблема
Одной из важнейших проблем российской семьи остается проблема жилья.
Право ребенка на жилище четко не определено. Причем жилищное законодательство, не отвечающее интересам ребенка, как бы подминает под себя семейное. Например, до недавнего времени Жилищный кодекс позволял признавать ребенка после развода родителей «бывшим членом семьи» и выселять его из квартиры родителя-собственника жилья. Этот недостаток законодательства устранили. Однако внесенные поправки, запрещающие признавать детей «бывшими членами семьи», не решают проблемы.
Статья 3 Конвенции о правах ребенка четко гласит, что, цитирую: «Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка». Если бы мы следовали этому принципу, детей не выкидывали бы на улицу собственные родственники.
Поправки в Жилищный кодекс, защищающие права детей, должны быть комплексными, а алиментные обязательства должны включать в себя и обеспечение ребенка жильем.
Насилие над детьми
Отдельный и очень тревожный вопрос – насилие над детьми.
Нет ничего страшнее преступлений против детей. Только в истекшем году преступления различной тяжести были совершены в отношении 126 тысяч несовершеннолетних, в результате чего погибло 1 914 детей, тяжкий вред здоровью причинен 2 330-ти.
Многие преступления в отношении детей совершаются самыми близкими им людьми – родителями!
Одной из проблем, связанных с предотвращением насилия над детьми, является то, что ребенок, попавший в беду, чаще всего не в состоянии самостоятельно обратиться за помощью.
В пункте 2 статьи 56 Семейного кодекса Российской Федерации закреплены права и законные интересы ребенка. В случае нарушения этих прав ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд. Однако, как правило, дети либо не знают свои права, либо не имеют доступа к источникам правовой помощи.
Думаю, давно назрела необходимость создания системы консультационных служб для детей. И начать надо с единого федерального контактного телефона, по которому может обратиться ребенок, подвергшийся любому насилию, или гражданин, желающий сообщить о факте насилия над ребенком. Это должен быть простой, легко запоминающийся номер.
Рост числа актов агрессии и насилия по отношению к детям в последние годы наглядно демонстрирует, что традиционные государственные институты социального надзора и опеки не справляются в должной степени со своими задачами. Государственная политика у нас по-прежнему ориентирована преимущественно на борьбу с последствиями социального неблагополучия. Убежден, мы с вами должны совместными усилиями придать ей новый вектор и динамику развития!
Вопросы, связанные с безопасностью детей и женщин в семье, защитой их от насилия должны быть отдельным направлением деятельности Министерства здравоохранения и социального развития. Наша принципиальная позиция – охрана детства не должна быть прерогативой репрессивных структур.
К этой работе должны быть подключены (а может и возглавить ее) уполномоченные по правам ребенка.
Создание службы Уполномоченного по правам ребенка при Президенте России, которой мы так долго добивались, должно не только помочь защитить конкретных детей, но и оказать содействие в решении системных вопросов защиты детства. Создание такого института соответствует нашим международным обязательствам, и знаменательно, что это происходит в год двадцатилетия принятия Конвенции ООН о правах ребёнка.
Мы также давно настаиваем на повсеместном введении ювенальной юстиции. Как в медицине есть педиатры, так и в юриспруденции должны быть ювеналисты! Развитие этого важнейшего института продвигается крайне медленно, хотя есть и положительный опыт.
Наши инициативы
Одна их системных проблем в области охраны детства – отсутствие законодательно прописанных стандартов и норм. Начиная от максимально допустимого количества детей в группе детского сада до нормативной базы по деятельности домов ребенка. Положение о доме ребенка утверждено еще в 1986 году и, естественно, требует значительной корректировки.
Институт «Справедливый мир» разработал собственную программу защиты детей от насилия и подготовил ряд предложений, которые будут инициированы в муниципальных законодательных органах.
Основная идея – объединить усилия муниципальных депутатов, государственных служащих уровня местной администрации и общественных организаций для работы с детьми и семьями по месту жительства.
Крайне важно, чтобы вся профилактическая работа велась в позитивном ключе. У нас есть пример наших средств массовой информации, транслирующих бесконечные страшилки! Людей это только раздражает. Идеологию детства нужно выстраивать в позитивном ключе! Надо не только возмущаться ситуацией, но и влиять на то, что происходит.
Чтобы защитить наших детей, мало одних усилий власти, необходимо встречное движение общества. Мы все должны направить свои силы и знания, свой опыт на защиту прав и благополучия наших детей!
Надеюсь на серьезную и заинтересованную дискуссию.