Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемые члены Государственного совета!
Уважаемые коллеги!
В начале своего выступления хочу напомнить, что партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ подготовлены и официально представлены предложения:
1) по реформированию органов внутренних дел;
2) в соавторстве с депутатами других фракций депутатами СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ внесен в Государственную Думу проект федерального закона «О парламентском контроле в РФ»;
3) также нами направлены предложения по совершенствованию избирательного законодательства. Хочу по этому вопросу еще раз подчеркнуть:
- наша партия против досрочного голосования и голосования по открепительным удостоверениям на любом уровне выборов;
- мы будем настаивать на установлении права гражданина по итогам выборов получить информацию на специальном сайте избирательной комиссии о факте его участия в голосовании;
- СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ также предлагает законодательно изменить порядок формирования избирательных комиссий регионального и муниципального уровней (сегодня они формируются теми самыми органами власти, которые и предстоит переизбрать). Нами предлагается формировать избирательные комиссии непосредственно из представителей, назначаемых всеми политическими партиями на паритетных началах.
А теперь я хотел бы проинформировать столь представительное собрание о позиции партии по концептуальным вопросам развития политической системы России.
В своем послании Президент России четко определил необходимость совершенствования политической системы страны и наметил ее основные направления. Мы встали на путь модернизации. Наступило время конкретных действий.
Как показывает мировой, да и наш отечественный опыт, эффективная модернизация невозможна без конкуренции – это ее катализатор и важнейший инструмент. Причем конкуренция не только экономическая, но и политическая.
Когда мы сегодня говорим о модернизации, многие думают прежде всего о высоких технологиях. Но модернизация – это всегда политический, социальный и культурный сдвиг.
Сегодня мы сталкиваемся с нарастающими угрозами, и их источником является несовершенство политической системы.
Это, во-первых, отсутствие открытой политической конкуренции, которое приводит к социальной апатии и оборачивается масштабной коррупцией. Во-вторых, слабость местного самоуправления, ведущая к отчуждению значительных слоев общества от власти. Наконец, в-третьих, это эгоизм некоторых региональных политических элит, который тормозит развитие страны в целом.
Убежден, преодолеть эти угрозы можно только развивая политическую культуру, последовательно создавая условия для открытой состязательности партий и идеологий. Речь идет не о политической поляризации (которая не лечит, а калечит общество), не о расколе элит, которым постоянно пугают нас некоторые аналитики. Политическая культура – это, в первую очередь, реальная многопартийность. Подчеркиваю – реальная.
Сегодня уже много сделано для законодательного обеспечения деятельности политических партий. Это позитивный результат совместной работы Президента и всего нашего депутатского корпуса. И эта работа будет продолжена. Но сейчас важно добиться того, чтобы принятые законы и решения работали, выполнялись.
Модернизация состоится тогда, когда произойдет реальное расширение партийного представительства, заработают социальные лифты, будут реализованы актуальные общественные инициативы.
В последние годы о состоятельности того или иного мэра или губернатора все больше судят по тому, какой процент голосов за партию власти он сумел обеспечить на выборах. От такой политической практики нужно отходить. Административный ресурс должен быть приведен в рамки конституционной законности и перенацелен с поддержки одной доминирующей партии на поддержку всей политической системы в целом.
Ключевой вопрос политической стабильности – доверие к существующим политическим институтам. Пора понять, что в условиях кризиса манипулятивные технологии перестают работать – люди обманываться не хотят. Только настоящая борьба между политическими партиями, выражающими интересы всех здоровых слоев общества, может определить необходимый курс вывода страны из кризиса.
И самое главное, если будет реальная конкурентная борьба партий, то весь выход протестных настроений окажется в рамках существующей партийной системы. Мы сохраним и социальную стабильность, и политическую систему, которая отвечает интересам России.
Политическая система должна быть адекватна рыночной модели экономики, которая содержит в себе бесчисленное количество противоречий. Сталкиваются не только частные интересы, а интересы различных социальных слоев и групп, из которых состоит современное общество. Если загнать все противоречия «в подполье», то они прорастут глубокими социальными конфликтами.
Это как же надо было «укатать» всю политическую жизнь, поставить под козырек всех чиновников, чтобы после двух десятков лет с начала рыночных реформ (замечу – очень противоречивых) отрапортовать о полном единогласии! И это в многомиллионном городе Москве, с огромным социальным расслоением. Опять полное «единство партии и народа»!
По итогам выборов 11 октября в целом по стране мы подали в суд несколько десятков исков. К сожалению, нет уверенности, что дела будут рассмотрены по существу.
Нет, пока окончательное решение еще не принято. Хотя, 21 января Кировский суд города Астрахани на втором же заседании отклонил иск о признании незаконными выборов мэра города 11 октября. При этом суд отклонил ходатайство о вызове свидетелей, отказал в ходатайстве о приобщении аудио- видеоматериалов и не стал исследовать вопрос о том, почему частные охранные предприятия не пропустили в здания избирательных комиссий представителей партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ.
Но мы будем продолжать бороться в правовом поле и добиваться справедливости. Возбужденное по нашему иску уголовное дело по факту фальсификации итогов выборов мэра Воскресенска, должно быть доведено до конца. Тем более, что все члены теризбиркома, которые внезапно дружно заболели, как только их вызвали на допрос следственного комитета прокуратуры, сегодня уже здоровы.
Хочется надеется, что на выборах 14 марта мы не увидим тех «прелестей» административного ресурса, которые мы видели в октябре прошлого года.
Кроме того, хочется спросить руководителей тех регионов, которые выводят близкие к ста процентам партии власти: какова ваша цель? Люди уже сейчас перестают доверять таким результатам. Так и на главных выборах России – выборах Президента, избиратели могут сказать – не верим! Ведь если ничего не менять, к этому можно прийти.
Мы нередко слышим, что российское общество, якобы, просто не способно к самообновлению и преобразованию и уступает инициативу в проведении реформ государству. Это очень вредный миф. Да, большинство граждан «за» сохранение достигнутой в стране стабильности. Но это не означает, что в России отсутствует гражданское самосознание!
Отсутствует другое. Отсутствуют социальные механизмы, обеспечивающие полноценное включение людей в общественную жизнь. Ответственность за состояние этих механизмов несет государство.
Мы видим огромный дефицит доверия в обществе: доверия людей к власти, доверия между различными социальными группами, доверия людей друг к другу. И одна из причин – все та же: на нашем политическом поле нет реальной конкуренции идеологий и партий. А это лишает граждан возможности осознанно делать свой выбор и голосовать, а не молчать, считая, что твой голос все равно ничего не изменит.
Отчуждение людей от власти на всех ее уровнях – одна из самых опасных угроз для новой России. Мы должны преодолеть ее в кратчайший срок.
Активное участие граждан в дискуссии по вопросам модернизации страны, инициированной Президентом, – залог того, что мы с этой задачей справимся!
Именно доверие нам представляется ключевым фактором, обеспечивающим эффективную власть и успешное развитие страны.
В заключение хочу сказать, что модернизация – это большой проект, долгожданное общее дело. Оно по силам Российской нации. Но модернизация состоится только тогда, когда каждый гражданин увидит, что он нужен своей стране. Что от его усилий зависит будущее Отечества!
Спасибо за внимание.