Добрый день, уважаемые коллеги!
У нас сегодня первое в нынешнем году заседание, и члены банковского совета предлагали для него целый ряд различных тем. Но в итоге мы остановились на такой формулировке, которая объединяет все высказанные идеи – «Банковская система России на выходе из кризиса: первоочередные задачи».
За последние несколько месяцев ситуация и в российской, и в мировой экономике изменилась по сравнению с острой фазой кризиса. Не будем забегать вперед и говорить о полном выздоровлении. Вероятно, трудности в экономической и в социальной сфере еще будут чувствоваться. Но тот бурный спад, который наблюдался год-полтора назад, явно притормозил. Во многих отраслях началось осторожное оживление. Где-то более заметно, где-то менее, но оно идет.
Характер проблем, с которыми сегодня сталкиваются банки, предприятия, финансовая система в целом тоже во многом изменился по сравнению с прошлым годом. А это значит, что нужны изменения и в экономической политике государства. Она должна отражать сегодняшнюю реальную ситуацию и сегодняшние задачи, помогать восстановлению экономики, в первую очередь производства, которое особенно сильно пострадало. И, конечно, в ней надо учесть опыт пережитого кризиса.
Первая и важнейшая задача, для которой надо искать решение – это восстановление кредитования населения и предприятий. Необходимо сделать кредитование доступным как по стоимости, так и по объемам предоставляемых займов.
За время кризиса объемы кредитования очень сильно сократились, особенно в потребительском и в инвестиционном секторе, а процентные ставки достигли запредельных уровней. Это имело и объективные, и субъективные причины. То, что резко возросли риски; то, что многим людям и предприятиям было не до дорогих покупок, не до инвестиций – это объективно. А вот то, что в разгар кризиса наши финансовые власти повышали ставку рефинансирования и ограничивали объемы кредитования - это субъективный фактор, который сыграл свою, на мой взгляд, крайне негативную роль.
Сегодня ситуация другая. Есть большой потенциал для увеличения потребительского спроса, потребительского кредитования – а это расширяет рынок сбыта для наших предприятий. Есть возможность для значительного увеличения инвестиций. Это основа перехода к новому этапу экономического роста. И эти процессы необходимо подкрепить финансовыми ресурсами.
Да, сейчас стоимость кредитов снижается. Центральный банк несколько раз подряд понижал ставку рефинансирования, довел ее до рекордно низкого для России уровня. Это, в том числе, и отражение диалога финансовых властей с законодателями и с банковским сообществом.
Но все же если сравнить с другими развитыми странами, то ее уровень все еще высокий. Да и стоимость кредита для конечного заемщика снижается недостаточно быстро. Для физических лиц, для малого бизнеса, для предприятий реального сектора получить кредит все еще трудно и дорого. А это ведет к потере темпа в восстановлении экономики.
Во время кризиса те предприятия, для которых это было вопросом выживания, брали и дорогие кредиты. Но когда вопрос так не стоит, все считают деньги: во что обойдется обслуживание кредита. Если процентные ставки высокие, значит, кто-то отложит покупку автомобиля. Завод откажется от строительства нового цеха, от закупки нового оборудования. Все это в масштабе нашей страны складывается в немалые потери.
Считаю, что на ближайшие два-три года приоритетом денежно-кредитной политики должно стать стимулирование экономического развития, инвестиционной активности реального сектора и расширения операций банковской системы. Тем более, что для этого сейчас складываются благоприятные условия: уменьшилось инфляционное давление; значительно сократился отток капитала и натиск на рубль; на фоне более оптимистичных ожиданий инвесторы готовы к более активным действиям. Это надо использовать.
Очень важно уже в 2010 году дать всем экономическим агентам ясные недвусмысленные сигналы - причем не на словах, а практическими действиями - чтобы подкрепить их позитивные ожидания относительно динамики российской экономики и побудить к активным инвестициям в ее модернизацию и развитие.
В связи с этим хочу коснуться вопроса о функциях и роли Центрального банка в макроэкономической стабилизации. Думаю, что здесь уроки кризиса дают нам основания для целого ряда важных выводов, для того, чтобы по-новому взглянуть на многие стороны в работе этого важнейшего финансового института.
Конституция России и закон «О Центральном банке» называют его основной функцией защиту и обеспечение устойчивости рубля. И это правильно. Но основная – это совсем не значит единственная. Да и устойчивость рубля имеет разные измерения. Можно говорить о стабильности валютного курса, а можно об устойчивости покупательной способности. В период экономического роста эти нюансы не так заметны, но в условиях кризиса они играют большую роль.
Если посмотреть, как определены задачи центральных банков в других государствах, то видны довольно важные отличия. Например, в Европейском центральном банке и в странах Евросоюза акцент делается, в первую очередь, на поддержании ценовой стабильности. В Японии речь идет о поддержании стабильности финансовой системы. Перед Федеральной резервной системой США ставятся задачи поддержания макроэкономического равновесия. Это не просто тонкости формулировок, а конкретные функции, которые имеют большое значение и для России.
Во время кризиса мы могли убедиться, насколько важно и благотворно для всей экономики было бы более широкое участие Банка России в решении задач макроэкономической стабилизации. В то же время приоритет ограничительной антиинфляционной политики привел к неоднозначным действиям и последствиям с точки зрения экономики в целом.
Я совершенно не имею в виду, что нам надо немедленно, «с шашкой наголо», начинать перекраивать очень тонкие правовые нормы и механизмы, которые действуют в этой сфере. Но, на мой взгляд, с учетом уроков кризиса и задач послекризисного развития, здесь есть предмет для размышлений и для обсуждения возможных в будущем направлений развития законодательства. Безусловно, в первую очередь представляют интерес предложения банковского сообщества, а главное самого Центрального банка, который, я уверен, внимательнее всех нас изучил опыт своей работы во время кризиса.
В своем вступительном слове я, конечно, не могу охватить все проблемы и задачи российской банковской системы в такой переломный момент, как выход из мирового экономического кризиса. Есть очень острые вопросы по расчистке «плохих долгов», по расширению ресурсной базы банковской системы и еще по целому ряду направлений.
Уверен, что наше обсуждение позволит нам сформулировать конкретные системные рекомендации по решению задач, стоящих сегодня перед банковской системой России.
Уважаемые коллеги!
Я прошу всех выступающих придерживаться нашего обычного регламента, 5-7 минут на выступление. Причем желательно ориентироваться на первую цифру.
Если кто-нибудь не успеет выступить или подготовил развернутое выступление, выходящее за рамки регламента, то свои тексты можно передать ответственному секретарю для включения в стенограмму. После заседаний я всегда работаю со стенограммой, и как правило нахожу в ней важные идеи и предложения.
У вас есть проект рекомендаций нашего заседания. Прошу в выступлениях высказывать свои замечания и предложения по этому проекту.
По итогам обсуждения я прошу обоих своих заместителей по банковскому совету – Дмитрия Николаевича Ананьева и Гарегина Ашотовича Тосуняна – совместно доработать проект с учетом тех соображений, которые будут высказаны участниками. И подготовить предложения, что нам надо сделать для практической реализации этих рекомендаций.
Благодарю за внимание.