Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема нашего совещания: «Моногорода России - задачи экономической и социальной модернизации». Вы прекрасно знаете, какие огромные масштабы и остроту приобрела эта проблема.
Она затрагивает жизнь многих миллионов граждан России и крайне негативно сказывается на социально-
экономическом положении и развитии всей нашей страны.
В своем Послании Федеральному Собранию глава нашего государства Дмитрий Анатольевич Медведев
уделил особое внимание монопрофильным городам. Он сказал, что «нам необходимо принять оперативные меры, чтобы не допустить резкого падения уровня жизни в моногородах. Это задача и органов власти всех уровней, и руководства предприятий».
Вполне понятно, что Совет Федерации и как орган законодательной власти, и как «палата регионов» уделяет очень большое внимание работе по стабилизации положения в моногородах, по обеспечению нормальной жизни для их жителей.
Сегодня мы решили провести совещание, на которое пригласили не только законодателей, но и
представителей исполнительной власти, ученых, а также самих руководителей городов, которым приходится непосредственно решать очень непростые задачи.
Рассчитываю, что этот прямой диалог позволит нам выработать общие позиции, общие подходы, и согласовать те конкретные меры, которые мы можем реализовать и каждый на своем месте, и во взаимодействии друг с другом.
Хочу сказать, что монопрофильные города есть практически во всех индустриальных государствах мира. Россия здесь не является исключением.
Такая специализация дает немалые преимущества при реализации больших научных, инновационных, производственных проектов. Она позволяет сконцентрировать ресурсы и управление, наладить эффективную работу. В этом причина достаточно широкого распространения моногородов во многих странах мира.
И для нашей экономики такие города на протяжении десятилетий были не просто крупной, но и передовой, динамично развивающейся составной частью. Они позволили реализовать целый ряд масштабных проектов огромного производственного, научно-технического и оборонного значения. Сегодня в России насчитывается 460 таких городов, а проживает в них и прилегающих к ним районах 25% городского населения страны. На долю моногородов приходится порядка 40% суммарного валового регионального продукта.
Монопрофильные населённые пункты расположены практически повсеместно: в Европейской части России и за Уралом, на севере и на юге, вблизи крупных городов и в малонаселенных местностях. Многие производственные комплексы в форме моногородов сыграли большую роль в освоении и развитии отдалённых районов России.
Но у тех преимуществ, о которых я говорил, есть и своя оборотная сторона, которая делает моногорода очень уязвимыми в кризисных ситуациях. Здесь любой сбой в работе градообразующего
предприятия отражается на жизни всего муниципального образования. Другую работу для жителей, другой источник доходов для местного бюджета искать практически негде. Поэтому мировой финансовый кризис превратил моногорода в главную социальную проблему России, когда сотни тысяч людей в прямом смысле слова оказались на грани выживания.
В поисках решения этого, прямо скажем, очень сложного комплекса проблем воедино сплетаются интересы государства, бизнеса и, конечно, тех людей, которые стали заложниками ситуации.
Между тем в настоящее время, не существует развитой законодательной базы, которая
необходима для решения проблем монопрофильных городов.
Например, отсутствует даже понятие и критерии определения моногорода. Это усложняет идентификацию таких поселений. В результате населённому пункту приходится доказывать свою принадлежность к категории моногородов, а эксперты расходятся в оценке количества моногородов в России.
Определения градообразующих предприятий, которые имеются в действующей нормативной базе, не
совпадают друг с другом". В законодательстве отсутствует классификация градообразующих предприятий.
Проблема усугубляется тем, что природа моногородов России крайне сложна и разнообразна. К
ним относятся промышленные отраслевые города и транспортные узлы. Наукограды и города оборонной промышленности. Города сырьевого пояса и города-спутники. Города с современным высокотехнологичным производством и с безнадежно устаревшим. Такие гиганты как Тольятти, с населением более 700 тысяч человек и, например, поселок Светлогорье в Приморском крае, где проживает 1700 человек.
Одним словом, ситуация каждого из монопрофильных городов в каких-то аспектах уникальна. Это требует выработки не только общих подходов к решению их проблем, но и возможности учета
индивидуальных особенностей, основанного на глубоком анализе обстановки.
Самым уязвимым звеном в проблеме монопрофильных городов остаются люди. Но в то же время это и самое важное звено.
И с точки зрения ответственности государства перед своими гражданами. И с тех позиций, что
главное богатство современной развитой страны - это ее человеческий капитал, то есть знания и опыт квалифицированных работников. Если из-за кризиса они остались невостребованными в прежней сфере деятельности, то надо найти другие возможности их использования, создать новые сферы и направления работы специалистов.
Здесь необходимо учитывать крайне ограниченную мобильность наших трудовых кадров. Работники не готовы переезжать. Это связано с низкими заработными платами, колоссальными различиями в укладе и уровне жизни в разных регионах страны. Но самое большое препятствие - это отсутствие цивилизованного рынка жилья в регионах. Поэтому решения надо искать, прежде всего, на местах.
Для каждого моногорода должны быть найдены конкретные практические ответы на ключевые вопросы: перепрофилировать градообразующее производство или закрывать; привлекать инвестиции в модернизацию или создавать новые направления деятельности.
В тех случаях, когда прежнее производство возрождать нецелесообразно, необходимо найти возможность сохранить и возродить сам город. Надо использовать готовую инфраструктуру, обжитую территорию и главную ценность -человеческий капитал.
Мы должны создавать здесь новые современные предприятия на базе передовых технологий. Организовать производство, которое отвечает главной задаче -модернизации страны и подъему инновационной экономики.
Иными словами, есть два основных пути - это либо помощь жизнеспособным предприятиям, либо поиск альтернативных путей развития города и создания новых рабочих мест.
Уважаемые коллеги!
Проблема моногородов может быть решена только при совместном участии федеральной власти, субъектов Федерации, органов местного самоуправления и бизнеса. Начать же следует с создания таких
законодательных механизмов, которые сделают территории монопрофильных городов привлекательными для бизнеса, выгодными для инвестиций и развития производства.
Особенно важно создать выгодные условия для развития малого и среднего бизнеса. Он более мобильный, гибкий, чем крупный, быстрее адаптируется к изменениям и к конкретным местным проблемам.
Именно он позволяет снизить зависимость от одного градообразующего предприятия и создать новые рабочие места.
Уважаемые коллеги!
Убеждён, что решение проблемы моногородов напрямую связано с модернизацией экономики в целом. Именно системная модернизация экономики, которая будет охватывать все отрасли и территории, позволит вернуть нам прежний взгляд на моногорода: сделать их не проблемой для государства, а источником роста и развития экономики. И, главное, центрами формирования достойной и благополучной жизни людей по всей
огромной территории нашей страны.
Уважаемые коллеги!
Я рассчитываю, что наша встреча будет иметь сугубо практическое значение и конкретные практические результаты. В ходе совещания нам нужно не только обозначить круг основных проблем моногородов в экономической и социальной сфере, но и выработать рекомендации прикладного характера по их решению.
В начале совещания мы заслушаем доклад представителя профильного Министерства регионального развития. На него отводится 15 минут. Затем попросим сжато, по-деловому высказаться других участников совещания. С упором, подчеркиваю, на конкретные проблемы и практические предложения. Регламент выступлений 5-7 минут, желательно ориентироваться на первую цифру.
Давайте приступим к работе.
Спасибо за внимание!