Уважаемые участники собрания!
Коллеги!
Искренне рад, что своё организационное собрание вы проводите в стенах Совета Федерации, поскольку для нашей палаты вопросы деятельности местного самоуправления являются приоритетным направлением работы.
За время, прошедшее с начала муниципальной реформы, была проделана большая работа. Уже больше года как закончился переходный период, установленный «131-м» законом. С 2010 года в полную силу заработали сельские местные органы власти на территории всей Российской Федерации.
К сожалению, реформирование системы местного самоуправления не обходится без проблем. Это - сложная демографическая ситуация, нехватка квалифицированных кадров, низкая финансовая и имущественная обеспеченность, влияние последствий мирового финансового кризиса. Особенно остро эти проблемы чувствуются в сельской местности.
Коллеги! Хочу вас заверить, что все эти вопросы находятся под пристальным вниманием руководства страны. Сегодня развитие сельских территорий поставлено во главу угла социально-экономической политики государства: работают государственные программы по развитию села, по поддержке аграрного сектора экономики.
Благодаря реализации антикризисных мер, АПК России сумел сохранить положительную динамику роста. В свою очередь, Совет Федерации прилагает также немало усилий для решения проблем развития сельского хозяйства и сельских поселений.
В середине апреля мы приняли специальное постановление, где рекомендовали Правительству предусматривать финансирование Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы, а также других целевых программ в объёмах, установленных их паспортами. В случае уменьшения финансирования следует вносить изменения в паспорта указанных программ.
Ряд предложений документа был направлен на совершенствование бюджетной политики в части стимулирования доходной базы местных бюджетов. Регулярно в нашей палате проводятся заседания Совета по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации, в состав которого входят представители сельских поселений. Уверен, что вы все хорошо знакомы с деятельностью нашего Комитета по вопросам местного самоуправления. Проблематике сельских муниципальных образований там уделяется самое большое внимание.
Коллеги! Я хочу особо подчеркнуть, что российское село – как совершенно правильно сказал Дмитрий Анатольевич Медведев – это «способ жизни трети населения нашей страны». В сельских поселениях проживает более 40 млн. человек.
На современном этапе местное самоуправление может и должно выступать не только в качестве самостоятельной единицы управления, но и главное – полноценным экономическим субъектом.
Российское село должно стать одной из основных точек роста отечественной экономики.
Однако в настоящее время этот процесс сдерживается целым рядом материально-технических и организационных проблем.
Первая и самая больная проблема – это конечно слабая финансовая база. Более половины полномочий не реализуются из-за отсутствия или недостаточности финансовых средств. В условиях экономического кризиса эта проблема ещё более обострилась: сокращаются объёмы капитальных вложений, растёт кредиторская задолженность по первоочередным бюджетным обязательствам[8], многие сельхозпредприятия, являющиеся основой экономики села, становятся банкротами. Из-за такого несоответствия доходной части местных бюджетов расходным полномочиям муниципалитеты лишаются реальной власти на местах и, что самое главное, доверия населения.
Кардинальное решение этого вопроса возможно только одним способом – укреплением собственной финансовой основы местного самоуправления.
Один из путей - расширение налогооблагаемой базы. Сегодня удельный вес местных налогов в доходах бюджетов муниципальных образований составляет 3,8 процента. Сельские поселения имеют самый минимум в объёме налоговых доходов в составе доходов всех муниципальных образований. Имея такую низкую долю налогов, местные органы просто не могут рассматривать этот механизм в качестве серьезного инструмента влияния на экономику муниципального образования.
Что можно сделать? Во-первых, по существующим местным налогам, оптимизировать процедуры их взимания. Например, тот же сбор земельного налога можно было бы передать местным администрациям.
Необходимо рассмотреть вопрос о разработке механизма компенсации выпадающих доходов в связи с льготами и изъятиями из объекта налогообложения по местным налогам, установленным федеральным законодательством.
В упомянутом мной постановлении Совет Федерации специально рекомендовал Правительству России предусмотреть такие процедуры при составлении проекта бюджета.
Думаю, стоит вернуться к вопросу о налоге на доходы физических лиц, и зачислять его не по месту работу, а по месту жительства граждан. Сегодня все отчисления от этого налога поступают в основном в бюджеты крупных промышленных городов, в которых не будем забывать, работает значительная часть жителей сельских поселений.
В ряде регионов дальновидно было принято решение о перераспределении налоговых поступлений в пользу местных бюджетов. Многие регионы передают муниципалитетам долю акцизов на спирт и алкогольную продукцию, часть единого сельхозналога, других налогов.
Серьёзным тормозом на пути развития сельских поселений является проблема определения компетенции органов местного самоуправления в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Поселения, обладая комплексом полномочий в градостроительной сфере (территориальное планирование, выдача разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию), не могут распоряжаться указанными земельными участками. Это пагубно сказывается на социально-экономическом развитии поселений.
Необходим также пересмотр перечня имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований. Для сельских поселений это особенно актуально. В большинстве из них муниципальная собственность – это главная возможность, за счёт которой муниципалитеты могут решать жизненно важные проблемы населения.
Коллеги! К сожалению, несмотря на большие усилия государства по возрождению села, оно ещё не стало тем местом, куда бы люди стремились. Если вокруг крупных городов сконцентрировано население, то из отдаленных сёл люди уезжают. И это, в принципе, можно понять.
Ещё в прошлом веке выдающийся государственный деятель России Пётр Аркадьевич Столыпин говорил: «наши крупные сёла, наши железнодорожные посёлки представляют из себя нечто хаотическое – какое-то накопление человеческого жилья без всяких признаков порядка и благоустройства». К сожалению, в отношении значительной части сельских поселений эти слова актуальны до сих пор.
Посмотрите, цифры говорят сами за себя: сегодня только 36% выпускников аграрных вузов, получивших образование за счёт средств федерального бюджета, едет работать в деревню. Жилья на селе, в расчёте на одного человека строится в пять раз меньше, чем в городе. Условия жизни на селе, по-прежнему, остаются малопривлекательными.
Дефицит профессиональных кадров в сельских муниципалитетах растёт. А ведь как очень точно заметил Владимир Владимирович Путин: «во многом от их квалификации, от их опыта, от умения работать зависит, насколько комфортно живут люди».
Решить эту проблему можно только в том случае, если заработает комплексный набор стимулов для притока молодых специалистов в сельские районы. Это жильё, материально-стимулирующие надбавки к заработной плате специалистам. Необходима государственная поддержка подготовки и закрепления кадров на селе.
Издавна на Руси говорили: "Одна голова хорошо, а две лучше". Эта пословица очень точно отражает смысл межмуниципального сотрудничества. Сегодня законодательство предоставляет широкие правовые возможности в этой сфере. Ведь легче решать проблему совместными усилиями. В регионах уже есть успешные примеры такого сотрудничества и межмуниципальной кооперации. Считаю, что это основные площадки, где должны решаться проблемы взаимодействия между муниципальными образованиями. Все эти примеры необходимо изучать и распространять положительный опыт.
Коллеги, дорогие друзья!
Пользуясь случаем, хочу сказать слова благодарности за вашу настойчивость, целеустремленность в реформировании местного самоуправления. Ведь муниципальная реформа по сути - это реформа сельских поселений: насколько эффективно будет развиваться местное самоуправление в маленьком посёлке или городе, настолько будет определяться эффективность развития этого института в стране в целом.
Убеждён, что наша совместная работа приобретёт мощный импульс в связи с новым порядком формирования Совета Федерации, согласно которому в палату войдут и представители муниципальной власти[16]. Это не только повысит авторитет всей системы местного самоуправления, но и позволит на полноправной основе выстраивать конструктивное сотрудничество федеральной, региональной и местной власти.
Благодарю за внимание.