МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Выступление на организационном собрании палаты сельских поселений "Общероссийского конгресса муниципальных образований" 19 мая 2010 года (г.Москва)

19 мая 2010

Уважаемые участники собрания!

Коллеги!

Искренне рад, что своё организационное собрание вы проводите в стенах Совета Федерации, поскольку для нашей палаты вопросы деятельности местного самоуправления являются приоритетным направлением работы.

За время, прошедшее с начала муниципальной реформы, была проделана большая работа. Уже больше года как закончился переходный период, установленный «131-м» законом. С 2010 года в полную силу заработали сельские местные органы власти на территории всей Российской Федерации.

К сожалению, реформирование системы местного самоуправления не обходится без проблем. Это - сложная  демографическая ситуация, нехватка квалифицированных кадров, низкая финансовая и имущественная обеспеченность, влияние последствий мирового финансового кризиса. Особенно остро эти проблемы чувствуются в сельской местности.

Коллеги! Хочу вас заверить, что все эти вопросы находятся под пристальным вниманием руководства страны. Сегодня развитие сельских территорий поставлено во главу угла социально-экономической политики государства: работают государственные программы по развитию села, по поддержке аграрного сектора экономики.

Благодаря реализации антикризисных мер, АПК России сумел сохранить положительную динамику роста. В свою очередь, Совет Федерации прилагает также немало усилий для решения проблем развития сельского хозяйства и сельских поселений.

В середине апреля мы приняли специальное постановление, где рекомендовали Правительству предусматривать финансирование Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы, а также других целевых программ в объёмах, установленных их паспортами. В случае уменьшения финансирования следует вносить изменения в паспорта указанных программ.

Ряд предложений документа был направлен на совершенствование бюджетной политики в части стимулирования доходной базы местных бюджетов. Регулярно в нашей палате проводятся заседания Совета по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации, в состав которого входят представители сельских поселений. Уверен, что вы все хорошо знакомы с деятельностью нашего Комитета по вопросам местного самоуправления. Проблематике сельских муниципальных образований там уделяется самое большое внимание.

Коллеги! Я хочу особо подчеркнуть, что российское село – как совершенно правильно сказал Дмитрий Анатольевич Медведев – это «способ жизни трети населения нашей страны». В сельских поселениях проживает более 40 млн. человек.

На современном этапе местное самоуправление может и должно выступать не только в качестве самостоятельной единицы управления, но и главное – полноценным экономическим субъектом.

Российское село должно стать одной из основных точек роста отечественной экономики.

Однако в настоящее время этот процесс сдерживается целым рядом материально-технических и организационных проблем.

Первая и самая больная проблема – это конечно слабая финансовая база. Более половины полномочий не реализуются из-за отсутствия или недостаточности финансовых средств. В условиях экономического кризиса эта проблема ещё более обострилась: сокращаются объёмы капитальных вложений, растёт кредиторская задолженность по первоочередным бюджетным обязательствам[8], многие сельхозпредприятия, являющиеся основой экономики села, становятся банкротами. Из-за такого несоответствия доходной части местных бюджетов расходным полномочиям муниципалитеты лишаются реальной власти на местах и, что самое главное, доверия населения.

Кардинальное решение этого вопроса возможно только одним способом – укреплением собственной финансовой основы местного самоуправления.

Один из путей - расширение налогооблагаемой базы. Сегодня удельный вес местных налогов в доходах бюджетов муниципальных образований составляет 3,8 процента. Сельские поселения имеют самый минимум в объёме налоговых доходов в составе доходов всех муниципальных образований. Имея такую низкую долю налогов, местные органы просто не могут рассматривать этот механизм в качестве серьезного инструмента влияния на экономику муниципального образования.

Что можно сделать? Во-первых, по существующим местным налогам, оптимизировать процедуры их взимания. Например, тот же сбор земельного налога можно было бы передать местным администрациям.

Необходимо рассмотреть вопрос о разработке механизма компенсации выпадающих доходов в связи с льготами и изъятиями из объекта налогообложения по местным налогам, установленным федеральным законодательством.

В упомянутом мной постановлении Совет Федерации специально рекомендовал Правительству России предусмотреть такие процедуры при составлении проекта бюджета.

Думаю, стоит вернуться к вопросу о налоге на доходы физических лиц, и зачислять его не по месту работу, а по месту жительства граждан. Сегодня все отчисления от этого налога поступают в основном в бюджеты крупных промышленных городов, в которых не будем забывать, работает значительная часть жителей сельских поселений.

В ряде регионов дальновидно было принято решение о перераспределении налоговых поступлений в пользу местных бюджетов. Многие регионы передают муниципалитетам долю акцизов на спирт и алкогольную продукцию, часть единого сельхозналога, других налогов.

Серьёзным тормозом на пути развития сельских поселений является проблема определения компетенции органов местного самоуправления в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Поселения, обладая комплексом полномочий в градостроительной сфере (территориальное планирование, выдача разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию), не могут распоряжаться указанными земельными участками. Это пагубно сказывается на социально-экономическом развитии поселений.

Необходим также пересмотр перечня имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований. Для сельских поселений это особенно актуально. В большинстве из них муниципальная собственность – это главная возможность, за счёт которой муниципалитеты могут решать жизненно важные проблемы населения.

Коллеги! К сожалению, несмотря на большие усилия государства по возрождению села, оно ещё не стало тем местом, куда бы люди стремились. Если вокруг крупных городов сконцентрировано население, то из отдаленных сёл люди уезжают. И это, в принципе, можно понять.

Ещё в прошлом веке выдающийся государственный деятель России Пётр Аркадьевич Столыпин говорил: «наши крупные сёла, наши железнодорожные посёлки представляют из себя нечто хаотическое – какое-то накопление человеческого жилья без всяких признаков порядка и благоустройства». К сожалению, в отношении значительной части сельских поселений эти слова актуальны до сих пор.

Посмотрите, цифры говорят сами за себя: сегодня только 36% выпускников аграрных вузов, получивших образование за счёт средств федерального бюджета, едет работать в деревню. Жилья на селе, в расчёте на одного человека строится в пять раз меньше, чем в городе. Условия жизни на селе, по-прежнему, остаются малопривлекательными.

Дефицит профессиональных кадров в сельских муниципалитетах растёт. А ведь как очень точно заметил Владимир Владимирович Путин: «во многом от их квалификации, от их опыта, от умения работать зависит, насколько комфортно живут люди».

Решить эту проблему можно только в том случае, если заработает комплексный набор стимулов для притока молодых специалистов в сельские районы. Это жильё, материально-стимулирующие надбавки к заработной плате специалистам. Необходима государственная поддержка подготовки и закрепления кадров на селе.

Издавна на Руси говорили: "Одна голова хорошо, а две лучше". Эта пословица очень точно отражает смысл межмуниципального сотрудничества. Сегодня законодательство предоставляет широкие правовые возможности в этой сфере. Ведь легче решать проблему совместными усилиями. В регионах уже есть успешные примеры такого сотрудничества и межмуниципальной кооперации. Считаю, что это основные площадки, где должны решаться проблемы взаимодействия между муниципальными образованиями. Все эти примеры необходимо изучать и распространять положительный опыт.

Коллеги, дорогие друзья!

Пользуясь случаем, хочу сказать слова благодарности за вашу настойчивость, целеустремленность в реформировании местного самоуправления. Ведь муниципальная реформа по сути -  это реформа сельских поселений: насколько эффективно будет развиваться местное самоуправление в маленьком посёлке или городе, настолько будет определяться эффективность развития этого института в стране в целом.

Убеждён, что наша совместная работа приобретёт мощный импульс в связи с новым порядком формирования Совета Федерации, согласно которому в палату войдут и представители муниципальной власти[16]. Это не только повысит авторитет всей системы местного самоуправления, но и позволит на полноправной основе выстраивать конструктивное сотрудничество федеральной, региональной и местной власти.

Благодарю за внимание.

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International