Тема: "Законодательное обеспечение проблем правового регулирования государственного сектора науки и развития уникальной экспериментально-исследовательской базы головных научных организаций ОПК"
Уважаемые коллеги!
Сегодня нам предстоит обсудить вопросы правового регулирования государственного сектора науки и развития экспериментально-исследовательской базы головных научных организаций оборонной промышленности России.
Прежде всего, хочу поблагодарить директора Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов, академика РАН и члена нашего Экспертного совета Евгения Николаевича Каблова за гостеприимство и организацию сегодняшней работы.
Мы проводим свое заседание на базе крупнейшего научного центра, деятельность которого во многом определяет облик российской авиакосмической техники.
В современных условиях такие институты, как ВИАМ, - это кластеры инновационных разработок, на основе которых строится вся российская инновационная система. Но следует помнить, что они не только важные, но и очень уязвимые элементы оборонно-промышленного комплекса, которые требуют постоянного пристального внимания и поддержки со стороны государства.
Коллеги! С основным докладом сегодня выступит Евгений Николаевич Каблов, с содокладом - Игорь Васильевич Горынин, генеральный директор федерального государственного унитарного предприятия «Центральный научно-исследовательский институт «Прометей».
Предлагается следующий регламент работы:
на основной доклад до 15 минут, на содоклад 10 минут, на выступления в пределах до 5 минут. Если кто-то хотел бы сказать больше или не успеет выступить, прошу передать свои материалы в секретариат для последующей публикации.
По теме нашего заседания подготовлен проект рекомендаций. Просьба к выступающим давать оценку этому проекту, вносить предложения по его содержанию.
Мы планируем работать два часа. По традиции прежде, чем передать слово докладчику, я хотел бы сделать некоторые комментарии по теме нашего заседания.
Уважаемые коллеги!
Сегодня государственный сектор науки - это основной источник отечественных инноваций, а в сфере создания вооружения и военной техники, других источников нет. Важнейшее условие его эффективного функционирования – это законодательно обеспеченные меры поддержки каждого из звеньев: академического, прикладного, вузовского.
К сожалению, здесь мы имеем целый комплекс нерешенных проблем.
Действующее законодательство Российской Федерации в сфере науки страдает декларативностью, фрагментарностью, отсутствием связи между нормативными правовыми актами.
Уважаемые коллеги!
В соответствии с Основами государственной политики развития ОПК до 2020 года и на дальнейшую перспективу, развитие науки и технологий отнесено к числу высших приоритетов государства. Для реализации этих приоритетов необходимо решить целый ряд ключевых задач. В частности, нужно:
усовершенствовать правовые механизмы и меры государственной поддержки организаций сектора прикладной науки;
разработать меры, направленные на углубление интеграции научной, образовательной и производственной деятельности;
определить наиболее рациональные условия и способы финансово-экономического и ресурсного обеспечения достижения тех целей, которые поставлены в Основах государственной политики развития ОПК.
Не секрет, что сегодня конкуренция наиболее жёстко проявляется в сфере создания инновационной продукции и передовых научных достижений. Считаю, что следует проводить прагматичную, даже, я бы сказал, агрессивную государственную научно-техническую политику.
При этом нельзя забывать о таком важнейшем сегменте инновационного процесса, как практическая реализация продукта.
Я согласен с подходом Правительства в том, что помимо эффективности разработок и их качества, необходимо самое серьёзное внимание уделять «восприимчивости государства и экономики к внедрению этих инновационных разработок».
К сожалению, сегодня многие эксперты отмечают низкую эффективность и невысокую результативность проводимых научных исследований. Но для нас важно не просто констатировать проблемы и недостатки, а найти реальные пути к улучшению ситуации.
Очевидно, что нельзя ожидать от науки результатов мирового уровня, если при проведении исследований используется устаревшее оборудование и отсутствует финансирование для развития экспериментальной базы науки.
Нельзя сохранить научные школы, если нет возможности подпитывать науку молодыми кадрами. А привлечь в науку талантливую молодёжь очень сложно, если по состоянию на начало 2010 г. оклад младшего научного сотрудника академических институтов, в среднем, составляет 11000 руб., а доктора наук 27500 руб. причем это еще включая надбавку за учёную степень.
Зачастую реформирование предприятий ОПК с уникальной экспериментально-исследовательской базой основывается на сокращении их реальной экономической поддержки со стороны государства, на приватизации действующих организаций и переводе их работы на коммерческую основу, на самоокупаемость. Это, я считаю, неправильно. На основе чисто бухгалтерского подхода, думая только о сокращении расходов бюджета, невозможно создать новое. Скорее можно потерять то лучшее, что уже есть в сфере ОПК.
Возникает естественный вопрос: почему реформируя организацию и структуру ОПК, планирование и финансирование фундаментальных и прикладных исследований, мы утрачиваем научные коллективы и технологии? Считаю, что многие причины этого кроются в отсутствии необходимых правовых механизмов.
«Заложить правильную нормативную базу для формирования действительно инновационной инфраструктуры» - такую задачу поставил Президент России Д.А. Медведев.
Убеждён, сегодня нам как воздух
необходим базовый федеральный закон, регулирующий правоотношения в сфере инноваций.
Коллеги!
В Совете Федерации проведён анализ законодательства, которое регулирует деятельность ОПК. По результатам работы подготовлен проект доклада. Он был представлен членам Экспертного совета, а также в заинтересованные министерства, ведомства, научные и общественные организации. Жду ваших отзывов и предложений по этому проекту.
Также была проанализирована реализация рекомендаций Экспертного совета. Итог нашей совместной работы - более 100 конкретных предложений по совершенствованию нормативного правового обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса.
В законах и нормативных актах реализовано порядка 30% рекомендаций. Это, я считаю, хороший результат нашей работы, но мы будем стараться его улучшить.
Целый комплекс правовых вопросов связан с юридическими аспектами работы государственных научных центров. Известно, что в государственной собственности сконцентрировано более 70% научно-технического потенциала страны. Государственный сектор располагает такими структурами, как научные центры, с соответствующими ресурсами и уникальной экспериментально-исследовательской базой.
Однако на сегодняшний день отсутствуют правовые механизмы вовлечения этих организаций в инновационные процессы. Более того, до сих пор не определено юридически само понятие «государственный сектор науки».
К сожалению, до сих пор не урегулированы многие вопросы защиты и использования интеллектуальной собственности. А ведь результат работы научных центров заключается именно в создании нового интеллектуального продукта. Внедрять новые технологии возможно только после закрепления прав на них. А если правовая охрана интеллектуальной собственности не обеспечена, то вся работа может пойти насмарку с точки зрения практических результатов.
Рассчитываю, что на сегодняшнем заседании мы выработаем конкретные предложения, направленные на выполнение государственных задач в области научно-инновационного развития и обеспечения национальной безопасности. При этом, естественно, для Совета Федерации, как органа законодательной власти, особый интерес представляют предложения о правовых механизмах решения проблем ОПК.
Спасибо за внимание.