МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Выступление на заседании Экспертного совета по проблемам законодательного обеспечения развития ОПК при Председателе Совета Федерации 24 мая 2010 года (г.Москва)

24 мая 2010

Тема: "Законодательное обеспечение проблем правового регулирования государственного сектора науки и развития уникальной экспериментально-исследовательской базы головных научных организаций ОПК"

 

Уважаемые коллеги!

Сегодня нам предстоит обсудить вопросы правового регулирования государственного сектора науки и развития экспериментально-исследовательской базы головных научных организаций оборонной промышленности России.

Прежде всего, хочу поблагодарить директора Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов, академика РАН и члена нашего Экспертного совета Евгения Николаевича Каблова за гостеприимство и организацию сегодняшней работы.

Мы проводим свое заседание на базе крупнейшего научного центра, деятельность которого во многом определяет облик российской авиакосмической техники.

В современных условиях такие институты, как ВИАМ, - это кластеры инновационных разработок, на основе которых строится вся российская инновационная система. Но следует помнить, что они не только важные, но и очень уязвимые элементы оборонно-промышленного комплекса, которые требуют постоянного пристального внимания и поддержки со стороны государства.

Коллеги! С основным докладом сегодня выступит Евгений Николаевич Каблов, с содокладом - Игорь Васильевич Горынин, генеральный директор федерального государственного унитарного предприятия «Центральный научно-исследовательский институт «Прометей».

Предлагается следующий регламент работы:

на основной доклад до 15 минут, на содоклад 10 минут, на выступления в пределах до 5 минут. Если кто-то хотел бы сказать больше или не успеет выступить, прошу передать свои материалы в секретариат для последующей публикации.

По теме нашего заседания подготовлен проект рекомендаций. Просьба к выступающим давать оценку этому проекту, вносить  предложения по его содержанию.

Мы планируем работать два часа. По традиции прежде, чем передать слово докладчику, я хотел бы сделать некоторые комментарии по теме нашего заседания.

Уважаемые коллеги!

Сегодня государственный сектор науки - это основной источник отечественных инноваций,  а в сфере создания вооружения и военной техники, других источников нет. Важнейшее условие его эффективного функционирования – это законодательно обеспеченные меры поддержки каждого из звеньев: академического, прикладного, вузовского.

К сожалению, здесь мы имеем целый комплекс нерешенных проблем.

Действующее законодательство Российской Федерации в сфере науки страдает декларативностью, фрагментарностью, отсутствием связи между нормативными правовыми актами.

Уважаемые коллеги!

В соответствии с Основами государственной политики развития ОПК до 2020 года и на дальнейшую перспективу, развитие науки и технологий отнесено к числу высших приоритетов государства. Для реализации этих приоритетов необходимо решить целый ряд ключевых задач. В частности, нужно:

усовершенствовать правовые механизмы и меры государственной поддержки организаций сектора прикладной науки;

разработать меры, направленные на углубление интеграции научной, образовательной и производственной деятельности;

определить наиболее рациональные условия и способы финансово-экономического и ресурсного обеспечения достижения тех целей, которые поставлены в Основах государственной политики развития ОПК.

Не секрет, что сегодня конкуренция наиболее жёстко проявляется в сфере создания инновационной продукции и передовых научных достижений. Считаю, что следует проводить прагматичную, даже, я бы сказал, агрессивную государственную научно-техническую политику.

При этом нельзя забывать о таком важнейшем сегменте инновационного процесса, как практическая реализация продукта.

Я согласен с подходом Правительства в том, что помимо эффективности разработок и их качества, необходимо самое серьёзное внимание уделять «восприимчивости государства и экономики к внедрению этих инновационных разработок».

К сожалению, сегодня многие эксперты отмечают низкую эффективность и невысокую результативность проводимых научных исследований. Но для нас важно не просто констатировать проблемы и недостатки, а найти реальные пути к улучшению ситуации.

Очевидно, что нельзя ожидать от науки результатов мирового уровня, если при проведении исследований используется устаревшее оборудование и отсутствует финансирование для развития экспериментальной базы науки.

Нельзя сохранить научные школы, если нет возможности подпитывать науку молодыми кадрами. А привлечь в науку талантливую молодёжь очень сложно, если по состоянию на начало 2010 г. оклад младшего научного сотрудника академических институтов, в среднем, составляет 11000 руб., а доктора наук 27500 руб. причем это еще включая надбавку за учёную степень.

Зачастую реформирование предприятий ОПК с уникальной экспериментально-исследовательской базой основывается на сокращении их реальной экономической поддержки со стороны государства, на приватизации действующих организаций и переводе их работы на коммерческую основу, на самоокупаемость. Это, я считаю, неправильно. На основе чисто бухгалтерского подхода, думая только о сокращении расходов бюджета, невозможно создать новое. Скорее можно потерять то лучшее, что уже есть в сфере ОПК.

Возникает естественный вопрос: почему реформируя организацию и структуру ОПК, планирование и финансирование фундаментальных и прикладных исследований, мы утрачиваем научные коллективы и технологии? Считаю, что многие причины этого кроются в отсутствии необходимых правовых механизмов.

«Заложить правильную нормативную базу для формирования действительно инновационной инфраструктуры» - такую задачу поставил Президент России Д.А. Медведев.

Убеждён, сегодня нам как воздух

необходим базовый федеральный закон, регулирующий правоотношения в сфере инноваций.

Коллеги!

В Совете Федерации проведён анализ законодательства, которое регулирует деятельность ОПК. По результатам работы подготовлен проект доклада. Он был представлен членам Экспертного совета, а также в заинтересованные министерства, ведомства, научные и общественные организации. Жду ваших отзывов и предложений по этому проекту.

Также была проанализирована реализация рекомендаций Экспертного совета. Итог нашей совместной работы - более 100 конкретных предложений по совершенствованию нормативного правового обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса.

В законах и нормативных актах реализовано порядка 30% рекомендаций. Это, я считаю, хороший результат нашей работы, но мы будем стараться его улучшить.

Целый комплекс правовых вопросов связан с юридическими аспектами работы государственных научных центров. Известно, что в государственной собственности сконцентрировано более 70% научно-технического потенциала страны. Государственный сектор располагает такими структурами, как научные центры, с соответствующими ресурсами и уникальной экспериментально-исследовательской базой.

Однако на сегодняшний день отсутствуют правовые механизмы вовлечения этих организаций в инновационные процессы. Более того, до сих пор не определено юридически само понятие «государственный сектор науки».

К сожалению, до сих пор не урегулированы многие вопросы защиты и использования интеллектуальной собственности. А ведь результат работы научных центров заключается именно в создании нового интеллектуального продукта. Внедрять новые технологии возможно только после закрепления прав на них. А если правовая охрана интеллектуальной собственности не обеспечена, то вся работа может пойти насмарку с точки зрения практических результатов.

Рассчитываю, что на сегодняшнем заседании мы выработаем конкретные предложения, направленные на выполнение государственных задач в области научно-инновационного развития и обеспечения национальной безопасности. При этом, естественно, для Совета Федерации, как органа законодательной власти, особый интерес представляют предложения о правовых механизмах решения проблем ОПК.

Спасибо за внимание.

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International