Уважаемые коллеги!
Культурное наследие – один из базовых ресурсов, определяющих социально-экономическое и духовное развитие России.
К числу важнейших составляющих такого наследия относятся историко-культурные территории. Их сохранение способствует формированию патриотизма, любви к Родине, нравственному воспитанию подрастающих поколений.
Буквально вчера наша страна отмечала День рождения Александра Сергеевича Пушкина. Во всех пушкинских местах прошли Дни поэзии и другие праздничные мероприятия.
Как не вспомнить в этой связи замечательные строки поэта, имеющие прямое отношение к теме нашего заседания:
Два чувства дивно близки нам –
в них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам…
Дорогие друзья!
Надо сказать, что исторические территории имеют и большое, я бы сказал, прикладное значение.
Недаром, Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев отмечал, что «Россия занимает 9-е место в мире по числу культурных объектов и это даёт фантастические возможности для развития туризма».
Мы видим, что во многих регионах России сохранение памятников истории и культуры начинает сочетаться с развитием туристических проектов. Активизируется работа по передаче полномочий в области сохранения объектов культурного наследия в руки региональных властей.
Реализуемый подход отражён в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года». Согласно её положениям существенный вклад в развитие регионов должны вносить туристско-рекреационные кластеры с богатым историко-культурным наследием.
Однако многие вопросы остаются открытыми. В этой связи хочу особо поблагодарить губернатора Костромской области Игоря Николаевича Слюняева за поддержку инициативы Совета Федерации о проведении ежегодного парламентского форума «Историко-культурное наследие России».
Форум прошёл в Костроме уже дважды, в том числе в марте нынешнего года, и становится традиционным.
Подчеркну, что именно с трибуны Форума прозвучал настойчивый призыв наших регионов к скорейшему созданию полного свода объектов культурного наследия и принятию Правительством России требуемых подзаконных актов.
Хотелось бы, чтобы и другие регионы России последовали этому почину.
Коллеги!
Нашему историко-культурному наследию грозит исчезновение. Сегодня исторические памятники варварски уничтожаются в угоду сиюминутным коммерческим выгодам.
Эти потери невосполнимы. Как говорил академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв: «Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно».
Современное состояние большинства исторических городов и поселений страны является неудовлетворительным, близким к критическому. Необоснованный и незаконный снос исторической застройки и коммерческое строительство на исторических территориях приобрели поистине массовый характер, и этот процесс происходит повсеместно.
Среди других бед: отсутствие эффективных пользователей памятников и их бесхозное состояние; замена исторических комплексов на копии; визуальное нарушение ландшафтов; отсутствие научного подхода к реставрации.
Яркими примерами варварского отношения к памятникам стали наши столицы ‑ Москва и Санкт-Петербург.
Буквально месяц назад, 5 мая Мосгордума одобрила Генеральный план развития Москвы до 2025 года. По моему мнению, этот План легализует окончательное уничтожение исторического облика города. Он принят вопреки мнению большинства москвичей, потому что осенние слушания прошлого года по проекту Генплана были профанацией. Пример Москвы показывает, что перед коммерческой выгодой и огромными деньгами "инвесторов" пока нет никаких преград.
Считаю, что для спасения центра Москвы необходимо как можно быстрее решить вопрос о придании историческому центру города статуса культурно-исторического заповедника федерального подчинения.
Оценку таким негативным процессам дал Глава нашего государства в сентябре 2009 года. Он сказал, что в России утрачивается культурное наследие, и назвал «нетерпимой» ситуацию с состоянием нормативно-правовой базы в части сохранения историко-культурных объектов.
Правительство России затягивает наведение порядка в данной области. Крайне медленно принимаются подзаконные нормативные акты по Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В результате, в субъектах Федерации вопросы инвентаризации памятников культурного наследия не решаются. На состоявшемся в Иркутске в апреле нынешнего года совещании руководитель Росохранкультуры Александр Владимирович Кибовский сообщил, что эта работа завершена только в 17 субъектах Федерации. Что просто недопустимо!
Дорогие друзья!
Наш нравственный долг, а также экономическая целесообразность определяют необходимость перехода от охраны отдельных памятников историко-культурного наследия к сохранению и развитию территорий, как единого целого.
Речь идёт о создании историко-культурных территорий. Эксперты рассматривают их как комплекс памятников и территории, связанных между собой в силу исторических, географических, экономических и этнических факторов.
По моему мнению, к понятию «историко-культурные территории» следует отнести ‑ исторические центры городов, исторические сельские поселения, монастырские комплексы, этнические районы проживания малочисленных народов, поля сражений, исторические пути и дороги, археологические территории, исторические производственные территории.
В связи с героической датой – 65-летием Великой Победы, подчеркну, что в России на территории трёх полей сражений созданы музеи-заповедники. Среди них – знаменитое Прохоровское поле.
Но, к сожалению, большинство других мест важнейших сражений остаются без надлежащего содержания. Поэтому считаю необходимым существенно расширить количество заповедных территорий, связанных с местами воинской славы.
Коллеги! Отмечу, что в настоящее время правовое регулирование сохранения историко-культурных территорий, земель историко-культурного назначения обеспечивается как минимум шестью отраслями права: о культуре, об охране окружающей среды, о градостроительстве и архитектуре, о недрах и, наконец, земельным и лесным законодательством.
Поэтому нам необходимо комплексно проанализировать положения указанных отраслей права и подумать о необходимых дополнениях и изменениях.
Сейчас ведётся разработка нового Закона о культуре. И в нём, конечно, следует уделить должное внимание проблемам развития и охраны историко-культурных территорий.
Одновременно продолжается работа по законодательному обеспечению деятельности в сфере историко-культурного наследия.
В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект, определяющий статус музея-заповедника.
Он позволит установить границы и режим содержания музеев-заповедников, обеспечит проведение работ по землеустройству на их территориях.
Считаю необходимым также принять ряд управленческих решений. Думаю, было бы целесообразно ввести в общественную практику подготовку ежегодного Государственного доклада о состоянии историко-культурного наследия России. Это позволит обеспечить мониторинг ситуации и вооружить органы власти и общественность систематизированной аналитической и статистической информацией.
В 2011 году заканчивается реализация федеральной целевой программы «Культура России». Пора начать работу над новой программой.
Отмечу, что одним из направлений решения проблем, которые мы сегодня обсуждаем, является государственно-частное партнёрство. Безусловно, инвесторы должны иметь определённые преференции и их следует законодательно зафиксировать.
Друзья! Для многих наших российских территорий ориентация на историко-культурное наследие становится одной из реальных возможностей социально-экономического подъёма и духовного возрождения.
Представляется, что именно территориальный подход поможет сдвинуть с мёртвой точки вопросы сохранения памятников истории и культуры. Он позволит нам рассматривать культурно-историческое наследие наравне с производственными отраслями регионального хозяйственного комплекса, видеть в развитии культуры залог будущего развития региона в целом.
Приглашаю всех к конструктивному диалогу. Давайте обсудим, что мы должны и можем сделать для развития и охраны историко-культурных территорий нашей страны.
Благодарю за внимание.