МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Выступление на заседании Совета по государственной культурной политике на тему "О состоянии законодательства и правоприменительной практики в сфере культуры" 11 октября 2010 года (г.Москва)

11 октября 2010

Уважаемые коллеги!

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал, что именно «культура делает людей из простого населения – народом, нацией».

Сегодня, определяя в качестве стратегической цели инновационное развитие страны, важно разработать систему законодательных мер по эффективному правовому регулированию культуры.

Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев назвал состояние нормативно-правовой базы в сфере культуры одной из основных проблем. Она требует безотлагательного решения на федеральном и региональном уровнях.

Напомню, что «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» были приняты в 1992 году.

Этот документ не раз требовал корректировки, многие статьи утратили силу, появилось много дополнений и изменений.

Следует признать, что некоторые положения Закона и сегодня не соответствуют духу времени. Появились новые факторы, оказывающие существенное влияние на развитие сферы культуры.

Ясно, что Закон нуждается в масштабном обновлении. Речь идёт о подготовке новой редакции федерального закона о культуре.

Закон должен обеспечить условия для повышения качества духовной жизни граждан, реализации их духовного потенциала. Его концепция должна выстраиваться на основе принципов новой культурной политики нашего государства.

Главное – чётко определить механизмы государственной поддержки культуры, рационального разграничения функций и полномочий Федерации, её субъектов и муниципальных образований.

Очевидно, что при подготовке, рассмотрении и принятии данного документа не должно быть спешки.

И, конечно, в дискуссии о законопроекте должны принять участие все заинтересованные стороны – государство, эксперты в сфере культуры, представители гражданского общества и бизнеса. И я бы подчеркнул  – главное, чтобы в этой дискуссии приняли участие сами деятели культуры. 

Коллеги!

Ещё одна проблема, на которой заострю внимание. Известным Законом о реформировании бюджетных организаций вносятся поправки в «Основы законодательства о культуре». Главная цель такого реформирования – оптимизировать расходы из государственного бюджета. Однако на деле такая «оптимизация» может привести музеи, библиотеки и театры к банкротству. Есть опасения, что в результате реформы посещение учреждений культуры окажется для многих граждан просто не по карману.

Мы должны сделать всё, чтобы доступность лучших образцов культуры, художественного образования – все эти достижения общества стали «естественным правом» для россиян.

Считаю необходимым организовать мониторинг данного Закона. Некоторые его позиции нуждаются в доработке, конкретизации формулировок. Для правоприменения документа требуется множество подзаконных актов, принятие которых нам с вами необходимо жёстко контролировать.

Коллеги! Анализ правоприменительной практики в сфере культуры показывает, что отдельные правовые нормы носят декларативный характер, недостаточно эффективны, либо имеют внутренние противоречия.

На заседаниях нашего Совета мы неоднократно обсуждали вопросы законодательного обеспечения охраны культурного наследия. Однако, по-прежнему, эти проблемы в центре внимания.

На необходимость их решения указал Председатель Правительства России Владимир Владимирович Путин в июле 2010 года.

В последнее время появилась точка зрения, что объект культурного наследия можно легко изменить, построить заново. Для этого используются так называемые юридические ловушкипротиворечия и проблемы в законодательстве.

Как говорится, «законы святы, да исполнители – лихие супостаты».

Один из весьма распространённых способов сноса памятника – создание условий для его разрушения. Примеров более чем достаточно. Только в Москве – это «палаты Зиновьевых» (древнейшее строение на Арбате), здание «Военторга» на Воздвиженке. Нормой стала замена подлинного объекта копией – «новоделом».

При этом термин «реставрация» подменяется термином «реконструкция» и это становится обычным делом для наших градостроителей.

Беда в том, что многие чиновники научились называть наследие «недвижимостью» и разучились видеть его уникальность и неповторимость.

Считаю, что ситуация требует от нас незамедлительных действий. Иначе история нам этого не простит.

Уважаемые коллеги! Сейчас обсуждается  федеральный бюджет на 2010-2013 годы. Важно, чтобы учреждения культуры финансировались в не меньшем объёме, чем было, и даже большем. Эту позицию надо отстаивать.

Наша общая задача – окончательно преодолеть остаточный принцип финансирования культуры, поддержать «точки роста» в этой сфере, обеспечить массовое участие граждан в культурной жизни.

Говоря словами одного известного правоведа, культура – это «процесс, в ходе которого аккумулируется прошлое и подготавливается будущее».

Развивая творческую активность людей, возрождая художественные традиции в новых технологиях  и формах, мы создаём основу инновационного развития во всех сферах жизни.

Президентская библиотека, цифровое телевидение, цифровые кинотеатры, современные технологии учёта и охраны культурных ценностей – все эти инновации должны найти отражение в нормах законов о культуре.

Приглашаю всех к конструктивному диалогу и творческому взаимодействию.

Что мы сделали для поддержки новаторских, экспериментальных направлений в искусстве? Об этом почти год назад говорил Президент России в своём Послании Федеральному Собранию.

Как создать правовое поле для поддержки творческой молодёжи?

Следует ли приватизировать памятники культуры, и какие налоговые льготы необходимо предоставить тем, кто берёт их под охрану?

Как на законодательном уровне закрепить права творческих союзов, поддержать провинциальные музеи, библиотеки и театры?

Как обеспечить правовую охрану творческого наследия российских деятелей культуры и искусства?

Вот далеко неполный перечень законодательных проблем, которые нам ещё предстоит решить.

Спасибо за внимание.

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International