Дорогие друзья!
Поздравляю вас с днем рождения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ!
Мы с вами живём не просто в одном из красивейших городов мира. Весь исторический центр Санкт-Петербурга входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, наряду с такими шедеврами, как Красная площадь и Московский Кремль, архитектурный ансамбль Кижи, озеро Байкал, вулканы Камчатки.
Это не только повод испытывать чувство национальной гордости. Это ещё и большая ответственность, особенно для тех, кто считает Санкт-Петербург своим родным домом.
Используя терминологию ЮНЕСКО, центр нашего города признан шедевром человеческого созидательного гения и должен находиться под строгой защитой государства, взявшего обязательства по его охране. Однако защита обеспечивается далеко не так, как это требуется.
Ежегодно в Санкт-Петербурге фиксируются новые случаи варварского разрушения исторических объектов. Дома, построенные столетия назад, будто дачные бытовки, «перекраиваются» под нужды новых владельцев. «Лазейки» в законодательстве позволяют обходить требования по историко-культурной экспертизе и этажности застройки. Проекты строительства новых объектов не содержат разделов об обеспечении заказчиком работ по сохранности памятников. А регистрация прав собственности производится без обременений.
Результатом становится то, что архитектурный облик города претерпевает катастрофические изменения.
Один из недавних примеров такого рода – торговый комплекс компании «Стокманн» на углу Невского проспекта и улицы Восстания.
При его строительстве были проигнорированы мнения авторитетнейших экспертов, нарушен целый ряд нормативных актов. И всё это произошло при прямом попустительстве Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Который лишь постфактум признал чудовищное нарушение архитектурного облика квартала, но ничего не предпринял.
Другой свежий пример – дом купца Рогова на пересечении Загородного проспекта и Щербакова переулка, построенный в начале 19 века. Если бы не гражданский контроль, то один из редких домов, сохранивший все черты архитектуры Пушкинской эпохи, мы теперь видели бы только на фотографиях.
Поражает, какое наказание понесла организация, уже уничтожившая крышу и третий этаж объекта культурного наследия. Ровно 50 тысяч рублей – такова оказалась цена отношения наших чиновников к истории.
Вместе с тем, главным вызовом Санкт-Петербургу по-прежнему остаётся строительство Охта-центра. Речь идёт, конечно, не о строительстве как таковом, а только о расположении и высоте небоскрёба.
Моя твёрдая позиция – «Охта-центр» нужно строить в одном из развивающихся районов Петербурга – это послужит благом как для проживающих там жителей, так и для города в целом.
Вторжение же её в исторический центр города, как бы там не пересматривали охранные зоны, недопустимо. Оно нанесёт колоссальный ущерб архитектурному облику Петербурга, который является его главной визитной карточкой во всём мире.
Кроме того, считаю, было бы неплохо учесть мнение самих жителей по этому вопросу. Референдум в данной ситуации – оптимальный вариант.
Тревогу сейчас в Санкт-Петербурге вызывает и отношение к садам и скверам. Принятые в этом году закон «О зелёных насаждениях в Санкт-Петербурге» и поправки в действующий закон «О зелёных насаждениях общего пользования» послужили источником множества справедливых нареканий со стороны петербуржцев.
Ведь из-под охраны выведены сотни садов и парков, что значительно упростило возможности городской застройки на территориях зелёных зон.
Как реально действует закон, мы уже видим на примере Лопухинского сада. Буквально, недавно арбитражный суд отклонил иск правозащитников по делу о строительстве девятиэтажной гостиницы в одном из любимых мест прогулок и отдыха жителей и гостей города. Основная причина – участок, на котором планируется строительство, просто не вошёл в список зелёных насаждений города.
И хотя все заинтересованные лица заявляют, что возведение отеля не коснётся территории сада, все мы прекрасно знаем, как это обычно происходит, когда от садов и парков отрывают огромные территории.
Дорогие друзья!
Очевидно, что внешний облик нашего города – это не дело вкуса отдельной части горожан и не частное дело компаний-застройщиков. Мы никогда не должны забывать о вневременной ценности того, что было создано и сохранено нашими предками. Историческая среда – такой же исчерпаемый ресурс, как нефть или газ. Его заменить нечем, а растрата грозит необратимыми последствиями.
Вспомните слова великого классика Чингиза Айтматова: «человек без памяти прошлого… лишённый исторического опыта своего народа… оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём».
Утраты, которые мы видим на протяжении последних лет в Санкт-Петербурге, в конечном итоге, приводят лишь к одному: мы разрываем нашу связь с прошлым, а город теряет свою целостность как единый ансамбль.
Я глубоко убеждён, что сохранение уникального облика городов России является одной из первостепеннейших задач государства. Если федеральная власть и правительства субъектов Федерации не предпримут в ближайшее время быстрых и решительных мер по их защите, мы нанесём непоправимый ущерб культурному наследию страны.
Уважаемые коллеги!
Безусловно, я не снимаю ответственности и с нас законодателей. Сегодня положение дел в сфере охраны памятников истории и культуры усугубляется тем, что их уничтожение в нашей стране не рассматривается как серьёзное правонарушение.
Россия, по оценкам экспертов, ежегодно теряет 300-400 памятников архитектуры. Это чудовищная цифра! Количество же уголовных дел, возбуждаемых ежегодно по статье «Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры», не превышает сотни. Причём, далеко не все эти дела доходят до суда. В лучшем случае их фигуранты отделываются штрафом.
Твёрдо убеждён, что необходимо срочно принять законодательные меры по ужесточению ответственности за разрушение памятников истории и культуры. Нужно ввести персональную ответственность за принятие решений в этой области, чтобы каждый чиновник и бизнесмен чётко знал, чем он рискует, поднимая руку на нашу историю.
Охрану памятников от уничтожения осложняет «непрозрачная», скрытая от общественного контроля система принятия решений в строительной сфере, утвердившаяся в России. Планы по сносу исторических объектов или целых комплексов принимаются городскими властями, как правило, без широкого общественного обсуждения, без дискуссий с независимыми экспертами.
На мой взгляд, в пересмотре нуждается существующая система управления историческими центрами городов. В такой системе должен быть не только хозяйственный расчёт, но и понимание безусловной ценности среды. Органам местной власти необходимо работать совместно с представителями общественности и независимыми экспертами.
Кроме того, убеждён, что в Москве и Санкт-Петербурге нужно восстанавливать местное самоуправление. Если должности префектов, глав управ или глав районов станут в обоих городах выборными, население сможет оказывать бóльшее влияние на градостроительную политику.
Уважаемые коллеги!
Уверен, что градостроительство России, выстроенное как публичная, правовая система взаимоотношений всех субъектов и слоёв российского общества, может и должно стать одной из опорных точек ускоренного развития страны, консолидации всего общества.
Градостроительная деятельность должна стать стратегическим приоритетом развития России на ближайшее десятилетие как сфера комплексной деятельности по организации среды жизнедеятельности россиян и созданию условий для социально-экономического развития городов, поселений и территорий.
Важно развернуть её лицом к нашим гражданам. Мы должны принять новую систему ценностей, главное место в которой займёт человек, его безопасность и благополучие.
При принятии градостроительных решений необходимо, в первую очередь, ставить вопросы: как будет влиять новая среда на человека? гарантирует ли она высокий уровень качества жизни? учитывает ли она экологические параметры? Мы должны активнее внедрять методы социального планирования, а ответы на эти вопросы искать через публичные слушания, привлечение заинтересованных лиц и специалистов.
Разработка и успешная реализация градостроительной политики возможна только на основе диалога и партнёрства государственных, частных и общественных интересов, поисков путей их согласования.
Спасибо за внимание.