11 ноября 2010 года,
Калужская область, Боровский район,
культурно-образовательный центр "Этномир"
Уважаемые коллеги!
Дорогие друзья!
Тема нашего заседания – взаимодействие власти и общественных объединений в вопросах сохранения культур народов России – как никогда актуальна.
Вы знаете, что 2010 год был объявлен ООН Международным годом сближения культур. Это хороший повод привлечь внимание российских органов государственной власти и общественных объединений к проблемам сохранения и развития национальных культур.
Это возможность ещё раз обсудить, что необходимо сделать сегодня для развития добрых и открытых отношений между нациями и народами России, для сохранения всей уникальной палитры национальных культур нашей страны.
Выдающийся философ Иван Александрович Ильин писал: "Сколько малых племён Россия получила в истории, столько и соблюла".
В России сохранились народы, жившие здесь с древнейших времён. Они сумели создать неповторимое социально – экономическое пространство, обеспечили необычайное разнообразие духовной культуры. И это не только бесценное наследие, но и мощное объединяющее начало.
Я рассматриваю нашу традиционную многонациональную культуру, как важнейший ресурс опережающего социально-экономического развития России.
Убеждён, что в этом – наше огромное конкурентное преимущество в реализации масштабных планов модернизации.
Полностью согласен с Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым, который отметил, что "...фактор, способный серьёзно упрочить Федерацию – это поддержка национальных традиций и культур народов России".
Коллеги!
Нам недостаёт фундаментального подхода в деле сохранения и развития национальных культур.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв утверждал, что "значение русской культуры определяется её нравственной позицией в национальном вопросе".
И сегодня одна из важнейших задач – это совершенствование правовых основ государственной национальной политики.
Мы выступаем за скорейшее принятие обновлённой редакции Концепции государственной национальной политики.
Нам жизненно необходим закон об основах государственной национальной политики.
Отмечу, что более 20 субъектов Федерации на сегодняшний день приняли региональные концепции национальной политики.
Отрадно, что акцент в них делается на развитие партнёрского взаимодействия с институтами гражданского общества, в том числе с национальными и межнациональными общественными объединениями. Считаю, что подобная практика для нашего многонационального, поликультурного государства является объективной необходимостью.
Не менее важно финансовое обеспечение такой политики. Мы в Совете Федерации, в том числе в рамках Объединённой комиссии, неоднократно указывали на необходимость отдельной статьи расходов федерального бюджета на мероприятия, связанные с реализацией государственной национальной политики.
В 2008 году такая статья, наконец, появилась, но в дальнейшем размеры её финансирования уменьшились в разы.
В рамках работы над проектом федерального бюджета на 2011-2013 годы мы должны добиваться полноценного финансирования национальной политики.
В ходе нашего заседания полагаю целесообразным обсудить вопрос о создании федерального органа власти, отвечающего за политику в области национальных отношений.
Уважаемые коллеги!
Деятельность культурно-образовательного центра "Этномир", который гостеприимно распахнул двери для нашего заседания, может служить добрым примером взаимодействия власти, общества и бизнеса в решении актуальных проблем.
Центр сочетает в себе площадку для дискуссий и общения, место творческого досуга, возможность ближе узнать традиции, культуру, повседневную жизнь разных народов.
У центра "Этномир" есть чему поучиться. Не преувеличивая, скажу – этот опыт бесценен.
С удовлетворением отмечу, что сегодня мы видим рост общественной активности в решении вопросов, которые мы сегодня рассматриваем.
С участием общественных организаций и объединений реализуются программы, нацеленные на сохранение культурно-исторического наследия, развитие языков и культур.
Действуют совместные проекты в области образования, просвещения, гармонизации межнациональных отношений, духовно-нравственного воспитания.
На федеральном и региональном уровнях работают структуры, которые способствуют вовлечению общественных объединений в обсуждение и решение проблем в сфере культуры. Это, прежде всего, Общественная палата России и аналогичные палаты в субъектах. Это также консультативные советы при органах законодательной и исполнительной власти.
У нас законодательно закреплена возможность бюджетного финансирования национально-культурных автономий. Их в России насчитывается свыше семисот.
Развивается система национальных общественных организаций – центры, общества, землячества.
Отмечу, что во многом благодаря активности общественных организаций, были приняты необходимые подзаконные акты во исполнение Федерального закона "Об объектах культурного наследия". К настоящему времени проводится их инвентаризация, создаётся реестр.
Опыт совместных действий государственных структур и общественных организаций по поддержке культур народов России наглядно показывает, что такое взаимодействие необходимо расширять.
Что мы должны сделать в этом направлении? Как законодатель, считаю одним из приоритетов дальнейшей работы – развитие правовой базы в сфере культуры.
Как известно, сейчас обсуждается новый закон о культуре. Важно отследить национально-культурную составляющую нового документа, а также чётко прописать роль общественных организаций в сохранении культуры. Считаю, что к разработке закона должны активно подключиться, прежде всего, сами общественные организации.
Немало споров вызвал закон о реформировании бюджетных организаций. Есть обоснованные опасения, что его реализация негативно отразится на положении организаций в сфере культуры. Рассчитываю, что общественные объединения совместно с Советом Федерации и законодательными органами власти регионов будут вести мониторинг применения этого закона.
Самого пристально внимания требует реализация Федерального закона о конкурсах и тендерах. Считаю, что реставрация культурных ценностей вообще не подлежит конкурсам. Закон привёл к тому, что учреждениям культуры приходится заказывать самую дешёвую продукцию не самого высокого качества.
Но мы не можем экономить на культуре, это приведёт общество к деградации.
Коллеги!
На поддержку национальных культур направлен целый ряд законопроектов. Требуют скорейшего принятия поправки в федеральные законы: "Об объектах культурного наследия (памятниких истории и культуры) народов Российской Федерации"; "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"; "О народных художественных промыслах".
В правовой поддержке нуждаются общественные объединения миротворческой направленности – этнические советы, советы мира и дружбы. Помимо укрепления культурных связей, их деятельность, безусловно, должна быть направлена на профилактику и сокращение числа межэтнических конфликтов.
Важно распространить практику создания попечительских советов по оказанию помощи в строительстве культовых зданий и религиозных сооружений. Ведь не секрет, что во многих российских регионах возникают споры вокруг места их строительства. Общественные объединения могут и должны активнее способствовать поиску компромиссных решений, основанных на балансе интересов сторон.
Дорогие друзья!
Развитие и сохранение национальных культур было и будет одним из основных государственных приоритетов.
Мы не имеем права успокаиваться. Мы обязаны добиваться того, чтобы государственная политика в этой сфере соответствовала вызовам времени.
Надеюсь, что сегодняшнее заседание внесёт в эту работу весомый вклад. Ведь в зале присутствуют люди, глубоко понимающие суть вопроса, имеющие практические достижения в деле взаимодействия, сохранения и развития национальных культур.
Приглашаю вас к конструктивному диалогу.
Благодарю за внимание.