МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Выступление на заседании Экспертного совета по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса 6 декабря 2010 года (г.Москва)

06 декабря 2010

Тема: "О состоянии законодательства, регулирующего деятельность оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации".

Уважаемые коллеги!

Состояние отечественного оборонно-промышленного комплекса - показатель, характеризующий не только обороноспособность страны, но и перспективы развития её экономики в целом.

В своём Послании Федеральному Собранию Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев совершенно справедливо заметил, что «это может нравиться или не нравиться, но в разные периоды истории науку и технологии вперёд двигали именно потребности безопасности, инвестиции государства в новые технические решения в области обороны.

Одним из важнейших инструментов, способных обеспечить инвестиционную привлекательность оборонной промышленности, является качество и полнота правовой базы.

Именно по этой причине мной было дано поручение провести анализ законодательства, регулирующего деятельность отечественного ОПК.

По результатам работы, с привлечением широкого круга специалистов, подготовлен проект доклада, который был направлен членам Экспертного совета, в заинтересованные министерства, ведомства, научные и общественные организации.

В таком формате системный анализ законодательства в сфере

оборонной промышленности выполнен впервые.

Хочу выразить благодарность всем членам Экспертного совета за содействие в его подготовке.

Сегодня нам предстоит обсудить итоговый проект доклада "О состоянии законодательства, регулирующего деятельность оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации". Надеюсь услышать от вас отзывы и конструктивные предложения по совершенствованию правовых основ ОПК.

Считаю важным, что наше заседание проводится на базе одного из лидеров Российского авиаприборостроения - Московского научно-производственного комплекса "Авионика". Это - мощная организация, которая создаёт современные системы для летательных аппаратов. Разработанное здесь оборудование установлено более чем на двухстах типах российских военных и гражданских самолётов, вертолётов и авиационных ракет.

Благодарю генерального директора Александра Владимировича Воробьёва за гостеприимство и организацию заседания.

Коллеги!

Предлагается следующий регламент работы. Поскольку все присутствующие знакомы с содержанием доклада, сразу приступим к его обсуждению. Я постараюсь уложиться в 10 минут. Выступления ограничить до 7 минут. Если кто-то не успеет выступить или не уложится в отведённое время, прошу передать свои материалы в секретариат для последующей публикации.

Будем работать два часа. Нет возражений? Принимается.

По теме нашего заседания подготовлен проект рекомендаций. Просьба к выступающим вносить в него предложения по содержанию.

В дальнейшем для улучшения юридического качества будет проведена правовая экспертиза рекомендаций с привлечением Правового управления Аппарата Совета Федерации. Такое решение я уже принял. Это позволит не только обеспечить их юридическую чистоту, но и чётче представлять, какие изменения в законодательство необходимо вносить.

Итак, уважаемые коллеги, продолжим.

Согласно утверждённым Президентом Российской Федерации "Основам государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса до 2020 года и дальнейшую перспективу" уровень научной и производственно-технологической базы ОПК должен соответствовать растущим потребностям Вооружённых Сил. Следовательно, новому облику российской армии должен отвечать и новый облик оборонно-промышленного комплекса.

"Основы" определили качественно новый, инновационный этап в развитии ОПК, который требует комплексного правового обеспечения.

В докладе мы постарались выделить основные, наиболее болезненные, на наш взгляд, проблемы. Анализ законодательных основ ОПК проводился по отраслевому принципу. Вероятно, не все сферы, направления и особенности деятельности оборонного комплекса удалось охватить, но это стимул для нашей дальнейшей совместной работы.

Уважаемые члены Экспертного совета!

Очевидно, что перспективы ОПК связны с развитием крупных и  конкурентоспособных интегрированных структур.

В настоящее время в отечественном оборонном комплексе сформировалась новая хозяйственная среда, в которой экономические и организационные проблемы стали доминирующими. К сожалению, до сих пор нет законодательства, регулирующего деятельность интегрированных структур. Не установлена их ответственность за конечные результаты.

Надо чётко понимать, что появление таких мощных промышленных объединений потребует качественно иных процедур выработки и реализации государственной политики в сфере ОПК. Следовательно, требуется и адекватное нормативно-правовое сопровождение этого процесса. Оно должно учесть специфику корпоративного управления в оборонно-промышленном комплексе.

Считаю целесообразным подумать о разработке закона об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций ОПК.

В ходе проведённого анализа выявлены проблемы, касающиеся юридической техники. Так, в российском законодательстве отсутствует понятие "оборонно-промышленный комплекс". Ни в законодательных актах, ни в государственных стандартах не определены такие термины, как "комплекс", "промышленность", "отрасль". Понятие "оборонная промышленность" употребляется в п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, но содержание его не раскрывается.

В докладе особое внимание уделено анализу законодательного обеспечения стратегически важных сфер ОПК.

Из сделанных в нём выводов следует, что и авиастроение, и судостроение, и космическая отрасль нуждаются в государственных гарантиях и преференциях, особенно по оптимизации загрузки производственных мощностей.

Но основные препятствия развития отраслей ОПК видятся в отсутствии стратегического планирования и разомкнутости инновационного цикла.

В результате мы сами закладываем отставание, иногда на десятки лет, в концептуальных подходах развития оборонных отраслей.

Инновационная экономика - это не только новая продукция, это и эффективная система управления. Кризис показал, что принцип «деньги есть - ума не надо» не работает.

Именно поэтому в современных условиях организация мониторинга правового пространства приобретает особую актуальность.

Надеюсь, что наш доклад поможет органам исполнительной власти в продвижении и выработке обдуманных, стратегически выверенных подходов к развитию ОПК.  

 В этой связи хотелось бы обратить внимание на отсутствие федеральной структуры, наделённой полномочиями по реализации единой государственной оборонно-промышленной политики.

Считаю, что структура с такими полномочиями должна иметь статус министерства или федеральной службы в составе Правительства России.

Этот государственный орган должен взять на себя комплексное управление всем жизненным циклом оснащения Вооружённых Сил современным оружием и техникой.

Уважаемые коллеги!

Хочу подробнее остановиться на теме "прорывных" технологий.

Несмотря на все экономические перипетии последних 20 лет, ОПК сумел выжить и адаптироваться во многом благодаря технологическому заделу прошлых времён.

К сожалению, сегодня наше технологическое отставание от Европы и США возрастает. ОПК пробуксовывает.

Импорт современных технологий существенно затруднён. Этот рынок - фактически закрытый клуб, входным билетом в который являются собственные высокие технологии. Их отсутствие приведёт к дальнейшей технологической деградации.

Поэтому оборонно-промышленный комплекс должен стать не только активным потребителем инновационных разработок, но и генератором инноваций. Так, как это было совсем недавно.

В своём Послании Федеральному Собранию Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев прямо сказал о возможности создания специальной структуры, "которая будет заниматься поиском и разработкой прорывных технологий для "оборонки".

Считаю, что в сложившейся ситуации государству необходимо продемонстрировать готовность содействовать развитию инновационной экономики и разделить с бизнесом риски.

Задачу парламентариев вижу в разработке законодательства, позволяющего создавать условия и стимулы для развития ОПК.

Коллеги!

Уверен, что рекомендации и предложения, выработанные в ходе нашего заседания, будут учтены и использованы при формировании эффективного законодательства об  оборонном комплексе.

Желаю всем плодотворной работы.

Спасибо за внимание.

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International