Тема: "О состоянии законодательства, регулирующего деятельность оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации".
Уважаемые коллеги!
Состояние отечественного оборонно-промышленного комплекса - показатель, характеризующий не только обороноспособность страны, но и перспективы развития её экономики в целом.
В своём Послании Федеральному Собранию Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев совершенно справедливо заметил, что «это может нравиться или не нравиться, но в разные периоды истории науку и технологии вперёд двигали именно потребности безопасности, инвестиции государства в новые технические решения в области обороны.
Одним из важнейших инструментов, способных обеспечить инвестиционную привлекательность оборонной промышленности, является качество и полнота правовой базы.
Именно по этой причине мной было дано поручение провести анализ законодательства, регулирующего деятельность отечественного ОПК.
По результатам работы, с привлечением широкого круга специалистов, подготовлен проект доклада, который был направлен членам Экспертного совета, в заинтересованные министерства, ведомства, научные и общественные организации.
В таком формате системный анализ законодательства в сфере
оборонной промышленности выполнен впервые.
Хочу выразить благодарность всем членам Экспертного совета за содействие в его подготовке.
Сегодня нам предстоит обсудить итоговый проект доклада "О состоянии законодательства, регулирующего деятельность оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации". Надеюсь услышать от вас отзывы и конструктивные предложения по совершенствованию правовых основ ОПК.
Считаю важным, что наше заседание проводится на базе одного из лидеров Российского авиаприборостроения - Московского научно-производственного комплекса "Авионика". Это - мощная организация, которая создаёт современные системы для летательных аппаратов. Разработанное здесь оборудование установлено более чем на двухстах типах российских военных и гражданских самолётов, вертолётов и авиационных ракет.
Благодарю генерального директора Александра Владимировича Воробьёва за гостеприимство и организацию заседания.
Коллеги!
Предлагается следующий регламент работы. Поскольку все присутствующие знакомы с содержанием доклада, сразу приступим к его обсуждению. Я постараюсь уложиться в 10 минут. Выступления ограничить до 7 минут. Если кто-то не успеет выступить или не уложится в отведённое время, прошу передать свои материалы в секретариат для последующей публикации.
Будем работать два часа. Нет возражений? Принимается.
По теме нашего заседания подготовлен проект рекомендаций. Просьба к выступающим вносить в него предложения по содержанию.
В дальнейшем для улучшения юридического качества будет проведена правовая экспертиза рекомендаций с привлечением Правового управления Аппарата Совета Федерации. Такое решение я уже принял. Это позволит не только обеспечить их юридическую чистоту, но и чётче представлять, какие изменения в законодательство необходимо вносить.
Итак, уважаемые коллеги, продолжим.
Согласно утверждённым Президентом Российской Федерации "Основам государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса до 2020 года и дальнейшую перспективу" уровень научной и производственно-технологической базы ОПК должен соответствовать растущим потребностям Вооружённых Сил. Следовательно, новому облику российской армии должен отвечать и новый облик оборонно-промышленного комплекса.
"Основы" определили качественно новый, инновационный этап в развитии ОПК, который требует комплексного правового обеспечения.
В докладе мы постарались выделить основные, наиболее болезненные, на наш взгляд, проблемы. Анализ законодательных основ ОПК проводился по отраслевому принципу. Вероятно, не все сферы, направления и особенности деятельности оборонного комплекса удалось охватить, но это стимул для нашей дальнейшей совместной работы.
Уважаемые члены Экспертного совета!
Очевидно, что перспективы ОПК связны с развитием крупных и конкурентоспособных интегрированных структур.
В настоящее время в отечественном оборонном комплексе сформировалась новая хозяйственная среда, в которой экономические и организационные проблемы стали доминирующими. К сожалению, до сих пор нет законодательства, регулирующего деятельность интегрированных структур. Не установлена их ответственность за конечные результаты.
Надо чётко понимать, что появление таких мощных промышленных объединений потребует качественно иных процедур выработки и реализации государственной политики в сфере ОПК. Следовательно, требуется и адекватное нормативно-правовое сопровождение этого процесса. Оно должно учесть специфику корпоративного управления в оборонно-промышленном комплексе.
Считаю целесообразным подумать о разработке закона об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций ОПК.
В ходе проведённого анализа выявлены проблемы, касающиеся юридической техники. Так, в российском законодательстве отсутствует понятие "оборонно-промышленный комплекс". Ни в законодательных актах, ни в государственных стандартах не определены такие термины, как "комплекс", "промышленность", "отрасль". Понятие "оборонная промышленность" употребляется в п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, но содержание его не раскрывается.
В докладе особое внимание уделено анализу законодательного обеспечения стратегически важных сфер ОПК.
Из сделанных в нём выводов следует, что и авиастроение, и судостроение, и космическая отрасль нуждаются в государственных гарантиях и преференциях, особенно по оптимизации загрузки производственных мощностей.
Но основные препятствия развития отраслей ОПК видятся в отсутствии стратегического планирования и разомкнутости инновационного цикла.
В результате мы сами закладываем отставание, иногда на десятки лет, в концептуальных подходах развития оборонных отраслей.
Инновационная экономика - это не только новая продукция, это и эффективная система управления. Кризис показал, что принцип «деньги есть - ума не надо» не работает.
Именно поэтому в современных условиях организация мониторинга правового пространства приобретает особую актуальность.
Надеюсь, что наш доклад поможет органам исполнительной власти в продвижении и выработке обдуманных, стратегически выверенных подходов к развитию ОПК.
В этой связи хотелось бы обратить внимание на отсутствие федеральной структуры, наделённой полномочиями по реализации единой государственной оборонно-промышленной политики.
Считаю, что структура с такими полномочиями должна иметь статус министерства или федеральной службы в составе Правительства России.
Этот государственный орган должен взять на себя комплексное управление всем жизненным циклом оснащения Вооружённых Сил современным оружием и техникой.
Уважаемые коллеги!
Хочу подробнее остановиться на теме "прорывных" технологий.
Несмотря на все экономические перипетии последних 20 лет, ОПК сумел выжить и адаптироваться во многом благодаря технологическому заделу прошлых времён.
К сожалению, сегодня наше технологическое отставание от Европы и США возрастает. ОПК пробуксовывает.
Импорт современных технологий существенно затруднён. Этот рынок - фактически закрытый клуб, входным билетом в который являются собственные высокие технологии. Их отсутствие приведёт к дальнейшей технологической деградации.
Поэтому оборонно-промышленный комплекс должен стать не только активным потребителем инновационных разработок, но и генератором инноваций. Так, как это было совсем недавно.
В своём Послании Федеральному Собранию Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев прямо сказал о возможности создания специальной структуры, "которая будет заниматься поиском и разработкой прорывных технологий для "оборонки".
Считаю, что в сложившейся ситуации государству необходимо продемонстрировать готовность содействовать развитию инновационной экономики и разделить с бизнесом риски.
Задачу парламентариев вижу в разработке законодательства, позволяющего создавать условия и стимулы для развития ОПК.
Коллеги!
Уверен, что рекомендации и предложения, выработанные в ходе нашего заседания, будут учтены и использованы при формировании эффективного законодательства об оборонном комплексе.
Желаю всем плодотворной работы.
Спасибо за внимание.