Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемый Борис Вячеславович!
Уважаемые коллеги!
Вопросы противодействия проявлениям межнационального и межрелигиозного экстремизма самым прямым образом связаны с обеспечением стабильности общества и безопасности страны.
В последние годы серьёзные усилия были направлены на противодействие экстремизму. Однако недавние события в Москве и в других городах России, всколыхнувшие общество, показывают, что предпринимаемых мер - явно недостаточно. Мы увидели, как напряжённость, которая носит скрытую форму, может при наличии провокаторов очень быстро вылиться в массовые беспорядки с непредсказуемыми последствиями.
Как законодатель, считаю особенно важным совершенствование правовых основ борьбы с различными формами и проявлениями экстремизма. Совет Федерации готов активно участвовать в этой работе. Нам нужно усилить наступательность законодательства в данном вопросе.
Убеждён, что нам необходимо развивать и совершенствовать правовые основы национальной политики в целом. В первую очередь, назрела потребность в обновлении Концепции государственной национальной политики с учётом современной ситуации и проблем. За 15 лет она явно устарела. Надо также ускорить работу над базовым федеральным законом об основах государственной национальной политики. У Совета Федерации есть практические наработки в этой области, работу над законом пора вывести на финишную прямую. Отмечу, что ряд регионов уже имеет собственные концепции национальной политики, законы о национальной политике и межэтнических отношениях. Мы намерены усилить координацию законодательной работы субъектов Федерации в этой области.
Преступления в отношении представителей других национальностей провоцируют всплеск напряжённости. Предлагаю совершение преступлений, сопровождаемое проявлениями национальной розни, рассматривать как отягчающее обстоятельство.
"Спусковым крючком" конфликтов, как правило, становится близорукость и бездействие представителей власти и правоохранительных органов, неисполнение ими своих обязанностей. Борьба с коррупцией имеет самое прямое отношение к поддержанию межнационального мира.
В субъектах Российской Федерации создаются постоянно действующие координационные совещания по обеспечению правопорядка . Предлагаю включить в них членов Совета Федерации от соответствующих регионов. Это поможет нам согласованность повысить работы законодательных и исполнительных органов власти, более гибко и оперативно реагировать на назревающие угрозы.
Коротко хочу обозначить некоторые возможные направления противодействия экстремизму.
Первое. Мы нередко недооцениваем экономические, социальные и даже психологические условия возникновения и распространения экстремистских идей. Бедность, депрессия, бездуховность, разочарование в демократических ценностях - вот факторы, способствующие росту экстремистских настроений. "Искрят" не столько межнациональные отношения сами приобретают этническую окраску. Недавние беспорядки на Манежной площади в Москве - лишнее свидетельство того, что любая несправедливость может быть использована экстремистами.
Второе. Радикальный национализм и религиозный экстремизм - это идеологии агрессии и насилия. Поэтому очень важно противодействовать различным видам насилия: семейному, школьному, политическому.
Третье. Должна стать более целостной и системной наша миграционная политика. Это касается как привлечения трудовых ресурсов из-за рубежа, так и управления внутренними миграционными процессами. Предстоит выстроить эффективно действующую систему адаптации мигрантов, их социализации в российском обществе.
Четвёртое. Пока далеко не в полной мере используется потенциал различных национально-культурных объединений. Их деятельность нередко сводится к организации культурно-массовых мероприятий. Есть случаи, когда диаспоры и землячества занимаются не поддержанием межнационального мира, а защитой своих представителей, независимо от их правоты. Поэтому актуальной задачей является более широкое вовлечение структур гражданского общества в работу по гармонизации межнациональных отношений и противодействию экстремизму.
Пятое. Вероятно, имеет смысл более чётко разделить этнический национализм как деструктивную силу и гражданский национализм отстаивание интересов нации как общегражданского, политического сообщества, объединяющего людей разных национальностей. Считаю, что наш политический и официальный язык требует определенной доработки, чтобы задействовать потенциал языка для интеграции общества. Здесь есть поле деятельности и для Российской академии наук, и для других интеллектуальных центров в регионах.
Шестое. Многое зависит от социализации и образования молодёжи. Не секрет, что многие проблемы возникают именно из-за незнания нашего национального и культурного многообразия.
Считаю, что сегодня недостаточно задействованы возможности средств массовой информации, искусства, литературы для формирования взаимной культуры межнациональных отношений. Формальная пропаганда абстрактной толерантности отталкивает многих людей. Серьёзной задачей для деятелей культуры является создание современных качественных произведений, раскрывающих позитивные стороны дружбы разных народов России. Нам нужно, наравне с передовыми знаниями и технологиями, созидать и передовую культуру, общую систему ценностей и смыслов для всего многонационального российского народа.
Благодарю за внимание.